Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ecocoop.ru/reservat/messages/984.html
Дата изменения: Thu Dec 25 00:21:46 2003
Дата индексирования: Tue Oct 2 08:15:13 2012
Кодировка: Windows-1251
Проектирование микрозаказника

Волмянская средняя школа 18 декабря 2003 23:43:24

Доброе время суток!
Примите, пожалуйста, повторно наши тезисы.
Спасибо!!!

Материал для электронного детского телекоммуникационного проекта "Экологическое Содружество".
Раздел: Работы по охраняемым природным территориям

Название работы: Проектирование микрозаказника "Бобровые
плотины" в районе экологической тропы Волмянской средней школы

Работу выполнила: Ребенок Валерия Александровна, 17 лет, 11 класс, Волмянская средняя школа, д.Волма, Дзержинского района, Минской области, РБ, 222374.
Руководитель: Ярохович Сергей Константинович
Организация: Школьное лесничество

Цель исследования: создание небольшого, нетронутого, оберегаемого и охраняемого участка, где жизнь природы идет без вмешательства в ее законы развития. Наблюдение и сбор данных проводились летом 2003 года на участке школьной учебно-экологической тропы и Волмянского лесничества Минского лесного хозяйства.
Работа проводилась согласно тезисам, взятым из книги российского энтомолога Ю. С. Аракчеева "В поисках Аполлона" (М., "Мысль", 1985) и публикациям В. С. Гребенникова в журнале "Наука и жизнь"(1972, 1989, 1999).

Создание данной охранной зоны природной территории должно отвечать трем задачам:
1.Уважительное отношение ко всем существам, ее населяющим, независимо от симпатий и антипатий человека;
2.Попытка глубокого познания жизни и взаимосвязей на этой территории, при условии сохранения познаваемой жизни;
3.Охрана "независимости" этой территории от всевозможных
посягательств.
Для осуществления этих задач были проведены следующие мероприятия:
-изучение участка зоны создания охраняемой территории. Это
участок в пойме реки Волма в районе смешанного леса. Под воздействием
деятельности бобров здесь наблюдается явление сукцессии - постепенное заболачивание территории и постепенное ее превращение в низинное болото. Преобладающие элементы фитоценоза - осины, осоки и зеленые мхи. Наблюдение за изменением этого биоценоза -явление само по себе очень интересное. Рядом находится клеверное поле.
Цветки этого растения служат ценной кормовой базой для сокращающейся в Белоруссии популяции шмелей, а также для бабочки махаона, занесенной в Красную книгу Республики Беларусь;
- к декабрю - январю готовятся анкеты для диагностик
субъектификации отношения к живой природе среди школьников и взрослого населения деревни, с целью выявления наиболее важных задач при дальнейшей работе по созданию микрозаказника;
- налаживание более тесных связей с сельским советом и
лесничеством для достижения этих целей;
- публикации с творческими отчетами по проводимой работе в
местной прессе, выступления по местному радио, создание брошюр и буклетов для информирования местного населения и в первую очередь детей.
В зоне микрозаказника должна быть запрещена всякая хозяйственная деятельность: выпас скота, покосы, сбор растений и грибов, уборка сухостоя, выжигание прошлогодней травы. Но эта территория не является закрытой для человека. Он несет, в первую очередь, образовательную
функцию. Он должен учить бережному отношению к природе, правильному общению с ней, более глубокому пониманию ее законов. Поэтому эта территория является открытой для осторожных и внимательных наблюдателей. С целью осуществления этой задачи, здесь должны быть
проложены тропинки, сходить с которых не разрешалось бы, намечены "смотровые площадки".
Должен быть сформирован отряд на основе ребят школьного лесничества, который бы наблюдал за правилами посещения микрозаказника и который бы вел дневник наблюдения за этой территорией, делал фотоснимки и видеофильмы.
Единственным дозволенным прямым вмешательством в жизнь микрозаказника должна являться деятельность направленная на охрану редких и занесенную в Красную книгу его жителей: разведение в лабораторных условиях гусениц бабочки махаона, постройка искусственных гнезд для
шмелей, развешивание синичников и так далее.
Охрану и шефство над микрозаказником должна на себя взять школа: ребята среднего и старшего звена, члены школьного лесничества, "голубого" и "зеленого" патрулей. Кроме того,
необходимо привлекать к этой деятельности и частных лиц,
заинтересованных в осуществлении этого проекта.
Для подкрепления авторитета тех, кто занимается этим проектом, очень важно наладить постоянную связь с местными властями. Очень важно, чтобы существование микрозаказника было подкреплено юридически
органами власти.