Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chem.msu.ru/rus/vmgu/00add/015/discussion.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Fri Feb 28 08:42:15 2014
Кодировка: Windows-1251
Вопросы и комментарии
ChemNet
 
Вестник Московского Университета, серия "Химия"

Специализация "Медицинская химия" в образовательном процессе высшей школы (новые учебные программы)

О.Н.Зефирова, Н. С. Зефиров

Вопрос.(Ильина Е.Г. АГУ, Барнаул) Очень интересная и перспективная специализация. Какую литературу Вы используете? Что является предметом обсуждения на семинарах? Есть ли лабораторные работы (и какие)? Каковы темы курсовых и дипломных работ? С уважением. Е.Г. Ильина.

Ответ.(Зефирова О.Н. МГУ, Москва) Большое спасибо Елене Георгиевне Ильиной и всем участникам, проявившим интерес к нашему предмету. Вот несколько учебников, которые мы использовали при подготовке лекций:
1. Wermuth C.(ed.) The practice of medicinal chemistry. 1995.
2. Patrick G.L. Introduction to Medicinal Chemistry. London Paisley University, 1995.
3. Medicinal chemistry. Principles and practice. (F. D. King, ed.). 1995, 1997.
4. Gringauz A. Introduction to medicinal chemistry: how drugs work and why. Wiley-VCH, 1997.
5. The RBI Handbook of Receptor Classification (eds. J. W. Kebabian, J. L. Neumeyer), 1995.
6. Nogrady (Thomas). Medicinal chemistry: a biochemical approach. (2nd ed.), 1989 (правда, эта книга немного устарела).
7. Kubinyi H. QSAR: Hansch Analysis and Related Approaches (Methods and Principles in Medicinal Chemistry, Vol.1), VCH, 1993.
8. A textbook of drug design and development. (Krogsgaard-Larsen P., Liljefors T. eds.). 1996.
Кроме того, мы активно используем Journal of Medicinal Chemistry (кстати, он тоже есть в Medline) К сожалению, на русском языке подобной литературы нет. При изложении темы о рецепторах, можно использовать небольшие фрагменты книги П. В. Сергеева и др. Рецепторы. (2000). На семинарских занятиях мы, в основном даем задачи двух типов. 1. "Структурные задачи", когда даются структуры различных соединений, а студенты должны предположить мишени их действия в организме. Или, например, такой вариант: дается соединение, обладающее двумя видами физиологической активности, и нужно так изменить его структуру, чтобы остался только один вид активности.

Второе, "Теоретические задачи", то есть предназначенные для проработки наиболее важных разделов лекций. Вот пример такой задачи: "Объясните на молекулярном уровне причину заболевания, которое называется "Острая непреодолимая тяга к углеводам", при котором нужно съесть огромное количество углеводной пищи, чтобы снять депрессию. Какие препараты (имеется в виду механизм действия ) можно предложить для лечения этого заболевания?" (В данном случае речь идет о нарушении серотонинэргической передачи в организме). Кроме того, в конце каждого семестра мы даем студентам оригинальные статьи по медхимии для докладов на семинарах. Лабораторные и курсовые работы по нашему предмету пока не предусмотрены, но дипломные работы есть (и много!) и все они базируются на "трех китах" (как и сама медхимия) - компьютерное моделирование и QSAR, синтез и тестирование на определенную физиологическую активность. QSAR и синтез студенты делают сами, с моделированием помогают руководители, а тестировать отдаем в дружественные организации. По такой схеме сейчас делаются дипломы по созданию нейропротекторов (антагонистов глутаматных рецепторов), противораковых препаратов (действующих на полимеризацию тубулина), аналогов мелатонина и др. С уважением, О. Н. Зефирова.

