О содержании программы курса 'Методика обучения химии'
Сиянко П.И., Лагуткина Е.В.
Алтайский государственный университет, Барнаул
Одной из важнейших задач химических
факультетов классических университетов является подготовка педагогических
кадров для средней школы, вузов и других типов учебных заведений. Анализ данных
о распределении выпускников Алтайского государственного университета за
последние 20 лет показывает, что большая часть (> 95%) выпускников факультета, избравших своей
профессией работу педагога, работает в средней школе. Следовательно, курс
'Методика обучения химии' должен стать основой подготовки учителя химии средней
школы и других образовательных учреждений подобного типа. Необходимо обратить
внимание на то, что на весь курс 'Методика обучения химии' по учебному
плану отводится всего 50 аудиторных
часов, и 10 учебных недель на педагогическую практику в средней школе. В
связи с этим основными задачами этого курса являются знакомство студентов с
основными понятиями методики обучения химии, методической литературой, обучение
методам решения задач по химии, приобретение навыков демонстрирования
химических опытов, тематического, поурочного планирования и анализа уроков по химии. Это позволит подготовить
студентов к педагогической практике, где они
закрепляют и совершенствуют полученные знания в реальном
учебном процессе.
К сожалению, рекомендуемая министерством программа курса 'Методика
обучения химии' (авторы: В.В.Лунин, С.Ф.Дунаев, О.С.Зайцев, МГУ) [1] не совсем
отвечает выше указанным задачам курса, а в большей мере отражает особенности
методики обучения химии в высшей школе. Так, например, в очень большом разделе
программы 'Содержание курса химии' отсутствуют вопросы: новые программы по
химии в средней школе, особенности их построения и содержания, понятие о
стандарте образования по химии в средней общеобразовательной школе. Последний
вопрос в настоящее время очень актуален
в связи с правом учителя и школы
выбирать программу обучения
учащихся.
В разделе
'Организационные формы обучения химии'
в теме 'Урок в средней школе, его структура и организация' необходимо дополнение: классификация уроков, требования к современному
уроку химии, основные принципы составления тематического и поурочного
планирования уроков, анализ уроков. В разделе 'Контроль знаний по химии' не
полно рассмотрены методы, формы и виды контроля знаний умений и навыков по
химии, особенности устного, письменного и экспериментального контроля знаний по
химии.
По нашему
мнению в программе не полно разработан раздел 'Практические работы по методике
обучения химии'.
В
Алтайском государственном университете на практические занятия по курсу
'Методика обучения химии' отводится 28 часов. Из них часть занятий посвящена
отработке навыков демонстрирования наиболее сложных и опасных опытов,
предусмотренных программой химии средней школы, по темам: 'Водород',
'Кислород', 'Азот', 'Галогены', 'Общие свойства металлов', а также 'Опыты с
электрическим током', 'Занимательные опыты по химии'. На практических занятиях
студенты рассматривают методы решения различных видов задач по химии,
тематическое и поурочное планирование. При этом они выполняют индивидуальные задания
по решению задач (30 задач), составляют тематический план одной из тем
школьного курса и три плана - конспекта уроков различных типов.
На 8-ми недельной
педагогической практике студенты университета проводят не менее 14 уроков по химии в одном из классов,
причем около 10 уроков на оценку, организуют внеклассную работу по химии.
Список
использованной литературы
1. Программы дисциплин образовательной программы по специальности
01100-ХИМИЯ. Москва 1999 г.