Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.edst.msu.ru/conf/docs/Vienna-17.07.03.doc
Дата изменения: Mon Nov 24 17:40:17 2003
Дата индексирования: Fri Dec 21 19:59:09 2007
Кодировка: koi8-r


Л.С. Гребнев*

Образование и будущее России в многоконфессиональном мире

I. Общие положения: функции, содержание и участники образовательного
процесса
. функции:
. обеспечение духовной безопасности общества[1];
. формирование будущего народов страны[2];
. основной фактор устойчивого развития человечества в информационную
(постиндустриальную) эпоху.
. содержание:
. Образование - процесс становления и развития способностей
человека жить в мире с собой и с другими людьми, обеспечивать
свое существование и продолжение жизни человеческого рода. Оно
обогащает внутренний мира человека, приобщает его к культурному
наследию общества (народа, страны, человечества) через
совокупность всех существующих образовательных сред.
. Образование включает две последовательные части: базовое
(фундаментальное), когда образование и жизнь (на иждивении
семьи, государства) представляют собой единый процесс от
рождения человека до начала его самостоятельной жизни[3], и
сопровождающее, заканчивающееся вместе с завершением жизни.
. В базовом образовании его составляющие (воспитание и обучение)
образуют единую систему, а само образование не является рыночным
благом ни качественно, ни количественно[4].
В сопровождающем образовании могут быть взаимно независимые
системы:
o "самовоспитания" до конца дней. Такое самообразование
определено природой человека и требует создания благоприятной
среды в обществе при поддержке государства. Все религии,
традиционные для России, содержат в себе такую возможность и
даже необходимость (обязанность) для каждого своего
приверженца;
o обучения в течение всей жизни, которое сейчас активно
развивается за рубежом и не является новостью для России
("век живи - век учись."). Такое самообразование сейчас -
потребность глобальной инновационной экономики. Оно имеет
прикладной характер и может регулироваться рынком.
. участники базового образования, помимо образующегося человека:
. "семья" >родители;
. "школа" (образовательные заведения, педагогические коллективы);
. "улица" [стихия] > ТВ, другие СМИ, Интернет.
. Наш закон регламентирует почти исключительно деятельность второй
части: образовательных заведений[5], мало чего говорит о
родителях[6] и ничего - о внешней среде (в т.ч. о СМИ,
Интернет).

| |Образование (человека): |
| |общее |? |профессиональное |
| |? |[pi|? |
| | |c] | |
| |воспитание |? |обучение |
| |? | |? |
|Человек:|его внутренний |а) понимания смысла |? |б) умения |
| |мир и |собственной жизни | |обеспечивать жизнь |
| |способности | | |свою и других |
| | |? | |? |
| | |цели |? |средства |
| | |? | |? |
| | |вера |? |знанияa |
|Общество|предки |? | |? |
|: |(культурное | | | |
| |наследие): | | | |
| | |искусство, религия, |? |наукаb |
| | |? | |? |
| |современники |семья (?)c |> |школа, в т.ч. высшая|
| |(образовательны| | |(+/-)d |
| |е среды): | | | |
| | | v |
| | |"мiръ", двор, улица>ТВ-СМИe>"всемирная |
| | |паутина" |

II. Исторический контекст
. В традиционных обществах доиндустриальной эпохи наука была развита
слабо, школа часто вообще отсутствовала. В связи с этим можно говорить
о доминировании в них религии как основы культурного наследия в целом
и народного искусства, в частности. Если религия была мировая, то она
к тому же связывала народ с человечеством, его значительной частью. В
России таковым было, прежде всего, Православие ("нет ни эллина, ни
иудея"), а также, для ряда народов, Ислам.
. В индустриальном обществе доминировала наука, которая в начале Нового
времени самоутверждалась (особенно во Франции XVIII в.) за счет
вытеснения традиционных религий Западной Европы атеизмом[7], в
основном, католического происхождения [особая озабоченность бытием
Бога, доказательствами его существования или несуществования].
Традиционная семья разрушается, а новая, малая семья уступает в
образовании ведущую роль массовой школе[8]. Кровавый опыт религиозных
войн европейского Средневековья (как внутрихристианских, так и с
мусульманами, начиная с Крестовых походов) заставил вытеснить религию
из общественной жизни в частную, семейную, в том числе и в
образовании. Естественный результат - потеря нравственных ориентиров
обществом в целом[9]. В Россию, не знавшую религиозных войн, наука
пришла уже без прямого конфликта с традиционной религией, но после
1917 г. в образовании Православие было заменено воинствующим атеизмом
православного происхождения, как и оно, неравнодушного к вопросу о
смысле жизни человека[10]. В 90-е гг. XX в. "деидеологизация"
российского образования привела к вакууму, почти полному исчезновению
"вертикали воспитания": понимание смысла жизни - цели - вера. Можно
сказать, что XX в. оставил нам в наследство суеверный страх перед
религией в образовании, а заимствованные из Европы стереотипы -
опасения межрелигиозных конфликтов при попадании систематизированных
религиозных знаний в светскую школу. Тем не менее, "Свято место пусто
не бывает" и вакуум стал заполняться усилиями сект, в том числе
нелегальных, просто случайных (или неслучайных?) людей.
. В постиндустриальном обществе образование должно избавиться от
односторонностей предшествовавших эпох (доиндустриальных с
преобладанием веры и индустриальной с преобладанием обезличенных,
обезушенных знаний, науки)[11]. Шаг в это общество, начатый в России
государством, - компьютеризация сельских школ, их подключение через
различные средства связи к Интернет, "всемирной паутине". Возможная
перспектива - вытеснение школы (педагогического коллектива) с
доминирующей позиции, сокращение сферы суверенитета локального
общества в образовании.

III. Современная ситуация
. В нашем законодательстве об образовании имеется явная асимметрия:
. часть, связанная с воспитанием (цели, смысл жизни, вера, особенно
религия), почти целиком возложена на родителей;
. часть, связанная с обучением, почти целиком возложена на
образовательные заведения;
. СМИ в образовании могут делать все, что хотят, т.к. "все, что не
запрещено (законами об образовании), то разрешено". Федеральные
государственные образовательные стандарты (ст.43 Конституции) для
них не установлены, хотя ничего не мешает формулировать минимальные
требования не только "к уровню обученности выпускников
образовательного учреждения" (но ни в коем случае не их
воспитанности, которую нельзя мерить каким-либо шаблоном), но и
требования к образовательным средам, включая и требования,
связанные с воспитанием, целенаправленным или спонтанным.
. a Знания невозможны без веры даже в математике: по определению,
аксиомы - это положения, принимаемые без доказательства, "по
соглашению"[12], а без математики нет ни физики, ни других
естественных наук, равно как и многих общественных, где есть и иные
соприкосновения веры и знаний.
. По-видимому, сквозная проблема связки "вера - знания" в современном
российском образовании не только не разработана, но даже не
поставлена.
. К сожалению, не прорабатывается комплексно и связка: "воспитание -
понимание смысла жизни - цели - вера - религия[13]".
. b Европейская наука Нового времени взяла на вооружение многие
методологические достижения религиозной схоластики Средневековья.
Кроме того, профессионализм ученого состоит, в частности, в понимании
границ компетенции науки[14]. Непонимание этого массой людей,
считающих себя образованными - предмет для озабоченности
государственных органов, отвечающих за образование.
. c Современные родители, как и их собственные еще живые родители (в
возрасте 50-70 лет) не в состоянии полноценно выполнять предписанную
им законом (ст.18-1) роль в образовании. Им самим еще надо
просвещаться по части взаимных связей традиционной культуры и
современного мировоззрения, веры и знаний, науки и религии. (через
наши СМИ?). О гармоничных связях родителей и образовательных заведений
пока тоже говорить рано.
. d Современные образовательные заведения в России по-прежнему неплохо
вооружают знаниями, но пока не в полной мере способны гармонично
сочетать их с целями, знания не становятся силой, управляемой
осознанно овладевшими ими индивидами, сохраняется возможность
управления самими индивидами, манипулирования ими извне. Иными
словами, не вполне проработана и связка: " обучение - умения
обеспечивать жизнь - средства - знания - наука"[15].
. e Современные СМИ в России выполняют скорее отрицательную, чем
положительную роль в сфере образования. Причем дело не только в
пошлости, от которой надо вырабатывать иммунитет (Н.С. Михалков) с
самого раннего возраста, но и в фактическом зомбировании людей (на
роль средства), в частности, через передачи-кроссворды, особенно в
варианте "избавляйся от слабых и сильных, притворяйся середняком",
как, например, в передаче государственного "1 канала" ТВ "Слабое
звено" (на самом деле - "Пауки в банке").
. Естественная реакция образовательных заведений, заботящихся о качестве
своей работы - защита, замыкание от среды, создание барьеров
физических (в т.ч. охрана на входе) и информационных, повышение доли
"этноконфессиональных" заведений. Другими словами - добровольные
"гетто", растущая опасность сегрегации людей в образовании, а затем и
в обществе. Итог - потеря многовековых культурных традиций
многоконфессиональной России, ее фактическое исчезновение ради
обеспечения "неотъемлемых прав людей на получение информации"[16].