Вопрос.(Ильина Е.Г. АГУ, Барнаул) <<спрос на специалистов?>> Уважаемая Ольга Николаевна, большое спасибо за подробный ответ. У меня еще вопросы к Вам. Каким образом Вы и дипломники проверяете физиологическое действие синтезированных веществ? Ведь это довольно длительный процесс. Видимо Вы интересуетесь судьбой Ваших выпускников. Есть ли спрос на специалистов подобной специализации в России? Где работают Ваши выпускники? Имеют ли возможность студенты других университетов обучаться на данной специализации? Если да, то как это осуществить?

Ответ.(Зефирова О.Н. МГУ, Москва) Физиологическое действие синтезированных веществ мы проверяем не сами, это делается в других Институтах, например, в ИФАВ РАН (г. Черноголовка). Те виды тестирования, которые делают там (например, проверка вещества на стимуляцию входа ионов кальция в каналы), не слишком длительны - занимают от двух недель до месяца. Хотя существуют такие виды активности (например, для некоторых типов противораковых препаратов), которые приходится измерять за границей, что, конечно, длится долго и вносит существенные изменения в стандартный план работы по созданию таких веществ. Но подобные темы мы дипломникам не предлагаем, а даем только аспирантам. Что касается выпускников, то поскольку мы начали эту специализацию совсем недавно, то можно говорить лишь об одном полноценном выпуске медхимиков весной этого года, когда было защищено около 15 дипломов по медхимии. Часть наших бывших студентов продолжает работу в этой области в аспирантуре на нашей кафедре или в других Институтах (например, в Институте биомедицинской химии). Несколько наших выпускников работают в совместной российско-американской фирме, занимающейся комбинаторным синтезом (то есть, в смежной с медхимией области, так как комбинаторный синтез и примыкающий к нему скрининг соединений на физиологическую активность дают возможность найти новые структурные прототипы лекарственных веществ). Что касается возможности обучения студентов других университетов данной специализации, то для этого нужно только решить бытовые вопросы, касающиеся предоставления общежитий и т. п. И можно ходить на наши лекции (курс начинается в весеннем семестре), семинары, практикум по компьютерному моделированию, делать экспериментальную работу. Можно также поступить к нам в аспирантуру - у нас сейчас работают несколько аспирантов из других университетов. Так что - приезжайте! С уважением, О. Н. Зефирова

Вопрос.(Поройков В.В. НИИ Биомедицинской химии РАМН, Москва) Скажите, пожалуйста, что подразумевается под термином "лидирующее соединение"? Lead compound?

Ответ.(Зефирова О.Н. МГУ, Москва) Да, Вы правы, под понятием "лидирующее соединение" подразумевается именно lead-compound. Возможно, термин "лидирующее соединение" звучит немного жаргонно, и было бы лучше говорить "соединение-лидер". Иногда в русской литературе для обозначения структурного прототипа будущего лекарства используется также термин "базовое соединение". С уважением, О. Н. Зефирова.

Комментарий. (Поройков В.В. НИИ Биомедицинской химии РАМН, Москва) Все-таки, по смыслу в англоязычной литературе под "лидирующим соединением" подразумевается "drug-candidate", поэтому "базовая структура" или "базовое соединение" - лучше. В книге Вермута, наряду со специальными вопросами, рассмотрены некоторые общие проблемы создания лекарств (юридические, патентные и т.п.). В какой мере эти вопросы затрагиваются в Вашем спецкурсе? Или же студенты химфака все на эту тему знают из других курсов?

Ответ.(Зефирова О.Н. МГУ, Москва) Раньше на химическом факультете был курс патентоведения, но теперь он или отменен или читается факультативно, поэтому в нашем спецкурсе мы затрагиваем вопросы, связанные с юридическими или патентными аспектами создания лекарств. Но, конечно, мы не можем рассказать все, что написано по этому поводу в книге Вермута, так как на эту тему имеем в распоряжении не больше одной лекции. Поэтому даем только самое основное относительно чистоты патента, прохождения фармкомитетов и т. п. С уважением, О. Н. Зефирова.




Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору