Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.edst.msu.ru/conf/docs/recom_Altai.doc
Дата изменения: Mon Nov 24 17:40:09 2003
Дата индексирования: Fri Dec 21 19:59:03 2007
Кодировка: koi8-r

Рекомендации
межрегионального совещания заведующих кафедрами и деканов социогуманитарных
факультетов «Проблемы трансформации и качества социогуманитарного
образования в вузах России»

19-21 июня 2002 г. в соответствии с приказом Минобразования России от
18.06.2002 ? 2218 состоялось межрегиональное совещание заведующих кафедрами
и деканов социогуманитарных факультетов на тему: "Проблемы трансформации и
качества социогуманитарного образования в вузах России".
В работе совещания приняли участие представители 29 вузов из 11
регионов России: Барнаула, Владивостока, Екатеринбурга, Иркутска, Кемерово,
Красноярска, Москвы, Новосибирска, Омска, Перми, Республики Алтай.

Участники совещания отметили, что в настоящее время в системе
образования идет обновление содержания и форм организации образовательной
деятельности в соответствии с запросами меняющейся практики, развитием
науки, культуры и образования. Особенно существенной трансформации
подвергается социогуманитарное образование.
На совещании были выявлены позитивные перемены в вузовском
социогуманитарном образовании России последних лет:
государственные образовательные стандарты высшего профессионального
образования первого и второго поколений направлены на модернизацию
содержания и форм социогуманитарного образования, в вузах возникла новая
система дисциплин и кафедр социогуманитарного цикла, введен национально-
региональный компонент государственного образовательного стандарта;
содержание социогуманитарного образования в основном освободилось от
директивного идейно-политического влияния эпохи плановой экономики; в сферу
высшего социогуманитарного образования России возвращены многие
классические труды отечественных и зарубежных авторов по ключевым проблемам
прошлого и настоящего развития наук о человеке и обществе;
началось трудное возрождение русской национальной школы, ее взаимодействие
с новой поликультурной традицией, имеющей глобальный характер;
начался процесс формирования современной системы воспитательной
деятельности, учитывающей приоритеты глобального, национального,
регионального, а также общественно-личностно-индивидуального.
Вместе с тем, участники совещания подчеркнули, что выявились
отрицательные последствия реформирования социогуманитарного образования в
высшей школе России:
обозначилась новая доминирующая либерально-радикальная идеологизация
содержания социогуманитарного образования, которая существенным образом
противоречит интересам национально-государственного и культурного развития
российского общества, патриотического воспитания студенческой молодежи. В
учебных программах и учебной литературе по истории, обществознанию,
литературе, истории отечественной культуры нередко допускается откровенная
фальсификация фактов. Эти дисциплины в большой степени испытывают экспансию
западной социокультурной традиции в ущерб восточной и русской
социокультурной практике;
наметилась тенденция снижения качества социогуманитарного образования,
поскольку из 11 дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-
экономические дисциплины» только 4 являются обязательными, а остальные
выбираются вузом. Высшие учебные заведения сокращают количество учебных
часов по дисциплинам упомянутого блока;
опыт показывает, что дисциплины «Физическая культура» по содержанию не
является гуманитарной;
массовое внедрение тестирования в социогуманитарном образовании выявило
недостаточность формализованных методов оценки качества знаний студентов;
реализация ряда государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования, например, «Менеджмент организации",
«Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом»,
выявила их междисциплинарный характер, однако в силу того, что данные
стандарты находятся в Перечне направлений подготовки и специальностей
высшего профессионального образования в группе 060000 Специальности
экономики и управления, это создает трудности их реализации на
социогуманитарных факультетах;
усиливается тенденция несогласованности содержания государственных
образовательных стандартов высшего профессионального образования по
некоторым дисциплинам гуманитарного и социального профиля;
воспитательная работа в вузах в основном не связана с социогуманитарным
образованием. Не выстроена система влияния социогуманитарного образования,
обучения основам наук о человеке и обществе в России на решение ключевых
проблем воспитательной работы, не обозначены приоритетные цели этой
деятельности в учебных заведениях.

Совещание рекомендует Минобразованию России совместно с профессиональными
сообществами:
Разработать меры по восстановлению обязательности преподавания всех
дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»;
Совместно с Российской академией образования до 2005 года развернуть
исследования по изучению тенденций развития социогуманитарного знания и
общественной жизни человека; создать специальную программу, отражающую
взаимосвязи социогуманитарного образования и воспитательной работы в вузах
России, особенно по таким ее направлениям как трудовое, патриотическое и
нравственное воспитание, а также светское и религиозное воспитание.
Поддержать инициативу Сибирского отделения РАО о ежегодном проведении
конкурса научных работ молодых ученых и студентов факультетов
социогуманитарного профиля по теме «Культуроцентричность как основа
качества национального социального и гуманитарного образования: общее и
региональные различия».
Разработать систему мероприятий по возрождению системы повышения
квалификации преподавательских кадров, обеспечивающих социально-
гуманитарную подготовку специалистов в вузах России.
Провести цикл конференций, совещаний и семинаров по определению
перспективных направлений обеспечения культуроцентричности, национально-
государственной ориентированности социогуманитарного образования.

Научно-методическим советам Минобразования России по общегуманитарным и
социально-экономическим дисциплинам и высшим учебным заведениям:
Постоянно проводить анализ состояния социогуманитарного образования в
вузах Российской Федерации и ежегодно в срок до 30 июня представлять
результаты на рассмотрение Минобразования России.