Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.fadr.msu.ru/archives/mailing-list/priv-agr/art-rus/msg00026.html
Дата изменения: Wed Jun 19 19:41:28 1996 Дата индексирования: Tue Oct 2 17:40:27 2012 Кодировка: Windows-1251 |
"ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА - НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ РЕФОРМАТОРА" В.В.Смирнов, Ассоциация социальных педагогов и социальных работ- ников России, член Международной Федерации социальных работников. Одной из основных причин пробуксовки так называемых экономических реформ в России и других республиках бывшего Советского Союза по мне- нию многих независимых аналитиков является недооценка правительствами важности развития социальной сферы, в том числе социальной сферы села, и одного из главных его инструментов - __профессиональной социальной ра- __боты._. В этом мы, представители неправительственной организации России, аккредитованной на Встрече на высшем уровне в интересах социального развития, которая проходила в Копенгагене в марте 1995 года, убедились воочию. Кстати, ход этого важнейшего форума практически не освещался российскими СМИ, а итоговые документы видимо покоятся в архивах прави- тельства. К сожалению до настоящего времени в недрах общественного сознания и, что более всего печально, в сознании высокопоставленных государс- твенных чиновников, социальная работа отождествляется с деятельностью государственных институтов по выплате пенсий и пособий, созданию сети детских домов и интернатов, приютов для инвалидов, престарелых и бе- женцев, пунктов психологической помощи, организации благотворительных обедов, прочих одноразовых акций и т.п. При этом каждый из видов этой деятельности выполняется разрозненно соответствующим ведомством или министерством: социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения, образования, милицией и рядом других ведомств. При всем уважении к данному виду деятельности отождествлять ее с социальной работой просто нельзя, так как это только ее часть - __социальная помощь_., социальная поддержка граждан, попавших в тяжелое положение в силу объективных причин или по вине самого государства, возвращение государством долгов своим гражданам. При всей гуманности этого вида деятельности отсутс- твие второго компонента социальной работы - __социальной защиты_. граждан еще не попавших в беду, т.е. нуждающихся в квалифицированном совете, необходимой информации и знаниях, психологической и юридической под- держке, она бесперспективна, ибо не ведет к снижению числа нуждающихся в помощи людей, а скорее наоборот. __Профессиональная социальная работа_. предполагает оптимальное соче- тание "профилактики заболевания" с "лечением" социальных недугов. При этом очевидно, что успехи в профилактике рано или поздно приведут к снижению числа нуждающихся в социальной помощи. Ознакомившись в ходе конференции с мнением профессионалов в раз- личных областях знаний, мы еще раз убедились в том, что избранный АСО- ПиР РФ путь развития профессиональной социальной работы, в том числе на селе, на сегодня единственно правильный. Действительно, из боль- шинства выступлений явствует, что крестьянин, в очередной раз став жертвой "революционных преобразований", нуждается более всего в досто- верной, а не исходящей от чиновников, информации, новых для него и доступных для понимания знаниях в области экономики и права, экологии и валиологии (науке о сохранении здоровья), нуждается в человеке - психологе и педагоге, обладающем достаточными знаниями не только в пе- речисленных областях, но с способном выслушать, дать квалифицированный совет, а в отдельных случаях и помочь реализовать предложенное. Безус- ловно, главным помощником социального работника должен стать компь- ютер, использующий региональный банк данных, который АСОПиР в силу своих возможностей в настоящее время создает. Все сказанное не плод кабинетных размышлений, а результат более чем 5-ти летней работы во многих сельских регионах России. Коротко о ней информировала М.П.Гурьянова в своем сообщении "Совместный исследо- вательский проект АСОПиР РФ и ЦСП РАО "Возрождение России начинается с села". В итоге достигнуты неплохие результаты. Однако есть и большие проблемы, одна из которых - отсутствие достаточного количества про- фессиональных социальных работников. Поэтому в настоящее время основ- ные усилия АСОПиР РФ направлены на подготовку социальных работниковп- рофессионалов. В свою очередь это сопряжено с большим количеством трудностей, связанных с подготовкой преподавателей, учебных программ и планов, изданием учебников и пособий, изысканием новых форм обучения без отрыва от основной работы в социальной сфере и т.п. Серьезной вехой на этом пути была международная научно-практи- ческая конференция, организованная АСОПиР РФ в сентябре 1995 г. в Бар- науле. Часть материалов конференции приведена ниже. Приняв участие в настоящей конференции и внимательно ознакомив- шись с представленными на ней докладами, сообщениями, репликами, мы подготовили к изданию материалы конференции, которые по нашему мнению могут служить в будущем в качестве учебных пособий при подготовке сельских социальных работников и, если авторы и организаторы конферен- ции не возражают, Издательство АСОПиР РФ опубликует их отдельной бро- шюрой. Не скрою, что мы возлагаем большие надежды на настоящую конферен- цию как начало перехода от слов к действиям - объединению усилий уче- ных и практиков в деле создания единой концепции аграрной реформы, конкретного участия в подготовке правовой базы, психолого-педагоги- ческого обеспечения реформы и социальной защиты сельского населения. В настоящее время мы приступили к созданию специализированного учебного и науно-исследовательского учреждения для подготовки сельских профессиональных социальных работников и научно-практического обеспе- чения их профессионльной деятельности в сельских регионах России. К этому проекту намерены подключиться социальные работники Белоруссии и Украины. __ Заявление участников Международной конференции "Социальная работа __ в сельских регионах и образование в области социальной работы" Нарастание опасности экологической катастрофы, депопуляционные тенденции развития аграрных регионов России, резкое сокращение жителей села, негативные социальные последствия радикально-волюнтаристски осу- ществляемых реформ экономики и управления привели сельские регионы страны к опасной грани, за которой начинаются необратимые процессы со- циальной деградации, деморализации населения, хозяйственного упадка, запустения огромных территорий. Особенно тревожными для социального развития села являются такие тенденции, как: - разрушение социальной инфраструктуры сельских поселений, закры- тие здесь медицинских пунктов, школ, библиотек, домов культуры, клу- бов, интернатных учреждений; - деморализация сельского населения, утрата им целого ряда тради- ционных нравственных ценностей, составляющих основу не только образа жизни, духовности сельских жителей, но и населения страны в целом; - катастрофическое падение уровня жизни сельского населения, яв- ное ослабление гарантий его социальной защищенности, произвольное за- нижение уровня заработной платы работников сельского хозяйства, ее систематическая задержка, ведущая к дальнейшей утрате значимости труда как ценности жизни для всех тех, кто живет на селе; - опасное снижение ценностей образования в сельских поселениях страны, сопровождаемое очевидным ограничением возможностей получить качественное профессиональное образование детям из сельских семей в силу растущей массовости платного обучения в вузах; - одним из оснований роста социальной напряженности, снижения со- циальной защищенности стала дезориентация сельского населения России в вопросах национально-культурного развития. Здесь нередким стало соче- тание откровенного национализма с полным разрушением основ националь- но-культурной идентичности (особенно у славянских групп населения), что явно усугубляет решение вопросов социальной защиты; - серьезный кризис сельской семьи, очевидное ослабление ее роли в сохранении стабильности развития сельского социума, падение престижа как хранительницы нравственных ценностей, определенного образа жизни, основанного на ценностях труда и значимости образования, культуры, знаний; - очевидный рост преступности, криминализация сельской среды, яв- ное увеличение здесь доли тех, кто уже отбыл наказание или ориентиро- ван на криминальное поведение; - нарастающее безвластие и безответственность, растущая неуправ- ляемость социальными процессами как на районном, областном, так и на поселенческом уровне, что стимулирует массовую безответственность и вседозволенность среди населения, рост насилия, эгоистически-центриро- ванного поведения, нарастание хаоса, явлений типа "война всех против всех", "каждого - с каждым", "каждого - со всеми"; - налицо явное ослабление роли массовости, эффективности добро- вольческой социальной и психологической помощи сельского населения, его стихийно-коллективной самоподдержки, рост социальной отчужден- ности, напряженности, конфликтности; - очевидным стало снижение авторитета, социальной роли, влияния на селе сельского учителя. Это заметно осложняет проблему социальной защиты и самоподдержки тех, кто живет на селе, осуществление здесь со- циально-педагогической деятельности; - новые проблемы для социальной работы на селе в России создает растущая социальная дифференциация, расслоение сельского населения, появление здесь очень богатых людей и массовой бедности работоспособ- ного населения, прогрессирующей незащищенности "слабых" общественных групп; - в сельской зоне России особенно многочисленной становится доля мигрантов из ближнего зарубежья, требующих специальных мер социальной защиты, обеспечения адаптации к новым условиям; - неразвитость специальных сельских учреждений социальной защиты, отсутствие корпуса кадров, способных оказывать профессионально эффек- тивную социальную помощь, вести квалифицированную социальную работу, полумеры, некомплексность в ее осуществлении явно усугубляет ситуацию в российском селе середины 1990-х годов. Противоречивость и ограниченность федеральных законов, регулирую- щих социальное развитие, отношения между Центром и регионами, неразви- тость регионального социального законодательства серьезно осложняет решение проблем социальной защиты. В особенности остро стоят вопросы реформы налогово-бюджетной системы и управления, которые пока действу- ют в стране по преимуществу в ущерб сельским регионам, оказавшимся в ходе радикальных реформ наименее защищенными и способными к самозащи- те. Это требует специальных мер по защите российского села, развития здесь эффективной социальной работы, оптимально акцентированной соци- альной политики. Участники Конференции считают, что практика прямой социальной по- мощи государства населению в аграрных и агропромышленных регионах страны должна быть дополнена комплексными долгосрочными программами опосредованного характера, дающими льготы предпринимателям всех секто- ров экономики, общественным организациям, которые оказывают помощь "слабым" группам, несущим расходы по поддержанию жизнестойкости соци- альной сферы сельских регионов. Социальная политика как направленная на дальнейшее разрушение коллективных хозяйств, госхозов, сохраняющих товарное производство, так и не уделяющая должного внимания созданным фермерским хозяйствам сегодня не просто ошибочна, но преступна. Это имеет прямое отношение к перспективам сохранения стабильности, возрож- дения и укрепления социальной защищенности не только сельского населе- ния, но и в целом российского общества, каждого россиянина. Принципи- ально важно понять, что экономическая и социальная дееспособность сельского населения страны не может возникнуть сама собой без серьез- ной государственной поддержки, согласованных действий предпринимате- лей, неправительственных организаций, государственных учреждений уп- равления и социальной сферы. Остальные материалы международной конференции можно получить, связавшись по тел/факсам (095)283-8314,349-3019, smirnov@aspsw.msk.ru.