Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chronos.msu.ru/old/publications/ast_review/review_1.html
Дата изменения: Sat Dec 14 12:41:08 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 13:27:42 2014
Кодировка: Windows-1251
Review in Physics World
О сайте | Время и космология | Время и кванты | Переводы | Истории открытий | Философия | Ссылки | Обновления | Написать мне | English
фото

Бесконечность вариантов: Исследования и изображения времени

http://www.infiniteinstances.com/

Mark Batty Publisher,2011, Нью-Йорк.
Куратор, редактор и дизайнер Ольга Аст.

***

Издательством Mark Batty Publisher в 2011 году выпущен сборник 'Infinite Instances: Studies and Images of Time' ('Бесконечность вариантов: исследования и изображения времени'). Эта книга является собранием статей и художественных материалов, представленных незадолго до этого в Нью-Йорке на конференции-выставке 'ArcheTime', подготовленной и организованной Ольгой Аст на площадке 'Tank Space for Performing and Visual Arts' ('Аквариум перформансов и визуальных искусств'). Более шестидесяти художников, ученых, архитекторов, писателей, поэтов, музыкантов и киноработников из Нью-Йорка, Москвы, Торонто, Амстердама, Лос-Анжелеса, Балтимора, округа Вашингтон и других городов участвовали в этом событии.

Среди российских участников представлены математик и поэт Владимир Аристов, биолог Алексей Шаров, физик Михаил Шульман, информационный архитектор Юлия Друк, физиологи Александр Кроник и Евгений Головаха, поэты и писатели Илья Бернштейн, Евгений Осташевский, Матвей Янкелевич и Владимир Тучков, художники Ольга Аст, Ирина Данилова, Елизавета Грачева и Екатерина Кроник. В книгу, кроме того, включены произведения Осипа Мандельштама и Александра Введенского, а также первый перевод на английский язык текста Даниила Хармса 'О существовании, о времени, о пространстве '.

Вот что написала в своей рецензии на книгу в британском журнале Physics World (Мир Физики) старший график-дизайнер издательства IOP Publishing Фред Свист

( www.physicsworld.com/cws/article/indepth/2012/aug/23/reflections-on-time
или www.infiniteinstances.com/infinite_instances_review/):

'Конференция ArcheTime была совершенно непохожа на большинство тех встреч, которые проводятся физиками. Это событие, организованное концептуальным художником Ольгой Аст, в июне 2009 г. собрало вместе более 60 человек самых разных профессий, включая художников, философов, писателей, фотографов, кинематографистов, равно как и ученых. Наряду с программой выступлений и панельных дискуссий проходила выставка художественных произведений, инсталляций и видеороликов, выступления известного художника, ударника, композитора и импровизатора Джесса Стюарта, кинематографиста-экспериментатора Кена Джакобса и самой Ольга Аст.

Подобный междисциплинарный дух необходим, поскольку темой конференции было Время, и, по словам научно-популярного писателя (и участника конференции) Джорджа Массера, 'наш опыт времени так фундаментален и так таинственен, что призван охватить все сферы человеческой деятельности.' Сейчас, спустя три года, Ольга Аст подготовила замечательный сборник - 'Бесконечность вариантов: исследования и изображения времени' - в котором вместе собраны произведения, представлявшиеся на ArcheTime.

Как и на самой конференции, в 'Бесконечности вариантов' время рассматривается под разными углами, объединяя технические публикации ученых с творческими работами художников и оригинальными разработками дизайнеров. Коллекция визуальных представлений и текстовые сюжеты не подчиняются единому порядку, а листая страницы сборника, вы ощущаете определенное двухголосие.

С одной стороны, со временем экспериментируют, как с чем-то органическим, живым, движущимся, растущим - например, в работе Катинки Тилеи 'Мое время', где время отсчитывается с помощью водорослей, растущих с различной скоростью в зависимости от количества поступающего тепла и света.

С другой стороны, время может быть представлено с помощью сложных графиков и диаграмм, измерительных аппаратов и систем анализа визуальных данных. Пример последнего можно найти в эссе 'Отображение пространства-времени в искусстве и науке'. Здесь физик Норман Забуски показывает, как знаменитые хронофотографии движения Эдварда Майбриджа стали источником вдохновения не только для работы Марселя Дюшана 'Nude Descending a Staircase, No 2', но также и для изображений потока жидкости физиологом Этьеном-Жюлем Маре, и для собственной работы Забуски (совместно с научным соавтором Мартином Крускалом), относящейся к 'визиометрике', или визуализации и количественной оценке эволюционирующих аморфных объектов.

Мое внимание привлек замечательный 'эксперимент' графического дизайнера Камиллы Торны, в ходе которого она просила людей в возрасте от 3-х до 72-х лет изобразить их собственные представления о времени. Результаты были сведены в базу данных 'Визуализируя Время' ( www.icastic.com/time/visualize.php ), подборка 25 фрагментов, из которой вошла в сборник. От одиночной точки на белом листе до тщательно и искусно выполненных сетей, содержащих волны, линии и окружности, эти рисунки (сопровождаемые надписями) дают интересный взгляд на творческие, метафорические и концептуальные подходы к восприятию времени. ЭссеТорны выявляет наше неограниченное восхищение временем и сложностью этого понятия.

При анализе различных подходов, представленных в этом сборнике, явственно проявляется важная вещь. Вопрос о поиске единственного подходящего универсального определения времени оказывается вовсе не главным. Вместо этого анализируется, как исследуется время, и как мы можем рассматривать его с различных точек зрения. Собирая вместе голоса представителей различных дисциплин, книга приглашает читателя анализировать, изучать и свободно отображать данную тему на пути, охватывающем различные подходы. 'Бесконечность вариантов' адресована не только специалистам, но и самым разным читателям, а также будет интересна тем, кто занимается междисциплинарной деятельностью и диалогом между искусством и наукой.'

Перевод Михаила Шульмана ( shulman@dol.ru , www.timeorigin21.narod.ru/ )

www.timeorigin21.narod.ru/rus_translation/review_instances.html