Вечная человеческая
дилемма - на каком языке общаться: на языке приказов или языке компромиссов?
"Когда как", - ответит реалист и прагматик. "И все-таки - переговоры",
- сделает выбор мудрец. До 1 сентября у нас немногим более месяца,
чтобы узнать, каким из этих двух путей разрешится противоречие, 'возникшее
на самой мирной и почитаемой московской территории, "территории знаний",
в МГУ.
У каждого из нас свои ассоциации при
упоминании Учебно-научного центра до-вузовского образования МГУ. Большинство
вспомнит о самых популярных вот уже 40 лет в Москве и в России подготовительных
курсах для абитуриентов. Недорогих и эффективных. 48% их выпускников
становятся студентами Московского университета. У кого-то дети ездят
в Школы юных при университетских факультетах или в вечернюю гимназию.
Кто-то из родителей покупал чадам хорошие пособия для абитуриентов,
издаваемые теперь Центром, или книжки для старшеклассников, проявляющих
повышенный интерес к наукам. Не счесть москвичей, кстати, не только
юных, но и взрослых, прошедших через Лекторий выходного дня в старинном
здании университета на Моховой. А некоторым маленьким счастливчикам
довелось в последние годы пройти курс начальной школы в новаторском
мини-лицее "Чашниково" (языки, информатика, музыка, спорт, психология
и т.д.)...
Все это Центр, созданный как новая структура
- дочернее предприятие МГУ- в 1992 году и объединивший в стройную
систему существовавшие отдельные формы довузовской подготовки. Стали
их совершенствовать, добавили новые. Авторитет Центра заметно вырос.
И все - сами, без всякой материальной помощи учредителя. Оказалось,
финансовая и юридическая самостоятельность дают возможность более
гибко развиваться: приглашать, заинтересовав их, наиболее компетентных
преподавателей, внедрять новые методы обучения с использованием компьютерной
техники... Прибыль при такой деятельности - минимальная, и ту сразу
же реинвестировали в учебный процесс.
Между тем в России был принят новый
Гражданский кодекс, из которого исчезло понятие "дочернее предприятие",
зато появилось другое - "автономная некоммерческая организация",
по сути близкое тем принципам, которые закладывались при создании
Центра. Возникла необходимость переработать уставные документы, что
не составляет проблемы и не требует расформирования старой структуры,
нужно только время. Однако уважаемый ректор Московского университета
Виктор Антонович Садовничий издает "радикальный" приказ:
приостановить до 31 августа прием слушателей в Центр и обучающихся
в мини-лицей "Чашниково". Предполагается и другое: вместо
самостоятельного Центра организовать университетское структурное подразделение
с передачей всех прав руководству университета. Серьезного, во всяком
случае - всестороннего, изучения вопроса, на взгляд директора Центра
Игоря Владимировича Кривченкова, этому не предшествовало. А почему?
Ведь очутились "в подвешенном состоянии" люди, новые наработки
и проекты, набор учащихся и слушателей, начало учебного года... Лучшие
педагоги уже вынуждены подыскивать себе работу. А родители уже забирают
детей из лицея. С великим трудом отлаженный учебный процесс практически
сломан.
Несомненно, у ректора - свои основания,
и, несомненно, веские. Но ведь о них не знают ни сотрудники Центра,
ни его Ученый совет, более чем на две трети состоящий из профессуры
Московского университета. Так же как они, в свою очередь, не могут
ректору лично поведать свои точки зрения, их просто не принимают.
Быть может, в этом и есть "корень" проблемы: что не состоялось
встречи, обсуждения, полемики, не состоялось ДИАЛОГА, который часто
один только и приводит к принятию оптимального решения?..
...Быть услышанными - нормальное желание
людей, у которых есть аргументы, которым не все равно, которые "проросли"
в свое дело и за него болеют. Впрочем, как, без сомнения, болеет и
другая сторона - за то же самое дело. Вот ведь парадокс... Все хотят,
как лучше. А получается - сами знаете как... Хорошо, что еще есть
время. И есть надежда. Еще обо всем-обо всем можно спокойно договориться.
"И все-таки - переговоры!.."