Химия в школе
Школьное химическое образование в России:
стандарты, учебники, олимпиады, экзамены
В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко,
В.В.Лунин, О.Н.Рыжова
Химический факультет Московского
государственного университета им. М.В.Ломоносова
Химия
- наука общественная в том смысле, что
она развивается, в первую очередь, в тех направлениях, которые диктуются
общественными потребностями. Содержание химического образования, в том числе
школьного, также определяется общественными интересами и отношением общества к
науке. В России под влиянием западных финансовых институтов сейчас происходит
реформа (модернизация) всей системы образования с целью "вхождения новых
поколений в глобализованный мир". Эта реформа в том виде, в каком она была
задумана, представляла серьезную угрозу для химического образования в России.
Стремительное проведение реформы могло привести к тому, что предмет
"Химия" в школе был бы ликвидирован и заменен интегрированным курсом
"Естествознание". Этого удалось избежать.
Реформа
проявилась в другом. Принципиально новое ее следствие состоит в том, что
впервые в стране подготовлен единый государственный стандарт школьного образования,
в котором четко сформулировано, чему и как учить в школе. В стандарте
закреплено преподавание химии по концентрической схеме с разделением общего
(8-9 классы) и среднего (10-11 классы) образования. Несмотря на свою жесткую
структуру, новый стандарт учитывает тенденции развития современной химии и ее
роль в естествознании и в обществе и может послужить инструментом развития
химического образования. Первый шаг в использовании нового стандарта школьного
химического образования уже сделан: на его основе создан проект школьной
программы и написаны школьные учебники по химии для 8 и 9 класса.
Реферат.
Обсуждается современное состояние школьного химического образования в
России. Принципиальная новизна ситуации состоит в том, что впервые подготовлен
единый государственный стандарт школьного образования. Рассмотрены идейные
предпосылки и содержание стандарта по химии. Представлены концепция и методические
принципы новой школьной программы по химии и нового комплекта школьных
учебников, написанных авторским коллективом химического факультета МГУ на
основе этого стандарта. Обсуждена роль химических олимпиад в системе школьного
образования.
Естественные
науки во всем мире переживают нелегкие времена. Финансовые потоки уходят из
науки и образования в военно-политическую сферу, престиж научных работников и
преподавателей падает, а необразованность большей части общества растет
стремительными темпами. Миром правит невежество. Дело доходит до того, что в
Америке правые христиане требуют юридической отмены второго закона
термодинамики, который, по их мнению, противоречит религиозным доктринам.
Больше
других естественных наук страдает химия. У большинства людей эта наука
ассоциируется с химическим оружием, загрязнением окружающей среды, техногенными
катастрофами, производством наркотиков и т.д. Преодоление "хемофобии"
и массовой химической безграмотности, создание привлекательного общественного образа
химии - одна из главных задач школьного
химического образования, современное состояние которого в России мы хотим обсудить.
Содержание
Работа выполнена
благодаря частичному финансированию Государственной программой поддержки
ведущих научных школ Российской Федерации (проект НШ ? 1275.2003.3).