Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.edst.msu.ru/conf/docs/europe.doc
Дата изменения: Mon Nov 24 17:40:14 2003
Дата индексирования: Fri Dec 21 19:55:54 2007
Кодировка: koi8-r

Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций
и структур степеней. Компетентностный подход

История вопроса
Процесс формирования общеевропейского образовательного пространства
имеет практически двадцатилетнюю историю. Присутствует политическая воля
участников, правовая основа процесса (ст. 149 и 150 Договора о создании
Европейского Союза), социально-экономическая база и, главное, данное
направление интеграции, как и в других интеграционных объединениях,
является частью общего интеграционного процесса, сопровождает и закрепляет
его.
В 1984 года Европейская Комиссия выступила с инициативой создания
системы инструментов с целью повышения мобильности человеческого капитала
на европейском рынке труда.
Один из инструментов, сеть Национальных информационных центров по
академическому признанию и мобильности, существующих во всех странах членах
ЕС, присоединяющихся странах в Центральной и Восточной Европе, на Кипре и
Мальте, обеспечивает граждан и университеты компетентной информацией о
возможностях и требованиях по академическому признанию дипломов и отдельных
курсов обучения в зарубежных университетах.
Второй инструмент, Европейская система перезачета кредитов,
обеспечивающий прозрачность, сопоставимость объема изученного материала и,
соответственно, возможность академического признания квалификаций и
компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в
1988 году, в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть
«линий помощи» (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет
студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации,
которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный
материал в своем университете. Для участия в системе университеты готовят
ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, их
содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения,
структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна
включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию
об университете, инфраструктуре, административных процедурах для
регистрации на программу и академический календарь. Информационный пакет
готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по
всем партнерским университетам.
Третий инструмент, Приложение к диплому, подготавливается
университетами по модели, разработанной совместной рабочей группой,
включающей экспертов Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Шаблон
существует на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста,
содержания полученной подготовки. Приложение состоит из восьми разделов:
информации о владельце диплома, полученной квалификации, уровня
квалификации, содержания программы и результатах, информации о
функциональном назначении квалификации, дополнительной информации,
информации о национальной системе образования. Приложение к диплому
повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на
рынке труда. Одновременно с этим, защищая автономию университетов,
предлагает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией
об университетских программах партнерские образовательные организации и
граждан, способствует продвижению университетов за рубежом.
Наконец, четвертым, поддерживающим элементом системы, является
информационная сеть EURYDICE, в раках которой подготавливается и
распространяется надежная и сопоставимая информация о национальных системах
образования в странах ЕС. EURYDICE возникла в 1980 году в результате
Резолюции Совета министров по образованию, принятой в 1976 году, о первой
программе кооперации в сфере образования. В настоящее время сеть объединяет
30 стран (15 стран членов ЕС, три страны Европейской зоны свободной
торговли, десять стран Центральной и Восточной Европы, Мальту и Кипр).
Подразделения в Брюсселе и странах - участниках системы осуществляют
сравнительные анализы политики и организации национальных образовательных
систем, обзоры и статистические индикаторы по специальным темам.

Опыт последних лет, новые подходы и методы формирования общего
понимания содержания квалификаций и структур степеней
После подписания Болонской декларации появились новые инструменты и
инициативы, содействующие реализации целей формирования общего европейского
пространства высшего образования, причем как наднациональные, так и
национальные и институциональные. Наиболее известные и эффективные
программы носят многоуровневый характер, например, совместные инициативы
Европейской Комиссии, Европейской ассоциации университетов, в которых
приняли участие университеты из всех стран участниц Болонского процесса:
проект «Создание совместных (двойных) дипломов», проект «Настройка
образовательных структур», проект «Формирование культуры качества»,
исследование «тенденции развития европейских образовательных структур».
Остановимся подробнее на первых двух.
Проект «Настройка образовательных структур» направлен на реализацию
целей Болонской декларации на институциональном уровне с учетом опыта,
накопленного в рамках программ Эразмус и Сократус с 1987 года. Его задачи -
«определение точек конвергенции и выработка общего понимания содержания
квалификаций по уровням в терминах компетенций и результатов обучения». Под
результатами понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и
навыки обучаемого, определяемые как для каждого блока (модуля) программы,
так и для программы в целом.
Приоритетные направления работы включают:
o определение общих и специальных компетенций выпускников первого и второго
циклов обучения;
o гармонизация учебных планов с точки зрения структуры, программ и
собственно методов обучения;
o определение специальных компетенций выпускников обоих уровней по семи
направлениям подготовки: бизнес администрирование и менеджмент,
образовательные науки, геология, история, математика, физика и химия;
o разработка методологии анализа общих элементов и специальных областей
подготовки.
Таким образом, проект решает задачу выработки общеевропейского
консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники
должны уметь делать по завершении обучения. Прелесть компетентностного
подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию
в архитектуре учебного плана.
Необходимо отметить, что создание сопоставимой системы степеней
требует изменения всей парадигмы высшего образования, в том числе изменения
методов обучения, оценки, методов обеспечения качества. Изменения в подходе
к обучению касаются, прежде всего, сдвига акцента с процесса на результаты
обучения, изменения роли преподавателя, концентрации внимания на обучаемом,
изменений в организации обучения, изменения динамики (интенсивности)
программ, изменения методов оценки. Все составляющие конструкции могут быть
представлены следующим образом (см. схему 1).
Условием создания пан европейской системы является ее прозрачность и
легкость в понимании и применении. Определение результатов в терминах
компетенций и использование общей методологии определения трудоемкости при
применении ECTS будет способствовать достижению сравнимости систем высшего
образования, структур и содержания программ. Однако определение компетенций
должно быть ответственностью профессуры и экспертов, только специалисты той
или иной сферы способны сформулировать их адекватным образом, хотя
необходимы и полезны консультации с другими заинтересованными сторонами в
обществе (работодатели, выпускники..).
В работе приняли участие более 100 университетов из 16 стран -
подписантов Болонской декларации, в консультациях и опросах были
задействованы 5183 выпускников, 998 профессоров, 944 работодателей. Были
отобраны 30 общих компетенций из трех категорий: инструментальные,
межличностные и системные. Респонденты должны были проранжировать
компетенции с точки зрения значения навыка для профессии и уровня освоения
по завершении программы. Была отмечена значительная корреляция между
рейтингами работодателей и выпускников, отличающихся от оценок профессуры,
и незначительная вариативность по странам.

Схема 1

|Определение социальных потребностей |
|Консультации на европейском уровне: |Источники|
|( |ресурсов:|
|Работодатели и |Академическое |Специалисты и | |
|другие |сообщество: общая |профессиональные | |
|заинтересованны|референтная рамка |организации | |
|е стороны | | | |
|( | |университ|
|Определение академического и профессионального | |етские |
|профиля | |ресурсы; |
| | |организац|
| | |ионные |
| | |ресурсы; |
| | |финансовы|
| | |е |
| | |ресурсы; |
| | |стратегич|
| | |еские |
| | |объединен|
| | |ия с |
| | |другими |
| | |организац|
| | |иями |
|( |( | |
|Выражение в требуемых результатах обучения: | | |
|общие компетенции | | |
|специальные компетенции | | |
|( |( | |
|Преобразование в учебный план: | | |
|содрежание (знания, понимание и навыки) | | |
|структура (модули и кредиты) | | |
|( |( | |
|Подходы к: | | |
|преподаванию | | |
|обучению | | |
|( |( | |
|Образовательные методы и виды деятельности, | | |
|направленные на достижение определенных результатов | | |
|обучения | | |
|( |( | |
|Оценка | | |
|( |( | |
|Системы обеспечения качества программ | | |

Общие компетенции
В рамках проекта была предпринята попытка определить набор компетенций
общих для всех степеней. Первоначально был составлен список 85 умений и
компетенций, выделенных как значимые институтами высшего образования и
компаниями. По рабочей классификации они были разделены на три категории:
инструментальные, межличностные и системные:
Инструментальные, которые включают когнитивные способности,
способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические
способности, способность понимать и управлять окружающей средой,
организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и
разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с
использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного
управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.
Конкретизированный набор включает:
1. Способности к анализу и синтезу.
2. Способность к организации и планированию.
3. Базовые общие знания.
4. Базовые знания по профессии.
5. Коммуникативные навыки в родном языке.
6. Элементарные компьютерные навыки.
7. Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать
информацию из различных источников).
8. Способность решать проблемы.
9. Способность принимать решения.
Межличностные, то есть индивидуальные способности, связанные с умением
выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к
самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального
взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать
социальные и этические обязательства. Набор межличностных навыков включает:
1. Способность к критике и самокритике.
2. Способность работать в команде.
3. Межличностные навыки.
4. Способность работать в междисциплинарной команде.
5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях.
6. Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия.
7. Способность работать в международном контексте.
8. Приверженность этическим ценностям.
Системные, то есть сочетание понимания, отношения и знания,
позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с
другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность
планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать
новые системы. Системные компетенции требуют освоения инструментальных и
базовых как основы. Они включают:
1. Способность применять знания на практике.
2. Исследовательские способности.
3. Способность к обучению.
4. Способности к адаптации к новым ситуациям.
5. Способность к генерации новых идей (творчеству).
6. Способность к лидерству.
7. Понимание культур и обычаев других стран.
8. Способность работать автономно.
9. Способность к разработке проектов и их управлению.
10. Способность к инициативе и предпринимательству.
11. Ответственность за качество.
12. Воля к успеху.
Были подготовлены вопросники, включавшие вышеперечисленные
компетенции, каждый из университетов провел опрос 150 выпускников,
завершивших обучение от трех до пяти лет назад, тридцати работодателей и
пятнадцати профессоров. Респонденты должны были в шкале от 1 до 4 оценить
значение той или иной компетенции для успеха в профессии и уровень
освоения, достигнутого в результате обучения.

Специальные компетенции

Вторая часть опроса касалась специальных компетенций. Наибольшую
сложность представляла задача определения специальных компетенций по
уровням. Содержание для каждой из семи сфер было подготовлено экспертами
соответствующих направлений. Респонденты должны были оценить уровень
значимости специальных компетенций для первого и второго циклов. Структура
выборки может быть представлена следующим образом:
| |выпускники |работодатели |профессура |
| |nn |% |nn |% |nn |% |
|бизнес |921 |17.8 |153 |16,2 |153 |15,3 |
|геология |656 |12, 7|138 |14,6 |145 |14,5 |
|история |800 |15, 4|149 |15,8 |221 |22,1 |
|математика |662 |12, 8|122 |12,9 |122 |12,2 |
|физика |635 |12,3 |85 |9,0 |121 |12,1 |
|образовательные науки |897 |17,3 |201 |21,3 |134 |13.4 |
|химия |612 |11,8 |97 |10,2 |102 |10,2 |
|итого |5183 |100,0|944 |100,0 |998 |100,0 |

Не останавливаясь подробно на методике и описании процесса сбора и
обработки данных, представим результаты исследования. Еще раз следует
отметить, что был отмечен высокий уровень корреляции оценок выпускников и
работодателей, различия в оценках этих двух групп респондентов от оценок
профессуры касаются в основном более высокого значения придаваемого
преподавателями базовому общему знанию и более низкой оценки ими значения
межличностных компетенций.
Для первой ступени были выделены следующие общие для различных
предметных областей компетенции:
1. способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины;
2. способность логично и последовательно представить освоенное знание;
3. способность контектуализировать новую информацию и дать ее толкование;
4. умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь
между поддисциплинами;
5. способность понимать и использовать методы критического анализа и
развития теорий;
6. способность правильно использовать методы и техники дисциплины;
7. способность оценить качество исследований в данной предметной области;
8. способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных
способов проверки научных теорий.

Выпускники второго уровня должны:
1. владеть предметной областью на продвинутом уровне, то есть владеть
новейшими методами и техниками (исследования), знать новейшие теории и их
интерпретации;
2. критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики;
3. владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его
результаты на продвинутом уровне;
4. быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с
канонами данной предметной области, например, в рамках квалификационной
работы;
5. продемонстрировать оригинальность и творческий подход;
6. овладеть компетенциями на профессиональном уровне.
7. Необходимо подчеркнуть, что одинаковые результаты могут быть получены
через различные типы обучения, методики, техники форматы.
Система уровневых индикаторов и система описаний курсов по типам.
Два других неотъемлемых компонента конструкции - система уровневых
индикаторов и система описаний курсов по типам. Если говорить об уровнях,
за основу взята стандартная система:
o Курс базового (Basic) уровня (введение в предмет);
o Курс промежуточного (Intermediate) уровня (предназначенный для углубления
базового знания);
o Курс продвинутого (Advanced) уровня;
o Специализированный курс (S).
По типам курсов различаются:
. Основной (Core) курс (часть основной программы);
. Связанный (Related) курс (поддерживающий основную программу);
. Непрофилирующий (Minor) курс (необязательный)
Распределение кредитов по уровням и типам курсов делает систему
прозрачной и простой для понимания и пользования, например, 5 - A - R
означает, что данный курс содержит 5 единиц по трудоемкости, является
продвинутым и поддерживающим.

Модели распределения нагрузки по типам курсов, уровням и модулям в
ECTS
В рамках направлений были выделены пять типов модулей:
Основные модули, то есть группы предметов, составляющие ядро
соответствующей науки (например, для бизнеса и менеджмента это - бизнес
функции, среда бизнеса и другие).
Поддерживающие модули, например, для бизнеса и менеджмента это -
математика, статистика и информационные технологии).
Организационные и коммуникационные модули, например, управление
временем, работа в группах, риторика, иностранные языки.
Специализированные модули, то есть необязательные, но расширяющие и
углубляющие компетенции в избранной области, факультативные.
Переносимые модули, например, проекты, диссертации, бизнес игры,
стажировки, модули, выстраивающие мостик между теорией и практикой.
Основные и специализированные модули при этом рассматриваются как
блоки, направленные на приобретение, расширение и углубление знания;
поддерживающие - как развивающие методологические компетенции;
организационные и коммуникационные - как направленные на самообучение и
самоорганизацию; а переносимые - как обеспечивающие перенос знаний на
практику. Как общее правило, чем выше уровень, тем больше модулей,
углубляющих знание и устанавливающих связь между теорией и практикой. В
качестве примера, предлагается следующая модель:
|Модуль |Уровень обучения |
| |1й |2й |
| |3-4 года|1-2 года|
|Основной |30% |20% |
|Поддерживающий |25% |10% |
|Организационный и коммуникационный|10% |- |
|Специализированный |10% |40% |
|Переносимый |25% |30% |
| |100% |100% |


Конечно, возможны другие формы распределения, суть не в жестком
процентном распределении, а определении диапазона колебания.
Согласие экспертов относительно варианта распределения нагрузки по
курсам в рамках программы выражается в кредитах (ECTS). На практике 1
кредит предполагает примерно от 25 до 30 часов нагрузки студента, включая:
аудиторные занятия, самостоятельную работу и другие типы деятельности.
Конечно, количество часов нагрузки за академический год является только
одним из факторов, определяющих количество часов нагрузки, содержащейся в
одном кредите. Сравнение академической нагрузки проводилось по всем странам
с учетом разделения общей годовой нагрузки на собственно учебные блоки,
периоды самостоятельных занятий и подготовки к экзаменам. Практически все
страны работают в диапазоне от 34 до 40 недель в год. Принимая, что в
неделе содержится от 40 до 42 часов, количество официальных часов за год
было рассчитано в объеме от 1400 до 1680 (среднее число 1520). Таким
образом, при количестве кредитов за год 60, один кредит составляет от 25 до
30 часов нагрузки.
|Модуль |Уровень обучения |
| |1й |1й |2й |2й |
| |3 года |4 года |1 год |2 года |
| |%-кредит|%-кредит|%-кредит|%-кредит|
|Основной |30%=54 |30%=72 |20%=12 |20%=24 |
|Поддерживающий |25%=45 |25%=60 |10%=6 |10%=24 |
|Организационный и коммуникационный |10%=18 |10%=24 |- | |
|Специализированный |10%=18 |10%=24 |40%=24 |40%=48 |
|Переносимый |25%=45 |25%=6- |30%=18 |30%=36 |
| |100%=180|100=240 |100%=60 |100=120 |


Как правило, один модуль содержит 5 кредитов нагрузки или кратное пяти
число (например, 10 или 15). Европейский опыт свидетельствует, что меньшее
число кредитов в курсе не приводит к большей гибкости программы, типичное
распределение составляет 5 или 6 кредитов в модуле, что в свою очередь
определяет количество модулей в семестр и год. Такие модели работают только
в том случае, если ППС сам принял рамку компетенций и распределение весов и
кредитов по различным предметам в соответствующей области.
В качестве примера приведем модель распределения нагрузки по модулям,
типам курсов и годам обучения по направлению бизнес:
|Модуль |Уровень обучения |
| |1й |1й |2й |2й |
| |3 года |4 года |1 год |2 года |
| |кредиты |кредиты |кредиты |кредиты |
|Основной |60 |70 |5 |20 |
|Бизнес \ менеджмент |20 |30 |5 | |
|Бизнес в контексте |15 |10 | | |
|Бизнес функции |15 |20 | | |
|Окружающая среда бизнеса |10 |10 | | |
|Поддерживающий |45 |60 |5 |10 |
|Математика |10 |10 | | |
|Статистика |15 |20 | | |
|Информационные технологии |20 |30 |5 | |
|Организационный и коммуникационный |15 |25 | | |
|Навыки самообучения |10 |15 | | |
|презентации |5 |10 | | |
|Специализированный |15 |25 |20 |50 |
|логистика |15 |25 |20 | |
|Переносимый |45 |60 |30 |40 |
|Проект |10 |20 | |5 |
|Бизнес игры |5 |10 | |5 |
|Квалификационная работа |30 |30 |30 |30 |
| |180 |240 |60 |120 |
|Диапазон колебания по уровням |180-240 |60-120 |
|Диапазон колебания по программе в |270-300 |
|целом | |


Вышеприведенная модель сформирована на основе консенсуса, достигнутого
рабочей группой по данному направлению, относительно модулей, составляющих
программу по бизнесу и специальных компетенций, формируемых в рамках
курсов, ее составляющих.

