Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ffl.msu.ru/research/avtoreferats/18-golberg-avtoreferat-2011.doc
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Feb 3 02:00:23 2013
Кодировка: koi8-r

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Факультет иностранных языков и регионоведения



На правах рукописи





Гольберг Мария Феликсовна




Преподавание математики в женских гимназиях как фактор культурного развития
России конца XIX - начала XX в.





Специальность 24.00.01. - Теория и история культуры





АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата культурологии











Москва - 2011
Диссертация выполнена на кафедре региональных исследований факультета
иностранных языков и регионоведения Московского государственного
университета имени М.В. Ломоновова



Научный руководитель - доктор исторических наук,
доцент Жбанкова Елена Васильевна



Официальные оппоненты - доктор исторических наук,
доцент Гутнов Дмитрий
Алексеевич


кандидат культурологии,
доцент Брусенцова
Наталья Владимировна


Ведущая организация - Российский государственный социальный

университет




Защита диссертации состоится « » _____________ 2011г. в _______ часов на
заседании диссертационного совета Д.501.001.28. Московского
государственного университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 119192,
Москва, Ломоносовский проспект, д. 31, корп. 1, факультет иностранных
языков и регионоведения, ауд. ______.



С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ имени
М.В. Ломоносова.



Автореферат разослан « »________________ 2011 г.



И.о. ученого секретаря
диссертационного совета
Т.Ю. Загрязкина


Общая характеристика работы
Роль женщины в обществе в различные исторические периоды во многом
определялась уровнем женского образования. При этом одним из наиболее
объективных его показателей является именно женское математическое
образование. Математика - наиболее абстрактная и универсальная область
знаний, играющая важную роль в развитии личности, формирующая навыки
мыслительной деятельности, которые требуются в любых профессиях, в том
числе и гуманитарных. Поэтому по уровню женского математического
образования можно судить о месте, занимаемом женщиной в обществе. Особенно
интересен с этой точки зрения период второй половины XIX - начала XX в.,
отмеченный значительными событиями и глубокими изменениями в области
российского образования, причем в первую очередь именно женского. В этот
период, называемый эпохой великих реформ, происходила эволюция женского
образования. Преобразования средней женской школы существенно опережали
другие школьные реформы. В России складывалась система среднего женского
образования, оформлялась государственная структура управления женскими
гимназиями основных образовательных ведомств. В результате была создана
система женского гимназического образования, одной из важных составляющих
которого являлось преподавание математики. В настоящей работе исследуется
взаимосвязь культурного развития российского общества в конце XIX - начале
XX в. и преподавания математики в женских гимназиях.
Актуальность исследования, проводимого в настоящей работе, определяется
тем, что история отечественного образования дает богатейший материал,
который может быть востребован сегодня в России в ходе происходящих в этой
области преобразований. В частности, сейчас большое внимание уделяется
учету гендерных особенностей учащихся в процессе преподавания, и в первую
очередь - именно математики. Ряд исследователей в этой области[1] и многие
преподаватели математики[2] считают, что у мальчиков и девочек есть свои
особенности математического мышления и восприятия математики,
следовательно, методы ее преподавания для них должны быть различны.
Для понимания целесообразности и оптимального построения такого
образования весьма ценен опыт среднего образования в России конца XIX -
начала XX в., система которого включала мужские и женские гимназии.
Последние разделялись на женские гимназии Министерства народного
просвещения (МНП) и Ведомства учреждений Императрицы Марии (ВУИМ). Каждое
из этих учебных заведений давало женщине возможность получить среднее
образование с учетом ее социального положения, способностей и жизненных
устремлений. Такой подход в определенных аспектах представляется актуальным
и для настоящего времени, конечно, с поправками на современный уровень
развития общества.
Цель исследования - выявить причины и показатели взаимного влияния
культурного развития российского общества и преподавания математики в
женских гимназиях в конце XIX - начале XX в.
Для достижения сформулированной цели исследования ставятся следующие
задачи:
- исследовать процессы становления и развития женского среднего
образования в конце XIX - начале XX в. в контексте общего культурного
развития России;
- провести анализ развития женского математического образования как
следствия изменения отношения общества к женщине и необходимому для нее
образованию;
- выявить особенности женского математического образования в гимназиях
МНП и ВУИМ, определяемые различным пониманием задач воспитания и
образования женщины в российском обществе;
- выявить различия в математическом образовании в женских и мужских
гимназиях, определяемые специфическим взглядом общества на способность
женщины к постижению математики;
- изучить точки зрения представителей российских образовательных
ведомств (МНП и ВУИМ) на женское среднее образование в передовых странах
Европы и влияние европейских программ математики на российские методики
преподавания математики;
- выявить влияние математического образования, получаемого женщинами в
гимназиях, на развитие общественных движений за допуск женщин к обучению в
университетах России и за уравнивание мужского и женского среднего
образования в области математики;
- установить связь между движениями за развитие женского
математического образования и открытием на Высших женских курсах физико-
математических и технических отделений;
- выявить влияние женского среднего математического образования на
развитие женских общественных и политических движений в России конца
XIX - начала XX в.;
- проанализировать изменение отношения женщины, получившей математическое
образование в гимназиях, к исполнению традиционных семейных обязанностей;
- исследовать связь между математическим образованием, получаемым в
женских гимназиях, и становлением мировоззрения выдающихся российских
женщин-ученых в области математики и других естественных наук.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые устанавливается
взаимное влияние между процессами культурного развития российского общества
в конце XIX - начале XX в. и особенностями построения математического
образования в женских гимназиях образовательных ведомств России (МНП и
ВУИМ). На основании сравнения программ преподавания математики в женских
гимназиях различных ведомств, в женских и мужских гимназиях, в женских
гимназиях России и передовых стран Европы впервые выявляются особенности их
построения, определяемые различным предназначением женщины либо как
супруги, матери и хозяйки, либо как фигуры на арене общественной и
профессиональной деятельности. Выявляются основные причины и показатели
влияния образования, получаемого женщинами в гимназиях, в первую очередь
математического, на формирование мировоззрения передовых женщин России.
Теоретическая значимость данного диссертационного исследования
заключается в междисциплинарном и системном подходе к освещению и изучению
вопросов взаимовлияния культурного развития общества и построения системы
преподавания математики в женских гимназиях России. Основные выводы и
отдельные положения работы могут быть использованы в дальнейших
исследованиях по культурологии, истории российской культуры и педагогики,
по вопросам взаимосвязи культуры и преподавания различных дисциплин в
средних учебных заведениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные
результаты и выводы могут быть использованы при разработке общих и
специальных курсов по культурологии, истории математики, истории
педагогики, а также при проведении спецсеминаров. Кроме того, материал
исследования может быть полезен при разработке современных методических
рекомендаций для составления школьных программ по математике.
Объектом исследования являются общие процессы развития культуры и
среднего образования в России во второй половине XIX - начале XX в.
Предмет исследования - особенности преподавания математики в женских
гимназиях России, определяемые уровнем культурного развития российского
общества в рассматриваемый период.
Методологическую основу диссертации составляет комплексный анализ
рассматриваемых процессов и явлений на основе междисциплинарного подхода. В
исследовании мы исходили из принятой в современной культурологии концепции
(П.С. Гуревич, Д.С. Лихачев, А.М. Флиер и др.) взаимосвязи явлений культуры
и образования в их историческом развитии. Вследствие этого анализ
преподавания математики в женских гимназиях России в указанный период
проводится в контексте взаимодействия этих процессов с уровнем культурного
развития общества.
Междисциплинарный характер исследования обусловил применение в работе
нескольких методов, отвечающих принципу системного подхода к анализу
рассматриваемого явления:
- исторический - позволяющий объективно определить уровень развития
женского математического образования в гимназиях России в рассматриваемый
период;
* аналитический - позволяющий выявить в работе с источниками основные
особенности, традиции и тенденции преподавания математики в женских
гимназиях в указанный период;
- сравнительный - необходимый для сопоставления системы преподавания
математики в женских гимназиях различных ведомств, в женских и мужских
гимназиях, а также в женских гимназиях России и передовых стран Европы;
- индуктивный метод, с помощью которого, используя принцип от частного
к общему, выделяются показатели формирования мировоззрения женщин России,
определяемые уровнем преподавания математики в женских гимназиях;
- системный - позволяющий обозначить взаимосвязь различных культурно-
исторических явлений и их комплексное влияние на особенности

развития математического образования в женских гимназиях в конце XIX -
начале XX в.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Одним из основных факторов развития женского математического
образования в российских гимназиях во второй половине XIX - начале XX в.
являлось культурное развитие общества, а именно изменение в нем роли
женщины.
2. К началу XX в., когда вслед за странами Европы в России
развернулись общественные движения за равноправие и свободный доступ женщин
к образованию, математическое образование в женских гимназиях стало
развиваться существенно быстрее, чем в мужских.
3. По своему уровню, даже в конце рассматриваемого периода,
математическое образование в женских гимназиях уступало мужскому
математическому образованию в классических гимназиях и в реальных училищах,
что являлось следствием разных взглядов российского общества на женское
равноправие и необходимое для женщин математическое образование.
4. Система женского математического образования в России
рассматриваемого периода учитывала взгляды общества на природно-
специфическое предназначение мужчины и женщины, что выражалось:
- в отличиях в программах и методах преподавания математики в мужских и
женских гимназиях, определяемых объективным отношением общества к
специфическому месту в нем женщины;
- в отличиях в программах и методиках преподавания математики (кроме
арифметики) в женских гимназиях ВУИМ и МНП, которые ориентировались на
учениц с различным социальным положением, способностями и жизненными
устремлениями;
- в обязательном преподавании девочкам некоторого базового объема
математики, необходимого в представлениях того времени для образованного
человека.
5. По уровню преподавания математики российские женские гимназии к
началу XX в. уже не уступали аналогичным женским средним учебным заведениям
передовых стран Европы, а в гимназиях МНП этот уровень был даже несколько
выше. Такое положение представители российских образовательных ведомств
объясняли большой неоднородностью женских средних учебных заведений и
слабой ролью государства в контроле системы образования в странах Европы.
6. В качестве основных причин влияния математического образования в
женских гимназиях на формирование мировоззрения женщин России можно
рассматривать:
- быстрое развитие женского среднего математического образования и в
связи с этим появление возможности женщине считать себя полноценной
личностью и полноправным членом общества;
- невозможность получить женщинам в России высшее математическое
образование и отставание женского среднего математического образования от
мужского;
- стремительное развитие женской общественной деятельности в различных
областях, включая борьбу за женское высшее и среднее образование.
7. Основными показателями влияния женского математического образования
на культурное развитие женщин России можно считать:
- усиление борьбы женщин за допуск к высшему образованию;
- увеличение количества слушательниц на физико-математических и
технических отделениях Высших женских курсов;
- борьбу женщин за уравнивание мужского и женского среднего образования
в области математики;
- вовлечение женщин в общественную и политическую деятельность,
посвященную в основном борьбе за равноправие женщин;
- изменение отношения женщины к ее семейным обязанностям;
- увеличение числа российских женщин, получавших высшее математическое
образование в университетах Европы;
- появление выдающихся женщин-ученых в области математики и других
естественных наук, где математика играла важную роль.
Степень изученности проблемы. К настоящему времени практически
отсутствуют исследования, посвященные преподаванию математики в женских
гимназиях России рассматриваемого периода (конец XIX - начало XX в.).
Исследовательскую литературу (историографию) можно разделить по
следующим направлениям.
1. Работы, затрагивающие вопросы развития отношения российского
общества к женщине[3]. Среди них можно выделить исторический очерк конца
XIX - начала XX в. Н.Е. Зинченко, а также современную работу
В.В. Пономаревой и Л.Б Хорошиловой. В работе Н.Е. Зинченко приведены
характерные для передовой части российского общества взгляды на роль и
место женщины в обществе в связи с ее образованием. В литературном
материале В.В. Пономаревой и Л.Б. Хорошиловой в историческом контексте
описываются быт русской женщины, уровень ее интересов и миропонимания,
история открытия женских образовательных учреждений, а также влияние на эти
процессы российских общественных деятелей, педагогов, писателей и ученых.
2. В работах, посвященных развитию и становлению женского среднего
образования в России в период конца XIX - начала XX в.[4], исследованы
основные этапы организации женских гимназий в России и первые шаги их
деятельности. Так же как и в других работах, в них не затрагиваются вопросы
женского математического образования.
3. Описание развития, структуры и организации общего (мужского)
среднего математического образования содержится в ряде работ[5]. В работе
Г.В.Кондратьевой, помимо чисто педагогических особенностей преподавания
математики в средней школе, рассматривается взаимосвязь развития среднего
математического образования и социально-экономических факторов развития
России в интересующий нас период.
4. Для объективного анализа системы преподавания математики в женских
гимназиях путем сравнения с преподаванием основных гуманитарных предметов
рассмотрены работы[6], в которых освещаются вопросы преподавания
гуманитарных предметов в женских гимназиях в конце XIX - начале XX в.
5. Отдельную группу составляют работы[7], посвященные особенностям
организации женского среднего образования в передовых странах Европы в
исследуемый период. В работах Л.В. Зотовой и Л.Н. Модзалевского эти вопросы
рассматриваются практически во всех странах Европы. В них в основном
исследуется организация системы женского образования. Ряд общих вопросов,
связанных со сравнением женского образования в России и странах Европы,
рассмотрен в работе Э.Д. Днепрова. Общая характеристика системы женского
образования в странах Европы в сравнении с аналогичной системой в России
дана К.Д. Ушинским. Однако во всех этих работах отсутствуют материалы,
относящиеся к преподаванию математики в женских средних учебных заведениях.