IV. Предложения:
1. В условиях многоконфессиональной реальности руководствоваться принципом
опережающего приобщения к культуре (в том числе знаниям о традиционной
вере) своего народа в базовом образовании при обязательном последующем
знакомстве с религиозными ценностями соседних народов для обеспечения
духовной безопасности общества и устойчивого развития человечества в
информационную (постиндустриальную) эпоху.
2. Только постепенное налаживание конструктивного взаимодействия как
минимум трех сторон базового образования - родителей, образовательных
заведений и СМИ позволит со временем изменить ситуацию в России к
лучшему. По-видимому, потребуются также изменения в нормативном
обеспечении образования, включая федеральные законы.
3. Включение в этот трехсторонний процесс четвертой стороны - религиозных
организаций традиционной (доиндустриальной) России - естественно и
желательно для сохранения и развития самобытной культуры населяющих ее
народов, сохранения ее значения в постиндустриальном мире.
4. Одна из первоочередных задач указанного выше "четырехстороннего
взаимодействия" - определить точную границу между ознакомлением с
религиями, во многом определившими развитие культуры народов России, в
рамках светского образования в государственных и муниципальных
учреждениях и обучением религии, которое должно осуществляться за
пределами бюджетного финансирования. Работа в этом направлении начата
сейчас с участием Русской Православной Церкви. На очереди - работа с
другими религиозными организациями.
-----------------------
* Федеральный справочник. Образование в России. М. 2003, с. 217-220.
[1] Наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют: деформация
системы массового информирования,. неспособность современного гражданского
общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и
поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей."
Доктрина национальной безопасности Российской Федерации. Российская газета
28.09.2000, с.5
[2] Пенсионеры середины 21 века уже учатся, работают, рожают детей.
[3] В свою очередь, в базовом образовании имеются, по крайней мере, три
весьма различающихся этапа развития ребенка: от рождения до десяти лет, от
десяти до физиологической зрелости, от нее - до психологической зрелости.
Психофизиологические особенности основных этапов развития ребенка надо
учитывать всем остальным участникам его образования, в том числе и при
координации своих усилий.
[4] Качественно: образование - не предмет выбора "получающего" это благо
человека. Он не может выбирать: "начинать образовываться или всю жизнь
оставаться младенцем". К тому же он это благо не пассивно "получает", а
активно самообразовывается, самообучается с первых дней жизни.
Количественно: продолжительность первого этапа (15-25 лет и более)
соизмерима с продолжительностью жизни человека. Образование на этом этапе -
не "услуга для жизни", а сама жизнь, ее большая и во многом определяющая
часть.