Специальные компетенции - бизнес и менеджмент

|Модули |Область |Умения и навыки |Цели обучения |Примеры |
|Расширяю|Бизнес |анализ |Использование |Анализ |
|щие |среда | |соответствующих |производства, |
|знание | | |инструментов |анализ рынка, |
|(базовые| | | |РЕST |
|) | | | | |
| |Макро / |анализ и синтез |Определение |Финансовые и |
| |микро | |воздействия макро |валютные |
| |экономичес| |и |системы, |
| |кая среда | |микроэкономических|внутренние |
| | | |фактор на бизнес |рынки |
| | | |организации | |
| |Бизнес |анализ |Определение |Цели, задачи, |
| |организаци| |составляющих |формы |
| |я | |характеристик |собственности,|
| | | |организации |размер, |
| | | | |структура |
| | |анализ |Определение сфер |Закупки, |
| | | |функционирования |производство, |
| | | |организации |логистика, |
| | | | |маркетинг, |
| | | | |финансы, |
| | | | |человеческие |
| | | | |ресурсы |
| | |анализ и синтез,|Определение |SWOT, Внешние |
| | |критическое |критериев оценки |и внутренние |
| | |мышление |деятельности |цепочки |
| | | |предприятия, связь|начисления |
| | | |результатов с |стоимости |
| | | |анализом среды и | |
| | | |определение | |
| | | |перспектив | |
| | |критическое |Извлечение уроков:|Стратегии |
| | |мышление, синтез|определение новых |изменений, |
| | | |направлений |Стратегические|
| | | |развития бизнеса в|альянсы и |
| | | |изменяющейся среде|глобализация |
|Углубляю|Бизнес |анализ и синтез |Понимание деталей |Логистика и |
|щие |организаци| |функционирования |т.д., ТНК, |
|знание |я | |бизнеса, типов |АСЕАН, АТЭС, |
|(вертика| | |предприятий, |НАФТА и т.д., |
|льные) | | |географических |Малый и |
| | | |особенностей, |средний |
| | | |размеров, |бизнес, |
| | | |секторов, связь |автомобильная |
| | | |деталей с базовым |промышленность|
| | | |знанием | |
| | |анализ и синтез,|Определение |Деловая этика,|
| | |критическое |связанных вопросов| |
| | |мышление |и их воздействия |особенности |
| | | |на организацию |управления в |
| | | | |разных |
| | | | |культурах |
| | |анализ и синтез,|Управление |Формирование |
| | |критическое |компанией |стратегии и ее|
| | |мышление |(инструменты и |реализация, |
| | | |концепции), |установление |
| | | |Планирование и |контрольных |
| | | |контроль |точек, |
| | | | |контроль |
| | | | |качества, и |
| | | | |т.д. |
|Углубляю|Бизнес и |анализ и синтез,|Понимание |Конкурентное |
|щие |право |критическое |принципов права и |право, права |
|знание | |мышление |связи с бизнесом /|интеллектуальн|
|(горизон| | |менеджментом |ой |
|тальные)| | | |собственности |
| |Бизнес и |анализ и синтез,|Понимание |Управление |
| |инженерия |критическое |принципов |производством,|
| | |мышление |инженерии и связи |информационные|
| | | |с управлением |технологии |
|Углубляю|Этика |анализ и синтез,|Понимание |Использование |
|щие | |критическое |принципов этики и |человеческих |
|знание | |мышление |их смысла для |ресурсов, |
|(диверси| | |организации |окружающей |
|фицирующ| | |бизнеса, |среды |
|ие) | | |разработки | |
| | | |сценариев | |
| |Психология|анализ и синтез,|Понимание |Работа в |
| | |критическое |принципов этики и |группах, |
| | |мышление |их сути для |командах, |
| | | |организации |исследования |
| | | |бизнеса, |поведения |
| | | |разработки | |
| | | |сценариев | |
|Раскрыва|Математика|анализ и синтез |Определение и |Исследования |
|ющие |/ | |использование |рынка, |
|знание |статистика| |приемлемых |коэффициенты и|
|(поддерж| | |инструментов |соотношения |
|ивающие)| | | | |
| |Информацио|анализ и синтез |Определение и |Базы данных |
| |нные | |использование | |
| |технологии| |приемлемых | |
| | | |программных | |
| | | |продуктов, дизайн | |
| | | |информационных | |
| | | |систем | |
| |Бухгалтерс|анализ и синтез |Понимание и |Счет прибылей |
| |кий учет | |ведение |и убытков, |
| | | |бухгалтерии и |балансовые |
| | | |финансовых систем |счета |
| |Технология|анализ и синтез |Понимание |Бизнес в |
| | | |технологии и их |инженерии |
| | | |развития для новых| |
| | | |и будущих рынков | |
|Раскрыва|Любая |мягкие умения |Умение учиться, |Риторика, |
|ющие |предметная| |управление собой, |презентации, |
|знание |область | |самоорганизация |работа в |
|(организ| | | |группах |
|ация и | | | | |
|коммуник| | | | |
|ация) | | | | |
| |Иностранны|жестко |Понимание |Работа на |
| |е языки |структурированны|структуры |английском |
| | |е и мягкие |иностранного |языке как |
| | |умения |языка, словарный |иностранном |
| | | |запас, | |
| | | |Понимание, чтение,| |
| | | |письменная и | |
| | | |устная речь на | |
| | | |иностранном языке | |
|Перенос |Проект |анализ, синтез, |Анализ проблем |Вход на новый |
|знания | |мягкие навыки, |предприятия и |рынок |
| | |критическое |разработка решения| |
| | |мышление | | |
| |Стажировка|анализ, синтез, |Конкретное задание|Практический |
| | |мягкие навыки, |(любой тип |опыт на |
| | |критическое |организации - в |предприятии |
| | |мышление |зависимости от |(20 недель |
| | | |целей |зарубежной |
| | | |соответствующей |стажировки) |
| | | |программы) | |
| |Диссертаци|анализ, синтез, |Определение |Учет |
| |я |мягкие навыки, |воздействия |культурных |
| | |критическое |культурных |особенностей |
| | |мышление |особенностей на |при поведении |
| | | |исследование рынка|опроса в |
| | | | |Мексике |