6. Для выявления показателей влияния образования, получаемого женщинами
в гимназиях, в первую очередь математического, на формирование образа и
мировоззрения передовых женщин России были использованы работы известных
публицистов и общественных деятелей конца XIX - начала XX в.[8], а также
труды современных авторов[9]:
- труды, посвященные вопросам равноправия женщин и изменению их
положения в семье;
- биографии известных женщин России, выпускниц женских гимназий,
проявлявших особые наклонности к математике;
- материалы по женским движениям за доступ к высшему образованию и
другим общественным женским движениям в рассматриваемый период.
7. Для освоения методов исследования, использованных в работе, были
изучены труды[10], посвященные общетеоретическим вопросам культурологии.
Материалом для данного исследования являлись:
1. Официальные учебные программы и правила женских гимназий МНП и ВУИМ,
изданные в период XIX - начала XX в.[11]
2. Официальные учебные программы и правила мужских гимназий и
училищ[12] для сравнения с программами женских гимназий.
3. Методики преподавания математики в женских и мужских гимназиях[13].
4. Наиболее распространенные учебники по различным разделам
математики[14], которые применялись в женских гимназиях ВУИМ и МНП.
5. Официальные документы Департамента народного просвещения по
статистике учебных заведений России[15], выпущенные в рассматриваемый
период.
6. Описания женских средних учебных заведений Германии и стран Европы,
входивших в состав Австро-Венгерской империи. Авторами этих работ являлись
представители учебных ведомств России[16], которые по заданию МНП и ВУИМ
подробно знакомились с женскими средними учебными заведениями в Европе.
7. Материалы I и II Всероссийских съездов[17] преподавателей
математики, состоявшихся в 1911 - 1913 гг. В них содержатся тексты докладов
передовых педагогов России того времени, в которых анализируются состояние
и перспективы развития системы преподавания математики в женских гимназиях.

