Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.fpo.msu.ru/open_files/actual.doc
Дата изменения: Thu Sep 2 12:54:22 2010
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:26:19 2012
Кодировка: koi8-r

Многие диссертанты, не вполне понимая структуру современной науки и
масштабы стоящих перед ней задач, считают, что для обоснования актуальности
надо максимально сгустить тучи, рассказав, как все в этом мире плохо, и
максимально раскрасить перспективы, объяснив, какие горизонты открывают
перед мировой педагогикой результаты диссертации. Помимо того, что это
нескромно, это, к тому же, неверно.
Время открытий, которые делались одинокими гениями или группами
гениев, продвигавшими науку вперед, давно прошло. И так же, как на смену
братьям Райт или братьям Черепановым пришли крупные предприятия,
производящие самолеты и электровозы, так и в науке - на смену Эйнштейнам и
Песталоцци пришли крупные научные институты, которые решают задачи, в
одиночку непосильные даже для гениев. Конечно, в последние десятилетия
инфраструктура научной системы в нашей стране была изрядно попорчена
реформами и приватизациями. Но масштаб проблем никуда не делся, и поэтому
возврата к прошлому нет, и не будет.
По этой причине актуальность означает:
а) позиционирование себя относительно стоящих перед наукой крупных
проблем (они достаточно широко известны, и поэтому определить, к какому
направлению принадлежат Ваши результаты, не представляет труда);
б) позиционирование себя среди других исследователей, работающих в том
же направлении (обычно это достигается схематичным обзором результатов,
полученных другими авторами);
в) обозначение той лакуны в указанном направлении исследований,
которую Вы заполнили своими результатами;
г) если другие авторы получали аналогичные Вашим результаты - то в чем
преимущество того, что сделали Вы (опять же надо понимать, что речь идет не
о том, что мировая педагогика получила что-то, потрясающее ее до глубины
основ, а о том, что Ваши результаты позволят исследователям в смежных
направлениях более эффективно решать их задачи, и тем самым обеспечивают
общее продвижение в решении имеющейся проблемы).

И этот, и другие «канонические» разделы введения следует обсуждать
именно с точки зрения науки как крупного производства, то есть
деятельности, нацеленной на решение крупных задач, в которой результаты
каждого исследователя будут использоваться другими, и предназначены эти
результаты именно для использования, а не для стяжания автору прижизненной
славы.