Кредитная рамка это просто система, которая обеспечивает измеримость и
сопоставимость результатов обучения в контексте различных типов
квалификаций, программ и сред обучения, стандартный (принятый) инструмент
сравнения программ. Кредиты обязательно должны быть привязаны к уровням, в
этом случае они обеспечивают достоверную информацию относительно сложности
и глубины курса. Кредиты сами по себе обладают только одним измерением -
уровня нагрузки, но в Приложении к диплому, вкладыше, они сопровождаются и
дополняют другую информацию: о вузе, полученной степени, уровне,
содержании, качестве работы выпускника (в виде оценок) и др.
Для того, чтобы придать системе кредитов реальный статус «валюты» и
обеспечить адекватную работу системы, очень важно увязать кредиты с
механизмами обеспечения качества и дать четкое определение критериев оценки
результатов обучения.

Основные принципы сотрудничества по разработке общеевропейской системы
квалификаций и степеней
Успешный пятнадцатилетний опыт работы Европейской Комиссии по
разработке системы перезачета кредитов в тесном сотрудничестве со 145
высшими учебными заведениями Европы основан на нескольких базовых
принципах:
o Философия взаимного доверия.
o Способность образовательных структур к конвергенции (гармонизации) как
на национальном, так и международном уровнях.
o Выражение результатов обучения не в терминах времени, но в терминах
кредитов, привязанных к результатам в виде компетенций.
o Реальность создания общеевропейской системы перезачета и накопления
кредитов.
o Ценность и самодостаточность обоих уровней, как степени бакалавра, так и
степени магистра.
o Сопоставимость требований к квалификациям в виде компетенций должны быть
сопоставимы в рамках общеевропейского образовательного пространства.
o Различия во времени обучения, как на первой, так и второй ступени не
более 25%.
o Программы первой ступени - от 180 до 240 кредитов, программы
магистерского уровня - от 90 до 120 кредитов. Количество кредитов в
годовой программе - не более 60.
o Разработка общих и прозрачных уровневых индикаторов как условие
сопоставимости структур и степеней как части собственно Европейской
структуры квалификаций, основанных на объективных стандартах.
Согласие относительно этих принципов и их осуществление требуют
безусловной политической воли и кропотливой работы всех участников. В том
числе в рамках программ двойных и совместных дипломов.