Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abiturcenter.ru/doc/rosbalt.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:04:02 2016
Кодировка: UTF-8
Untitled Document

 

Проблемы коммерции и бездуховности
в российском образовании

На круглом столе ?Выпускник 2004- президент 2024? в агентстве ?Росбалт? вчера обсуждали вопросы модернизации российского образования.

Приоритетами модернизации образования на данном этапе должны стать полный и оперативный мониторинг образовательных учреждений, политика связей с общественностью и оптимизация сети общественного образования. Об этом заявил начальник отдела модернизации образования, международного, регионального сотрудничества и общественных связей Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга Леонид Илюшин. ?Сейчас общество абсолютно не информировано о тех процессах, которые происходят в сфере образования, ? отметил он. ? Родители пребывают в ужасе от введения единого государственного экзамена, поскольку ничего о нем не знают. Потому надо выработать политику освещения процессов модернизации и вовлекать в этот процесс учителей, родителей, учеников?.

По словам Леонида Илюшина, оптимизация сети образования невозможна без понимания профессионального заказа. ?Система средних профессиональных учебных заведений сейчас не может предоставить на рынок труда тех специалистов, которые востребованы предприятиями?, ? отметил он. Кроме того, профильное образование должно представлять учащемуся не только выбор предмета изучения, но и форму обучения. ?Неплохо было бы создать некую общественную организацию, которая могла бы проводить независимую экспертизу учебных заведений на предмет определения лучших школ, вузов, лицеев, ? рассказал Леонид Илюшин, ? причем этот рейтинг должны составлять сами ученики и их родители?.

В российском образовании повысился уровень его бессистемности. Об этом сообщил член-корреспондент Российской академии образования Олег Лебедев. По его словам, в настоящее время молодые люди, не доверяя государственному образованию, пытаются получить необходимые им в жизни знания в частных школах, у репетиров, на различных курсах. Также получил широкое распространение экстернат. ?Получается, что образовательные учреждения не выполняют свои функции, а это значит, что такую систему образования, которую мы имеем сейчас, необходимо менять?, ? подытожил Олег Лебедев.

По его словам, главным риском модернизации существующей системы образования может стать ее частичный, не полный процесс, продвигающийся лишь на энтузиазме педагогов. Кроме того, чтобы модернизация была положительной, она должна вестись не только на государственном уровне ? в ней должен участвовать и быть заинтересован каждый, поскольку именно качественное образование гарантирует в будущем достойный уровень жизни.

По мнению заведующего кафедрой педагогики и андрогогики Университета педагогического мастерства Семена Вершловского модернизация образования основана на развитии у учащегося технократичности, а не духовности. Такие выводы можно сделать на основе социологических исследований, в результате которых выяснилось, что современные молодые люди считают, что они стали более подготовленными к жизни и профессиональной деятельности, но при этом вклад в эту подготовку школы снизился до 35%.

?Повышение функционального уровня выпускника при стимулировании его индивидуальности угрожает колоссальным снижением духовности общества, ? отметил Вершловский. ? То, что школа будет готовить учащихся не к жизни в обществе, а к востребованности на рынке труда, может привести к развалу этого самого общества, поскольку нарушает ценностный мир молодого поколения?.

Доля коммерциализации образования в России ? одна из самых высоких в мире, заявила депутат Государственной думы Оксана Дмитриева. ?В наших образовательных учреждениях доля платных услуг составляет около 50%, ? заметила она, ? в то время как в Европе она составляет менее 10 %, а в США, где образование традиционно платное ? 30%. И при этом государство не разрабатывает никакого механизма поддержки образования?.

По словам депутата, чтобы учебные заведения готовили квалифицированные кадры, необходимо увеличивать долю бесплатных мест, поскольку студенты, обучающиеся на коммерческих условиях и имеющие низкий уровень довузовской подготовки, дискредитируют престиж вуза. ?Если мы хотим в будущем иметь конкурентоспособную экономику и сильное государство, мы уже сейчас должны думать о качественном образовании, ? сказала Оксана Дмитриева, ? а в вузах должны учиться умные и талантливые выпускники?.