8. Периодические издания, посвященные преподаванию математики[18], где
приведены мнения педагогов по вопросам преподавания математики в мужских и
женских гимназиях.
9. Воспоминания современниц - бывших учениц женских гимназий[19]. В
ряде из них отражены аспекты восприятия математического образования,
получаемого женщинами в гимназиях, как составляющей их общего культурного
развития.
10. Материалы, опубликованные в женских журналах, издаваемых в
рассматриваемый период, труды женских движений, отчеты о женских съездах и
участии в международных женских организациях[20].
11. Работы[21], в которых приведены биографии выдающихся женщин -
ученых в области математики, а также в других естественных науках,
получивших образование в женских гимназиях.
Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты
исследований обсуждались на XIII Международной конференции «Россия и Запад:
диалог культур» (факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени
М.В. Ломоносова, ноябрь 2009 г.); на заседании 17-го ежегодного круглого
стола «Россия и внешний мир: из истории взаимовосприятия» (Институт
российской истории РАН, центр по изучению отечественной культуры, февраль
2010 г.); на XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых
ученых «Ломоносов» (МГУ имени М.В. Ломоносова, апрель 2010 г.); на IV
Международной конференции «Феномен творческой личности в культуре.
Фатющенковские чтения» (факультет иностранных языков и регионоведения МГУ
имени М.В. Ломоносова, октябрь 2010 г.).
Основное содержание работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и
приложений. Во введении раскрыты актуальность темы диссертации, цель
исследования, решаемые для ее достижения задачи, методология исследования,
выделена новизна работы, обоснованы ее практическая и теоретическая
значимость, изложена степень изученности проблемы, дана характеристика
источников и приведены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Историко-культурологические аспекты развития и
становления женского образования в России к началу XX века» проведено
исследование процессов, определявших характер связей между культурным
развитием российского общества и уровнем женского математического
образования к концу XIX - началу XX в. К ним относятся особенности развития
общего женского образования в России к началу XX в., а также процессы
изменения отношения общества к женскому образованию как показателю
культурного развития женщин. Для более объективной оценки женского
математического образования в гимназиях проведено его сравнение с женским
средним образованием в передовых странах Европы рассматриваемого периода.
Раздел 1.1. «Становление женского среднего образования в России».
Начальным этапом становления женского среднего образования можно считать
60-е гг. XIX в., когда стали проводиться реформы в области образования.
Помимо воспитательных учреждений для девочек стали открываться и
образовательные. Тогда же было утверждено «Положение о женских училищах
ведомства Министерства народного просвещения» от 30 мая 1858 г. Реформы
среднего женского образования проводились под руководством министра
народного просвещения А.С. Норова, попечителя Санкт-Петербургского учебного
округа М.Н. Мусина-Пушкина, профессора педагогики Н.А.
Вышнеградского и других общественных и государственных деятелей.
Результатом этих реформ явилось создание женских гимназий ведомств ВУИМ и
МНП, которые стали одними из основных женских образовательных учреждений. В
этих гимназиях уже в середине рассматриваемого периода математика не
уступала по количеству отводимых на нее часов одному из основных предметов
- русской словесности. Если в 1864 г. среди всех учащихся гимназий 61,8 %
составляли мальчики и 38,2% - девочки, то в 1914 г. 63,1 % - девочки и
36,9% - мальчики[22].
Раздел 1.2. «Отношение российского общества к женскому образованию как
к показателю культурного развития женщин России». Важную роль женского
образования в культурном развитии российского общества в целом понимали
многие известные общественные деятели, писатели, философы и ученые уже
задолго до рассматриваемого периода (Симеон Полоцкий, И.И.
Бецкой, К.Д. Ушинский и др.). Однако несмотря на это, в конце XIX - начале
XX в. еще существовало мнение, что женщины не способны к математике (его,
например, придерживался министр народного просвещения И.И. Толстой).
Довольно широкое распространение таких взглядов на женское образование во
многом определялось историческими особенностями культурного и социального
развития России.
В начале второй половины XIX в. русской передовой педагогической мыслью
была выработана новая концепция женского образования. Она базировалась на
следующих идеях: всесословности и открытости женской школы;
общеобразовательной направленности женского образования и его равенстве с
мужским образованием. Основная роль в выработке данной концепции в начале
практического строительства новой женской школы принадлежала К.Д.
Ушинскому.
Значительный вклад в теорию и практику женского образования также внес
выдающийся русский педагог Н.А. Вышнеградский - создатель первой в России
открытой женской средней школы (1858 г.).
Передовые взгляды общества на положение в нем женщины и необходимость
ее образования, под воздействием которых увеличивалось стремление женщин к
социальной активности, а также нужды развивающейся экономики России
заставили правительство принять постановление от 14 января 1871 г.[23] В
нем перечислялись виды деятельности, где женщины могут принести пользу.
После этого наблюдается стремительный рост числа женских гимназий и
увеличение в них объема преподавания математики.
Раздел 1.3. «Сравнение среднего женского образования в России и в
передовых странах Европы». Для проведения такого сравнения исследуется
система среднего женского образования в Европе, в основном в Германии и в
странах, входивших в состав Австро-Венгерской империи. Эти исследования
выполнены на основании трудов К.Д. Ушинского, изучившего состояние женского
образования за рубежом во время своей заграничной командировки[24], а также
отчетов, составленных другими представителями российских образовательных
ведомств МНП и ВУИМ[25].
Система женского образования передовых стран Европы включала в себя
средние женские учебные заведения различного типа. Это были школы общего
(классического) и профессионального (садоводства и огородничества,
кулинарные, вышивального искусства и т.п.) профиля; городские и сельские
училища; учительские семинарии, высшие колледжи и др.
Обязательными предметами обучения в средней женской школе наряду с
литературой, иностранными языками, историей и др. была арифметика. Другие
разделы математики (алгебра, геометрия) относились к необязательным
предметам. Если они и преподавались, объем предоставляемых знаний был
значительно меньше, чем в мужских училищах.
В начале рассматриваемого периода европейская методика преподавания
математики использовалась и в России. Наиболее популярной была методика
преподавания арифметики, разработанная немецким педагогом В.А. Грубе[26]. В
дальнейшем она была развита российским педагогом В.А. Евтушевским[27].
Интересно мнение Л.Н. Толстого, который занимался проблемами
образования и организовал в Ясной Поляне школу, где сам преподавал
математику. Он считал, что так подробно изучать каждое число, как это
делалось по методу В.А. Грубе, нет никакой необходимости. Л.Н. Толстой
обвинил отечественных педагогов в некритическом заимствовании немецких
идей, чуждых по духу отечественной школе.
Особенностью построения женского среднего математического образования в
странах Европы являлась его существенная разнородность даже в одной стране.
Учителя были свободны в выборе методов преподавания и учебников математики.
Государство в процесс образования практически не вмешивалось. По мнению
многих представителей российских образовательных ведомств (К.Д. Ушинский,
А.Л. Петров, М.Л. Стефанович), это было одной из главных причин более
высокого уровня среднего женского образования в России.
В России, в отличие от стран Европы, государственный фактор развития
образования длительное время был господствующим в силу специфики устройства
и исторической жизни страны. Только во второй половине XIX в. в России
появляются новые значительные факторы развития образования - общественная
деятельность, общественная инициатива. В целом, они положительно влияли на
женское образование, вызывая, с одной стороны, его достаточно быстрое
развитие, а с другой стороны, сохраняя жесткий контроль над его
содержанием. Действие этих факторов привело к тому, что по уровню женского
образования Россия в рассматриваемый нами период не уступала европейским
странам. Это отмечалось и представителями российских учебных ведомств,
которые знакомились с женским средним образованием в Европе.
Во второй главе «Математическое образование в женских гимназиях России
конца XIX - начала XX века как фактор ее культурного развития» исследуется
взаимное влияние культурного развития российского общества и преподавания
математики в женских гимназиях. Вначале выявляется влияние особенностей
культурного развития российского общества на построение системы
математического образования в женских гимназиях. Далее исследуется обратное
влияние - математического образования, получаемого женщинами в гимназиях,
на культурное развитие и формирование мировоззрения женщин России.
Определяются основные причины и показатели этого влияния.
В разделе 2.1. «Развитие среднего математического образования в России
как отражение ее социального и культурного развития» выявлены социально-
