Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chem.msu.ru/rus/journals/xr/agro.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Fri Feb 28 02:53:28 2014
Кодировка: Windows-1251
Состояние химизации агропромышленного комплекса России
ChemNet
 

Состояние химизации агропромышленного комплекса России

Россия располагает значительным сырьевым, научно-техническим, производственным и потребительским потенциалом, необходимым для развития промышленности минеральных удобрений. Количество удобрений, используемых для повышения плодородия почв - один из факторов, определяющих решение проблемы экономической и продовольственной безопасности страны.

Сельскохозяйственный сектор имеет в своем распоряжении 117 млн.га пашни, но используется она в последние годы не полностью. Посевные площади составили в 1997 г. - 96,4 млн.га, а в 1998 г. - 90,9 млн.га. Основное уменьшение произошло за счет площадей, занятых под зерновые культуры, сахарную свеклу, лен-долгунец. Резкое сокращение производства зерна (до 70 млн.т) и других сельскохозяйственных культур в последние годы связано как сокращением посевных площадей, так и со снижением применения минеральных удобрений (табл. 1).

Табл. 1 Внесение удобрений на 1 га пашни, кг питательных веществ

  1965г. 1975г. 1987г. 1990г. 1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995-1998гг.
Всего, в том числе: 19,7 59,9 106,3 85,0 78,0 43,0 28,9 10,9 11,0
N 6,5 24,1 46,0 85,0 33,0 21,0 16,4 7,0 7,0
P2O5 6,1 17,2 33,0 31,0 25,0 11.0 7,0 2,3 2.0
К20 7,1 17,2 27,0 19,0 20,0 11,0 5,5 1.6 2,0
Урожайность зерна, п/га 9- 16 10-16  

 

14-18  

 

 

 

11-14

В конце 80-х годов потребление фосфорсодержащих удобрений превышало 30 кг P2O5 /гa, в настоящее время оно составляет лишь P2O5/гa. Соответственно, внесение азотных удобрений снизилось с 46 до 7 кг/га, а калийных с 27 до 2 кг/га.

Потребность в минеральных удобрениях (по данным ЦИНАО) находится на уровне 12-16 млн.т питательных веществ, которые вполне способна удовлетворять наша промышленность: существующие общие мощности минеральных удобрений составляют 19,7 млн.т, в том числе 8,2 млн.т N, 4,9 млн.т P2O5,6,6млн.т K2O, однако используются они далеко не полностью (табл.2).

Таблица 2 Производство минеральных удобрений, млн.т питательных веществ

  1991г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г.
Всего, в том числе: 15.04 9,74 9,35 9,53 9,7
N 6,68 4,98 4,69 4,29 4,40
P2O5 4,09 1,93 1,97 1,80 1,80
K2O 4,27 2,83 2,67 3,44 3,50

При этом значительная доля минеральных удобрений экспортируется, а потребление их в сельском хозяйстве не возрастает (табл.3) из-за отсутствия средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей на их приобретение.

Таблица 3. Распределение минеральных удобрений на внешнем и внутреннем рынках, млн.т питательных веществ

  Экспорт Потребление на внутреннем рынке
  1996г. 1997г. 1998г. 1996г. 1997г. 1998г.
Всего, в том числе: 7,32 7,96 7.0 1,58 1,66 1,65
N 3,72 3,19 2,85 0,98 1,0 1,0
P2O5 1,20 1,37 1,15 0,38 0,36 0,40
K2O 2,40 2,90 2,90 0.22 0,30 0,25

Наряду со снижением потребления минеральных удобрений резко нарушилось и соотношение используемых в растениеводстве питательных веществ, что также отражается на эффективности их использования.

Применяемые сегодня меры по подъему агрохимической отрасли и аграрного сектора экономики путем государственных дотаций не приводят к желаемым результатам. Ежегодные постановления Правительства (последнее время 2   раза в год), предлагающие компенсацию части стоимости применяемых удобрений (20-30%)не влияют на рост их потребления. Очевидно, что такое решение проблемы не устраивает ни потребителей ( им необходимо изыскать еще 70-80%  средств для закупки средств химизации), ни производителей, так как платежеспособный спрос на рынке не расширяется.

Если применяемая финансово-экономическая система в течение 8 лет не работает, пора подумать о ее дееспособности. Реализация удобрений по себестоимости или по толлинговой схеме также не оживляет рынок. Поэтому основная масса удобрений экспортируется. В то же время, установление экспортных пошлин не только не стимулирует рост внутреннего потребления, но приведет к снижению валового национального продукта, уменьшению рабочих мест, еще более низкому использованию производственных мощностей большой группы заводов. Таким образом, и этот шаг не будет способствовать развитию производства и внутреннего рынка средств химизации.

Что же касается цен на минеральные удобрения, то их величина на внутреннем и внешнем рынке может расходиться, поскольку они формируются спросом и предложением. Мировой опыт подтверждает, что в большинстве развитых стран (США, Канада и др.) внутренние цены выше цен на внешнем рынке, что обусловлено поддержкой государством (прямо или косвенно) собственного производителя.

Во всем мире активный процесс химизации сельского хозяйства всегда находится под контролем и вниманием государства, которое воздействует на него разными путями: дотацией, снижением налогов, компенсацией дешевыми потребительскими товарами. Такие действия возможны, но они затруднены в нашей стране из-за громоздкости территории и ряда условий: климатических, погодных и, что самое главное, из-за разного уровня экономического состояния хозяйств. Следствие этих различий - не целевое использование средств, отпускаемых государством на химизацию.

Удобрения эффективны при правильном их применении - это непреложный факт. Они самоокупаемы и могут создавать прибыль за счет прибавки урожая от их применения, которая вполне обеспечивает развитие сырьевых, производственных и сервисных объектов. Поэтому все усилия должны быть направлены на создание гарантированного отечественного спроса. Механизм таких действий должен быть тщательно проработан и реализован на практике.

Смысл такого механизма заключается в том, что дотации государства необходимо сосредоточить в Федеральном стабилизационном агрохимическом фонде, который должен быть гарантом расчетов регионов с производителем. Стабилизационный агрохимический фонд является накопительным. Условия - рыночные, гарантии - государственные. Средства фонда направляются только на процесс химизации сельского хозяйства. В рамках фонда разрабатывается методика отчислений налогов, платежей, величин преференций, паритеты цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в зависимости от уровня используемых средств химизации.

Некоторых специалистов смущает сочетание рыночной экономики и активное воздействие на рассматриваемый процесс государства. Но он существует во всех развитых странах мира, бюджет которых сбалансирован, прежде всего, из-за рентабельности собственных производителей. Такой подход позволит не только в принципе изменить ситуацию на внутреннем рынке средств химизации, но и в короткие сроки вывести отечественное сельское хозяйство на уровень передовых стран.

П.В.Классен,Ю.А. Забелешинский
ОАО "НИУИФ им. Я.В.Самойлова"


Быстрая навигация по серверу:
Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
webmaster@www.chem.msu.su