В свою очередь депутат Госдумы отметила, что коммерческие учебные заведения пока не могут составить конкуренцию государственным. Несмотря на все трудности финансирования высшей школы, ректоры многих вузов, например, Московской финансовой академии, отрицательно относятся к увеличению процента приема студентов на коммерческой основе. ?Это дискредитирует имидж заведения?, ? считает Оксана Дмитриева. По ее словам, у коммерческих учебных заведений должен быть иной, отличный от государственного образования, путь развития. ?Конкурентное образование ? качественное образование, ? отметила депутат. ? Во всем мире увеличивается доля бесплатного образования, разрабатываются механизмы кредитования образования. Нам надо просто развивать международное сотрудничество в образовательной сфере?.

Оксана Дмириева высказалась также по поводу социального заказа в образовании. По ее мнению он приведет к выводу бюджетных средств в систему негосударственного сектора. ?Социальный заказ дает возможность получения средств из бюджета тем людям, которые не сильны в педагогике и методике преподавания, но сильны в борьбе за получения социального заказа, ? пояснила она. ? При этом эти люди сами не дадут хорошего образования, и не позволят этого сделать высококвалифицированным педагогам?. По словам Оксаны Дмитриевой, финансирование школы должно производиться с учетом коэффициента ее специализации и количеству учеников.

?Я также против перевода образовательных учреждений в разряд автономных некоммерческих образований, ? заявила она. ? Потому что сегодня в попечительском совете такого образования 50% представителей государства, а дальше ? меньше. Через некоторое время в здании школы открывается фитнес-центр. Это ?двухходовка?, позволяющая без приватизации получить в собственность недвижимость, перевод государственной собственности в частный сектор?.

Директор петербургской школы ?Студиум? Наталия Микловас считает, что при существующем отношении государства к частным образовательным учреждениям последних не спасет даже наличие богатых спонсоров. ?Если нашей задачей будет постоянный поиск состоятельных меценатов, то ничего хорошего не получится, ? сказала она. ? Механизм инвестиций в развитие частных школ должен быть разнообразным?. По ее словам, частные учебные заведения должны иметь право на некоторые льготы. ?Если сейчас в Петербурге все-таки отменят льготный коэффициент на аренду для образовательных учреждений, то большинство частных школ закроются, ? пояснила она. ? А это значит, что на улице останутся 11 тыс. детей, а 4 тыс. учителей потеряют работу?.

Наталия Микловас отметила, что государство и частные образовательные секторы должны объединить усилия для достижения высокого качества образования, востребованного в различных сферах жизни, вместе искать и вырабатывать механизм общения и взаимодействия, поскольку цель у них единая.

Депутат Законодательного Собрания Петербурга Андрей Ловягин высказал мнение, что система оплаты труда учителей должна стимулировать у педагогов желание повышать свою квалификацию. ?Сейчас ставка учителя 7-й категории и учителя 16-й категории не сильно отличается, но такого быть не должно, ? сказал он. ? Необходимо уходить от практики ?уравниловки? оплаты труда преподавательского состава и финансово стимулировать у педагогов желание к повышению квалификации?. Это, по его словам, должно привести к повышению качества образования.

?Сейчас нельзя преподавать старыми методами, потому что мир изменился, у учащихся другие потребности, ? заявил Ловягин. ? Необходимо уже сейчас проводить анализ приоритетных направлений развития образования, формировать политику новых государственных стандартов, в том числе и в кадровом потенциале?.

Основной итог дискуссии ? модернизация образования необходима. При этом в нем должны участвовать государственные и коммерческие учебные заведения, а также общественность и СМИ. Приоритетная роль государства сомнений не вызвала, хотя необходимость развития коммерческого образования также не отрицалась.

ИА Росбалт