экономические и культурные факторы, оказавшие основное влияние на развитие
среднего математического образования. К ним относятся быстрый рост
промышленности и как следствие - среднего класса, общественное движение за
смягчение сословно-ограничительной политики государства в области
образования. Создавались специальные научно-педагогические заведения, где
работали известные отечественные специалисты по вопросам преподавания
математики, такие, как В.А. Евтушевский, А.Н. Острогорский, А.Ф. Малинин,
В.А. Латышев, А.П. Киселев и др. С их помощью издавались педагогические
книги, учебники, а также организовывалась материальная помощь учителям.
Существенную роль в этом процессе играла просветительская деятельность
педагогов-математиков через журналы «Народная школа», «Русский
педагогический вестник», «Русский начальный учитель», «Журнал элементарной
математики», «Вестник опытной физики и элементарной математики» и ряд
других.
Основными тенденциями в развитии математического образования в России в
конце ХIХ - начале XX в. являлись сближение математики как науки с
математикой в качестве учебного предмета, развитие прикладной
направленности в обучении математике, а также специализация и фуркация -
разделение на классическую и реальную (прикладную) направленности -
математического образования в старших классах средней школы.
Преобразования, проведенные в общем среднем математическом образовании
России (гимназии и реальные училища) в конце XIX - начале XX в., подняли
его на мировой уровень.
Выделены показатели влияния развития среднего математического
образования на социально-культурные аспекты развития российского общества.
Кроме общего развития умственных способностей учащихся к ним относится их
подготовка к специальным занятиям и практической деятельности.
Математическое образование способствовало движению России по пути
индустриализации и развитию среднего класса, составлявшего основную часть
технического руководства в промышленности. При этом увеличилось число
квалифицированных преподавателей математики средней школы. Происходило
развитие в области создания и издания отечественных учебных пособий,
которые также использовались в женских гимназиях.
Раздел 2.2. «Влияние социальных и культурных особенностей российского
общества на преподавание математики в женских гимназиях». Важно отметить,
что это влияние рассматривается в первую очередь с культурологической точки
зрения. Педагогические аспекты используются лишь как средство для выявления
этого влияния. Проведены анализ и сравнение программ и методики
преподавания математики в женских гимназиях МНП и ВУИМ, в женских и мужских
гимназиях, а также в женских гимназиях России и средних женских
образовательных учреждениях передовых стран Европы. Это позволило выделить
аспекты преподавания математики в женских гимназиях, которые определялись
отношением российского общества к женскому образованию. Разработаны
специальные таблицы, в которых приводятся результаты сравнения по следующим
показателям: общему объему часов, отводимому на преподавание различных
разделов математики (арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии), их
содержанию, типам решаемых задач и прикладным разделам.
Сравнение программ математики в женских гимназиях ВУИМ и МНП позволило
выделить отличия, которые определяются различным пониманием задач
воспитания и образования женщины в российском обществе. В гимназиях ВУИМ,
особенно в начале их создании, главной задачей обучения женщины считалось
ее воспитание как доброй супруги, хорошей матери и хорошей хозяйки. В
гимназиях МНП, где в большей степени получали образование женщины, которым
математика нужна была для дальнейшей профессиональной деятельности,
образование имело большую прикладную направленность. Поэтому математические
знания здесь давались в большем объеме.
Результаты аналогичного сравнения программ математики в мужских и
женских гимназиях МНП сопоставляются с взглядами российского общества на
способность женщины к постижению математики. На основании сравнительного
анализа программ математики в женских гимназиях России и передовых странах
Европы выделяются их отличия. Одни отличия определяются отношением общества
к женщине, другие - связываются со спецификой организации и построения
системы женского образования в этих странах.
Проведенные исследования позволили также прийти к пониманию весьма
интересных и достаточно неожиданных фактов. Показано, что многие достижения
в области среднего женского математического образования в России к началу
XX в. весьма актуальны для современного понимания взаимовлияния культуры и
образования. При учете современной реальности ряд из них может быть
использован в процессе происходящей перестройки системы среднего
образования, в частности обязательное преподавание некоторого базового
объема математики, необходимого для современного образованного человека,
возможность переориентации в конце обучения в части изучения математики с
помощью дополнительных классов с углубленным преподаванием математики.
В разделе 2.3. «Влияние математического образования в женских гимназиях
на формирование мировоззрения женщин России» показано, что математическое
образование в рассматриваемый период способствовало формированию женщины
как полноценной личности и позволяло ей считать себя равноправным членом
общества. Установлены основные причины и показатели влияния
математического образования в женских гимназиях на культурное развитие
женщин России.
Прежде всего, рассмотрено усиление роли женщин в общественных движениях
за допуск к обучению в университетах России наравне с мужчинами.
Возможность получения высшего образования была наиболее актуальна для
женщин, проявивших в гимназиях склонность к математике. Это было связано и
с тем, что в гуманитарных науках и в определенной степени в медицине
женщины могли получать дополнительное образование, в частности на Высших
курсах, которое давало им право работать практически наравне с мужчинами.
Все известные российские женщины-математики после окончания гимназий
получали высшее образование, ученые степени и звания в зарубежных
университетах. Самая выдающаяся из них, Софья Ковалевская, смогла
реализовать себя, обучаясь в Гейдельбергском, Берлинском и Геттингенском
университетах. В то же время, как известно, хорошая математическая школа и
крупные ученые-математики были и в России. Однако это давало возможность
полноценной самореализации в области математики только мужчинам, так как
женщины не имели доступа к высшему образованию. В различных слоях
российского общества активно дискутировались преимущества и недостатки,
которые принесет допуск женщин в университет, высказывались опасения
относительно последствий для семьи и общества, которыми эта мера может
обернуться. Неэффективность совместного обучения мужчин и женщин в это
время отмечали и зарубежные ученые. Так, профессор Сорбонны Э. Фаге
полагал, что: «совместное обучение обоих полов в университете вносит только
крайние неудобства и лишь поверхностно уподобляет женщину мужчине...»[28].
Только с 1913 г. для представительниц слабого пола стали повсеместно
открываться двери университетов (первым был Томский университет), а с 1914
г. этот процесс происходил в России повсеместно.
Одним из первых результатов борьбы за допуск женщин к высшему
математическому образованию можно считать создание физико-математических и
технических отделений на Высших женских курсах. Они стали открываться и
активно развиваться в начале XX в., во многом под влиянием выпускниц
женских гимназий, проявивших способности к математике. Так, в начале 1907
г. на математическом отделении Московских курсов обучалось 102
слушательницы из общего числа 2177 учащихся, т. е. примерно 5%, а в начале
1912 г. - 699 слушательниц из общего числа 5706, т.е. примерно 12% [29].
Недостаточная подготовка женщин в области элементарной математики в
средних учебных заведениях была одной из основных причин, повлиявших на
развитие общественных движений России за уравнивание мужского и женского
среднего образования. Это было необходимым условием допуска женщин к
высшему образованию. Среди наиболее известных женщин, возглавлявших это
движение, необходимо отметить М.А. Чехову, окончившую Петровскую гимназию и
педагогические курсы ВУИМ по математическому отделению. М.А. Чехова
организовывала женские гимназии нового типа. Одним из главных отличий этих
гимназий от гимназий МНП и ВУИМ было преподавание математики в существенно
большем объеме. При этом преподавание осуществлялось по специальной
методике, которая предполагала существенную прикладную направленность
изучаемых разделов математики.
Перейдем к другим направлениям общественной и политической деятельности
женщин России конца XIX - начала XX в., которые также можно рассматривать
как следствие женского математического образования, способствовавшего
формированию женщины как полноценной личности. К ним относятся женские
движения, посвященные борьбе за равноправие женщин в других областях
(помимо движений за допуск женщин к высшему образованию). Эти движения
реализовались путем создания женских обществ, таких, как «Женское
просветительное общество», «Общество женского труда», «Общество вспоможения
окончившим курс наук на Санкт-Петербургских Высших женских (Бестужевских)
курсах», «Общество распространения практических знаний между образованными
женщинами» и др.
Еще одним показателем развития женского самосознания, а также
стремления занять достойное место в культурной жизни России являлись
специальные женские журналы, которые издавали и редактировали сами женщины.
Влияние на эти процессы женского математического образования заключалось в
том, что одной из первостепенных задач ряда этих журналов было
просветительство женщин России в необходимости получения образования в
естественных науках, и в первую очередь - в области математики. Так, журнал
«Женский вестник» ставил одной из своих главных целей улучшение положения
женщин в области образования. Его издателями и редакторами были известные
высокообразованные российские женщины - Е.И. Конради, Е.И. Мессарош и др.
Взявший на себя функции «женского рупора» журнал «Дело» встал во главе
борьбы за получение женщинами высшего образования и свободного выбора
профессий, в том числе и преподавателя математики. Журнал «Женское
образование» информировал читательниц о новых начинаниях в женском
образовании, в первую очередь в гимназиях и прогимназиях. Журналы «Союз
женщин», «Первый женский календарь» и другие видели своей первостепенной
задачей просветительство и образование женщин.
Становление женщины как равноправной личности в результате получения ею
математического образования в гимназиях и на математических отделениях
Высших женских курсов изменяло ее мировоззрение, в частности взгляды на
положение женщины в семье, отношение к семейным обязанностям. Влияние
математического образования на появление в России наиболее передовых в этом
отношении женщин проявлялось и в следующем. Женщины с высшим математическим
образованием получали его в университетах наиболее развитых стран Европы.
Длительное пребывание в этих странах, где вопросы женского равноправия в
обществе были уже в значительной степени решены, существенно меняло их
мировоззрение.
Как писал известный деятель культуры того времени С.М. Волконский, «это
было новое поколение, не похожее на предыдущее.»[30]. Получая достаточно
хорошее математическое образование, женщины даже из благополучных семей
после окончания гимназий устремлялись на поиски новой жизни, где могли
реализовать свои знания. Правительство откликнулось на увеличивающуюся
социальную активность женщин в этих вопросах. Были узаконены виды
деятельности, где «женщины могут приносить пользу обществу и обеспечить
себя в жизни»[31]. Влияние математического образования на формирование
женщины как самостоятельной личности проявлялось непосредственно на
семейном уровне, что выражалось в изменении роли женщины в воспитании
детей. Женщина приобретала больший авторитет и влияние на детей старшего
возраста, причем и на сыновей. Она теперь могла быть их советницей и
наставницей в обучении и выборе профессии. Очень емко это влияние выразила
Е. Ланге: «.и та жена, мать, которая может подойти к своим
интеллектуалистически направленным сыновьям только с моментами чувства,
проиграла с самого начала»[32]. На I Всероссийском съезде по образованию
женщин уделялось большое внимание изменению положения образованной женщины
в семье. На эту тему было сделано достаточно много сообщений и докладов.
Среди них можно отметить выступление Е.М. Добротиной
«Образование и миссия материнства»[33], в котором выделяется влияние на
женские семейные обязанности именно математического образования.
Математическое образование, полученное в гимназиях России, в
значительной степени влияло на становление выдающихся женщин-ученых в
области математики, а также других наук. В результате изучения биографий
многих женщин-математиков были выделены только те из них
(Е.Ф. Литвинова, Л.Н. Запольская, Е.А. Нарышкина и др.), которые получили
образование в гимназиях России в рассматриваемый период. В их биографиях
явно прослеживается влияние полученного математического образования в
гимназиях на их будущую профессию математика. Большинство из них после
основных классов гимназий закончили дополнительные математические классы и
высшие курсы с математической ориентацией. В этом разделе также выделены
российские женщины-ученые (М.А. Чехова, Мария Склодовская-Кюри и др.),
которые после окончания женских гимназий избрали в качестве основной
профессии не математику, а другие, в основном точные науки, где математика
является необходимым инструментом. Эти женщины в процессе обучения в
гимназиях проявляли незаурядные способности и склонность именно к
математике. Показано, что их последующая деятельность в России во многом
была посвящена развитию женского математического образования в гимназиях.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования. Среди факторов
культурного развития российского общества в конце XIX - начале XX в.
значительную роль играло развитие системы преподавания математики в женских
гимназиях. Это выражалось как во влиянии социальных и культурных
особенностей общества на преподавание математики в женских гимназиях, так и
во влиянии математического образования, получаемого девочками в гимназиях,
на культурное развитие и формирование мировоззрения женщин.
Преподавание математики в женских гимназиях России в конце XIX - начале
XX в. осуществлялось с учетом общественного сознания относительно
специфического предназначения мужчины и женщины, а также существующей
возможности занять определенное место в обществе женщинам различного
социального положения. Выявлены, определяемые этим, конкретные особенности
программ и методик преподавания математики в мужских и женских гимназиях. К
ним, в частности, относятся: значительно меньший «удельный вес» математики
в общем учебном цикле, существенно ослабленное преподавание в основных
классах женских гимназий алгебры и тригонометрии, считавшихся для женщин
необязательными разделами математики. По всем разделам математики в мужских
гимназиях отводилось больше времени решению задач.
Выявлены отличия в программах и методиках преподавания математики в
женских гимназиях ВУИМ и МНП, ориентировавшихся на учениц с различным
социальным положением и жизненными устремлениями. Так, в гимназиях ВУИМ на
преподавание в основных классах алгебры и геометрии отводилось меньшее
число часов в неделю, чем в гимназиях МНП. На решение и разбор практических
задач, в том числе и по считавшейся обязательным предметом арифметике, в
гимназиях ВУИМ выделялось существенно меньшее время.
Установлены следующие основные причины влияния женского математического
образования на процессы культурного развития женщин и формирование их
мировоззрения: быстрое развитие женского среднего математического
образования, превосходящее по темпам развития мужское и достигшее к концу
этого периода уровня женского среднего образования в развитых странах
Европы; формирование женщины как полноценной личности под воздействием
полученного ею математического образования, которое позволяло ей считать
себя равноправным членом общества; невозможность получения в России высшего
математического образования; существенное отставание по уровню (несмотря на
быстрые темпы развития) женского среднего математического образования от
мужского; стремительное развитие женской общественной деятельности в
различных областях, включая борьбу за женское высшее и среднее образование.
В качестве основных показателей влияния женского математического
образования на культурное развитие женщин России можно рассматривать:
усиление борьбы женщин за допуск к высшему образованию, получение которого
в области математических наук для них было полностью исключено; увеличение
числа слушательниц на физико-математических и технических отделениях Высших
женских курсов; борьбу женщин за уравнивание мужского и женского среднего
образования, прежде всего в области математики; развитие женщины как
личности под воздействием математического образования и как следствие ее
участие в общественной и политической деятельности в области равноправия
женщин; изменение отношения к семейным обязанностям женщин, получивших
математическое образование в гимназиях; появление выдающихся женщин-ученых
в области математики и других естественных наук, где математика играла
важную роль.
По уровню преподавания математики российские женские гимназии к началу
XX в. уже не уступали женским средним учебным заведениям передовых стран
Европы. Основной упор в преподавании математики как в европейских, так и в
российских училищах, делался на преподавание арифметики. Уровень
преподавания геометрии и алгебры в средних женских училищах Европы
соответствовал гимназиям ВУИМ, но был ниже, чем в гимназиях МНП. В средних
женских образовательных учреждениях стран Европы отсутствовали классы,
аналогичные российским дополнительным (педагогическим) классам с
углубленным изучением математики.
Выявлены методы преподавания математики в женских гимназиях России
рассматриваемого периода, которые могут быть применены в происходящей
перестройке среднего образования. Эти методы предполагают обязательное
преподавание некоторого базового объема математики, необходимого для
современного образованного человека. Другие разделы математики могут
преподаваться по-разному в зависимости от общей ориентации данного учебного
заведения. Целесообразно, чтобы при обучении математике учащимся давали
различные практические задачи для более эффективного ее усвоения мальчиками
и девочками. Время, отводимое на разбор и решение этих задач, должно быть
также разным. Необходимо наличие дополнительных, необязательных классов с
углубленным изучением математики. С помощью этих методов могут быть
реализованы современные подходы к обучению математике, предполагающие учет
гендерных особенностей девочек и мальчиков, а также предоставление учащимся
возможности получения среднего образования с различным уровнем изучения
математики.

















Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Гольберг М.Ф. Преподавание математики в женских гимназиях как фактор
культурного развития России конца XIX - начала XX в. // Вопросы
культурологии. Научно-практический и методический журнал. 2010. ?9. С. 52-
57. (0,5 п.л.)
2. Гольберг М.Ф. Женское математическое образование в гимназиях России
(культурологические аспекты, актуальные для современности) // Вестник
Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16.
? 3. С. 272-276. (0,5 п.л.)
3. Гольберг М.Ф. Культурологическая составляющая преподавания
математики в женских гимназиях России конца XIX - начала XX в. // Вестн.
Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. ?4.
С. 100-106. (0,4 п.л.)
4. Гольберг М.Ф. Особенности преподавания математики девочкам в
российских гимназиях МНП и европейских школах конца XIX - начала XX
в. // Сборник статей XIII Международной конференции «Россия и Запад: диалог
культур». Вып.15. Ч.1. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2010.
С. 62-71. (0,5 п.л.)
5. Гольберг М.Ф. Тенденции перехода к раздельному обучению.
Использование опыта женских гимназий дореволюционной России // Учитель.
Профессиональный педагогический журнал. 2010. ?4. С. 81-85. (0,5 п.л.)
6. Гольберг М.Ф. Уровень преподавания математики в женских гимназиях
как фактор культурного развития общества (конец XIX - начало XX в.) //
Сборник трудов молодых ученых. Выпуск 6. МГУ имени М.В. Ломоносова,
факультет иностранных языков и регионовендения. М.: Книжный дом
Университет, 2010. С. 6-11. (0,3 п.л.)

-----------------------
[1] Семья, гендер, культура: Материалы международных конференций 1994 и
1995 гг. /Отв. ред. В. А. Тишков. М., 1997; Гендер: традиции и
современность: Сб. статей по гендерным исследованиям /Под ред.
С.Р. Касымовой. Душанбе, 2005.
[2] Мальчики и девочки: реалии социализации: Сб. статей /Под ред. М.
Литовской. Екатеринбург, 2004.

[3] См.: Зинченко Н.Е. Женское образование в России: Исторический очерк.
СПб., 1901; Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины:
воспитание, образование, судьба. XVIII - начало XX века. М., 2008; Ланге Е.
Женский вопрос в его современной постановке /Пер. с нем. М., 1909 и др.
[4] См.: Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России.
СПб., 1890-1901; ДнепровЭ.Д. Женское образование в России. М., 2009;
Рыболова Е.А. История женских гимназий России во второй половине XIX -
начале XX веков (по материалам Московского учебного округа): Дисс. канд.
ист. наук. М., 2004 и др.
[5] См.: Павлидис В.Д. Школьное математическое образование в России в 19 -
начале 20 века. М., 2005; Кондратьева Г.В. Школьное математическое
образование в России второй половины XIX века. М., 2005; Колягин Ю.М.
Русская школа и математическое образование. Орел, 1996; Полякова Т.С.
История отечественного школьного математического образования. Два века.
Ростов н/Д, 1997 и др.
[6] См.: Чумаков В.И. Развитие гуманистической направленности женского
образования в России во второй половине XIX - начале XX в.: Дисс. канд.
пед. наук. Волгоград, 2007; Мишина Т. Гуманистические идеи образования и
воспитания женщин в России второй половины ХIХ - начала ХХ в.: Дисс. канд.
пед. наук. Пятигорск, 2007; Кипнес Л. В. Развитие литературного образования
в учебных заведениях среднего типа России второй половины XIX - начала XX:
Дисс... канд. пед. наук. СПб., 2004; Максимова С.Н. Тенденции развития
преподавания древних языков в русской классической гимназии XIX - начала XX
в: Дисс. канд. пед. наук. Ижевск, 2002; Шапарина О.Н. Историческое
образование в русских гимназиях в начале XX века. 1901 - февраль 1917 г.:
На материалах Московского учебного округа: Дисс. канд. пед. наук. М., 2004;
ПономареваА.А. Становление системы гендерного женского образования в России
в период с конца XVII до начала XX века: Дисс. канд. пед. наук.
Екатеринбург, 2006 и др.
[7] См.: Зотова Л.М. Педагогика женского образования середины Х1Х-начала ХХ
века: Запад-Россия: исторические параллели. Киров, 2006; Модзалевский Л. Н.
Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.
СПб., 2000; Днепров Э.Д. Указ. соч.; Ушинский К.Д. Избранные труды: В 4 т.
М., 2005; Кондратьева Г.В. Указ. соч. и др.
[8] См.: Хвостов В.М. Женщина и человеческое достоинство: Исторические
судьбы женщины. Природа женщины. Женский вопрос. М., 1914; Михайлов М.Л.
Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе. Женщины в
университете. СПб., 1903; Сазонов С.И. Какие недочеты среднего женского
образования мешают научной работе в высших женских школах. Труды I
Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного Российской
лигой равноправия женщин в С.-Петербурге. 1915. Т. 2; Ариян П.Н. Женское
техническое образование в России // Труды I Всероссийского женского съезда.
СПб., 1908; Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение. СПб., 1906;
Кальманович А.А. Женское движение и его задачи: Краткий исторический очерк.
СПб., 1908; Ланге Е. Указ. соч., 1909; Мирович Н., Иванова З.С. Из истории
женского движения в России. М. 1908; Шабанова А.Н. Очерки женского движения
в России. СПб,. 1912 и др.
[9] См.: Асланов Р.М., Косенко И. И. Женщины-математики: историко-
математические очерки: В 3 т. М., 2006; Тончу Е.А. Женщина и образование.
М., 2010; Веременко В.А. Женщины в русских университетах (вторая половина
XIX - начало ХХ в. СПб., 2004; Хасбулатова О.А. Женское движение в
России: (вторая половина XIX - начало ХХ в.). Иваново, 2003; Вздорова Н.Б.,
Шнырова О.В. Женское движение в России и западный феминизм в конце XIX -
начале XX в. // Женщина и российское общество: научно-исторический
аспект. Иваново, 1995; Стайтс Ричард. Женское освободительное движение в
России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930/ Пер. с англ. М., 2004 и
др.
[10] См.: Флиер А.М. Современная культурология: объект, предмет, структура
// Общественные науки и современность. 1997. ? 2; Каган М.С. Философия
культуры. СПб., 1996; Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. М.,
2008 и др.
[11] См.: Александров В. Подробные правила и учебные программы всех
женских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения.
Одесса, 1916; Новейшие подробные учебные планы, правила и программы женских
гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения и
ведомства учреждений императрицы Марии с позднейшими дополнениями и
разъяснениями/ Сост. Орлов. 4-е изд., испр. и доп. СПб.; Варшава, 1913 и
др.
[12] Новейшие программы мужских гимназий и прогимназий Министерства
народного просвещения, изданные Л.М. Лазаревым Одесса, 1917; Новейшие
программы и правила мужских гимназий и прогимназий с объяснительными
записками Министерства народного просвещения /Сост. З. Быстров. Пг., 1914 и
др.
[13] См.: Литвинский П. Наглядные пособия по математике в средне-учебных
заведениях. СПб, 1881; Моргулец О. Физико-математические науки в женских
средне-учебных заведениях // Образование. 1899. ? 5-6; Грубе А.В.
Руководство к начальной арифметике в элементарной школе на основании
эвристического метода: Методическое пособие к воспитательному обучению.
СПб., 1873; Евтушевский В.А. Методика арифметики. СПб., 1872 и др.
[14] См.: Киселев А.П. Систематический курс арифметики. М., 1912; Малинин
А., Буренин К. Руководство алгебры и собрание алгебраических задач для
гимназий, реальных училищ и учительских институтов. М., 1890; КиселевА.
Краткая алгебра для духовных семинарий и женских гимназий. М., 1897; Рыбкин
Н. Учебник прямолинейной тригонометрии. М., 1905 и др.
[15] Женския гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения:1858-
1905. СПб., 1905; Список учебных заведений ведомства Министерства народного
просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. СПб., 1915; Историко-
статистический очерк общего и специального образования в России. СПб.,
1884; Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства
народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902 и др.
[16] См.: Петров А.Л. Женские учебные заведения в Австрии (Цислейтании).
СПб., 1890; Стефанович М.Л. Женские гимназии в Германии. СПб., 1887;
Ушинский К.Д. Собр. пед. соч. Т.1. Пг., 1916 и др.
[17] Труды I Всероссийского съезда преподавателей математики 27.12.1911 -
03.01.1912. СПб., 1913; ЛебединцевК.Ф. Метод обучения математике в старой и
новой школе: Доклад чит. на 1 Всероссийском съезде преподавателей
математики в Петербурге. М., 1912. С. 15 и др.
[18] Вестник опытной физики и элементарной математики 1909-1911;
Математическое образование. 1912. ? 2; Народная школа. 1889; Русский
начальный учитель. 1893-1896; Русский педагогический вестник. СПб, 1861;
Учитель. СПб., 1869 и др.
[19] См.: Водовозова Е.Н. На заре жизни: Воспоминания. СПб., 1911;
Скворцова С. Духовная жизнь гимназисток. М., 1896; Тыркова-Вильямс А.
Воспоминания. То, что больше не будет. М., 1998 и др.
[20] Вестник воспитания. 1904. ?7; Вестник знания. 1908. ? 12; Русская
школа. 1901. ? 3,7,8; 1904. ?5,6,9; 1905. ? 2; 1907. ? 1; Образование.
1896. ? 10-12; 1902. ? 2 (материалы «Из истории женского образования» и
«Из истории женского движения за получение высшего образования в России»);
Союз женщин. 1907. ?1; 1916. ?12 (Петиция женщин в Государственную Думу);
Труды I Всероссийского женского съезда. СПб., 1908; Труды I Всероссийского
съезда по образованию женщин. СПб., 1914; Отчет о заседаниях Гос. Думы по
женскому вопросу. СПб., 1906; Отечественные записки. 1870. ? 4. (материалы
«Женское движение у нас и за границей») и др.
[21]Асланова Р.М., Косенко И.И. Указ. соч.; Тончу Е.А. Указ. соч. и др.
[22] Женския гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения:
1858-1905. СПб., 1905. С. 94; Всеподданнейший отчет министра народного
просвещения за 1913 год. Пг., 1916. С. 38,120.
[23] Постановление Совета Министров от 14 января 1871 г. о высшем
педагогическом образовании женщин.
[24] См.: Ушинский К.Д. Указ. соч.
[25] См.: Петров А.Л. Указ. соч.; Стефанович М.Л. Указ. соч.
[26] См.: Грубе. В.А. Указ. соч.
[27] См.: Евтушевский В.А. Указ. соч. С.15.

[28] Цит. по: Тери А. Совместное обучение в университетах и его результаты
// Вестник воспитания. 1904. ?7.
[29] Хвостов. В.М. Указ. соч. С. 227.
[30] Волконский С. Родина. Воспоминания М., 2002. С. 196.
[31] Пономарева В.В. Хорошилова Л.Б. Указ. соч. С. 234, 235.
[32] Ланге Е. Указ. соч. С.59.
[33] Труды I Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного
Российской Лигой равноправия женщин в С.-Петербурге. 1915. Т. 2. С. 614.