[5] Статья 8. Система образования в Российской Федерации представляет собой
совокупность взаимодействующих:

. преемственных образовательных программ и государственных
образовательных стандартов различного уровня и направленности;
. сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их
организационно-правовых форм, типов и видов;
. органов управления образованием и подведомственных им учреждений и
организаций.
[6] Статья 18.1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка в раннем детском возрасте.
[7] Вслед за атеизмом как неявной формой религии появилась и религия чисто
научного (science) происхождения - сайентология.
[8] В свою очередь, классно-урочная технология породила дистанцию между
учителем и учеником, возможность разрыва воспитания и обучения, конфликта
двух подходов педагогического коллектива: "школа-семья" и "школа-механизм,
заведение".
[9] "Чем больше люди в качестве критерия, по которому они судят о других
людях, выбирают успех, тем меньше им надо следовать морали. Чтобы выполнять
требования морального кодекса, вы должны ставить общие интересы выше личных
корыстных интересов. Открытое общество всегда в опасности, но в этот момент
истории угроза исходит в большей мере от нестабильности, .от недостатка
проповедуемых общественных ценностей" (Дж. Сорос. Кризис мирового
капитализма. М. 1999, с. 91-93, курсив мой - Л.Г.).
[10] Вот типичный пример такого "православного атеизма", известного
каждому, кто учился в советской школе: "Жизнь человеку дается один раз, и
прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые
годы, чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь отдана борьбе за освобождение
человечества" [Н. Островский, "Как закалялась сталь"].
[11] "Я вовсе не думаю, что Великие Конструкторы эволюции [изменчивость и
отбор] решат проблему человечества путем полной ликвидации его
внутривидовой агрессии. Вновь возникшие в наше время условия жизни
человечества делают безусловно необходимым такой тормозящий механизм,
который предотвращал бы действительное нападение не только на личных
друзей, но и на всех людей. Из этого вытекает само собой разумеющееся,
словно подслушанное у самой природы требование: любить всех братьев-людей,
невзирая на личность. Это требование не ново, разумом мы понимаем его
необходимость, чувством мы воспринимаем его возвышенную красоту, но при
всем том не можем его выполнить - так мы устроены. и в этом самые лучшие и
самые сильные наши намерения ничего не могут изменить". Конрад Лоренц. "Так
называемое зло. К естественной истории агрессии" [1963] // Оборотная
сторона зеркала. М. 1998, с. 242.
Но наши предки уже умели обращать "внутривидовую агрессию" в любовь,
практикуя покаяние, борясь каждый со своими собственными грехами. Вот,
например, молитва святого Иоанна Златоуста: "Господи Иисусе Христе, Боже
мой, ослаби, остави, очисти и прости ми грешному, и непотребному, и
недостойному рабу Твоему прегрешения, и согрешения, и грехопадения моя,
елика Ти от юности моея, даже до настоящего дне и часа согреших: аще в
разуме и неразумии, аще в словесех или делех, или помышлении и мыслех, и
начинаниих, и всех моих чувствах".
[12] Причем давно доказана теорема о неполноте любых развитых формальных
систем.
[13] Отметим попутно, что Конституция СССР - атеистического государства -
воинскую службу определяла как священную обязанность ее граждан.
[14] См. напр.: "Я признаю моей чисто религиозной верой, что есть одно
великое чудо [Вселенная, которая управляется единой системой не
противоречащих друг другу законов природы, которые никогда не нарушаются]".
Конрад Лоренц. "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества" [1973]
// Оборотная сторона зеркала. М. 1998, с. 47.
[15] Красноречивый пример - в середине 90-х гг. школьники из бывшего СССР,
Венгрии и Словении - в недавнем прошлом стран с плановой экономикой -
показали большее знание фактического материала по математике, были наравне
с представителями ряда других стран в его применении и уступали в его
использовании в непредвиденных ситуациях, хотя и здесь были выше среднего
уровня.
[16] Болонья - 1999: "Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации
могут быть измерены привлекательностью, которая ее культура имеет для
других стран". Добавим, что уровень привлекательности культуры "для других"
прямо связан с ее самобытностью.