Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chem.msu.ru/rus/vmgu/00add/014/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Fri Feb 28 07:29:30 2014
Кодировка: Windows-1251
О содержании программы курса "Методика обучения химии"
ChemNet
 
Вестник Московского Университета, серия "Химия"

О содержании программы курса 'Методика обучения химии'

Сиянко П.И., Лагуткина Е.В.

Алтайский государственный университет, Барнаул

Одной из важнейших задач химических факультетов классических университетов является подготовка педагогических кадров для средней школы, вузов и других типов учебных заведений. Анализ данных о распределении выпускников Алтайского государственного университета за последние 20 лет показывает, что большая часть (> 95%) выпускников факультета, избравших своей профессией работу педагога, работает в средней школе. Следовательно, курс 'Методика обучения химии' должен стать основой подготовки учителя химии средней школы и других образовательных учреждений подобного типа. Необходимо обратить внимание на то, что на весь курс 'Методика обучения химии' по учебному плану отводится всего 50 аудиторных часов, и 10 учебных недель на педагогическую практику в средней школе. В связи с этим основными задачами этого курса являются знакомство студентов с основными понятиями методики обучения химии, методической литературой, обучение методам решения задач по химии, приобретение навыков демонстрирования химических опытов, тематического, поурочного планирования и анализа уроков по химии. Это позволит подготовить студентов к педагогической практике, где они закрепляют и совершенствуют полученные знания в реальном учебном процессе.

К сожалению, рекомендуемая министерством программа курса 'Методика обучения химии' (авторы: В.В.Лунин, С.Ф.Дунаев, О.С.Зайцев, МГУ) [1] не совсем отвечает выше указанным задачам курса, а в большей мере отражает особенности методики обучения химии в высшей школе. Так, например, в очень большом разделе программы 'Содержание курса химии' отсутствуют вопросы: новые программы по химии в средней школе, особенности их построения и содержания, понятие о стандарте образования по химии в средней общеобразовательной школе. Последний вопрос в настоящее время очень актуален в связи с правом учителя и школы выбирать программу обучения учащихся.

В разделе 'Организационные формы обучения химии' в теме 'Урок в средней школе, его структура и организация' необходимо дополнение: классификация уроков, требования к современному уроку химии, основные принципы составления тематического и поурочного планирования уроков, анализ уроков. В разделе 'Контроль знаний по химии' не полно рассмотрены методы, формы и виды контроля знаний умений и навыков по химии, особенности устного, письменного и экспериментального контроля знаний по химии.

По нашему мнению в программе не полно разработан раздел 'Практические работы по методике обучения химии'.

В Алтайском государственном университете на практические занятия по курсу 'Методика обучения химии' отводится 28 часов. Из них часть занятий посвящена отработке навыков демонстрирования наиболее сложных и опасных опытов, предусмотренных программой химии средней школы, по темам: 'Водород', 'Кислород', 'Азот', 'Галогены', 'Общие свойства металлов', а также 'Опыты с электрическим током', 'Занимательные опыты по химии'. На практических занятиях студенты рассматривают методы решения различных видов задач по химии, тематическое и поурочное планирование. При этом они выполняют индивидуальные задания по решению задач (30 задач), составляют тематический план одной из тем школьного курса и три плана - конспекта уроков различных типов.

На 8-ми недельной педагогической практике студенты университета проводят не менее 14 уроков по химии в одном из классов, причем около 10 уроков на оценку, организуют внеклассную работу по химии.

Список использованной литературы

1. Программы дисциплин образовательной программы по специальности 01100-ХИМИЯ. Москва 1999 г.




Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору