На рубеже ХХ и XXI веков в культуре России, по мнению многих исследователей и философов, обозначился кризис современной системы ценностей. Коммунистическая идеология потеряла свои позиции, но еще задолго до ее крушения, в среде советских деятелей телевидения и киноискусства зародился и рос интерес к прошлому России, ее традиционным культурным ценностям. Одними из первых, кто проявил повышенный интерес к познанию прошлого, связанного с православной культурой, наследию, накопленному столетиями духовной жизни, были документалисты отечественного кино и телевидения.
Точкой отсчета можно считать появление исторических православных документальных фильмов «Под благодатным Покровом» Б.Карпова и «Храм» В.Дьяконова. Связаны они были с празднованием в 1988 году Тысячелетия принятия христианства на Руси. Религиозные мотивы, связанные с духовной жизнью и мировоззренческими позициями можно проследить и в более ранних периодах развития отечественного документального и игрового кино, но они были единичны, в основном отечественное кино было средством антирелигиозной пропаганды.
В конце восьмидесятых годов возникла закономерная потребность экранного воплощения деятельности Православной Церкви. Христианская этика, православная культура привлекали своим содержанием многих деятелей кино и телевидения. Идеи нравственности и проявления «высокого духа» преодолевали устаревшие или пребывающие в кризисе творческие мотивации. С 1988 года в российской культуре возникает уникальное явление – православное документальное кино.
« …Действительно же, первый фильм о русской церкви был сделан мною в 1968-м году, за двадцать лет до 1000-летия крещения Руси. Этот фильм назывался “Русская Православная Церковь сегодня”. Черно-белая картина с цветными вставками. Пленка тогда была нечувствительная, трудно работали. Фильм был заказан Святейшим Патриархом Алексием I. И, что знаменательно: прикоснувшись к церковной тематике, многие авторы уже не могут и не хотят от нее отойти — в “коммерческое” или “элитарное” кино»1 - писал в своих работах Б.Карпов.
В перестройку вышедшая из-под идеологического давления Церковь активно выступала в роли заказчика - и материально, и в виде аудитории, принимающей новые для российского телевидения и кино православные темы. Авторы искренне хотели рассказать о самом дорогом и сокровенном для себя, часто не задумываясь о профессионализме, о необходимой, хотя бы минимальной подготовленности.
В своей книге «Телевидение: Страницы истории», известный, российский исследователь отечественного телевидения В.В.Егоров пишет - «…Первые передачи о вере, о различных религиозных конфессиях, о роли церкви в жизни современной России были полны ощущения новизны и открытий, традиций и исторического опыта страны. Теперь, когда интерес в обществе к истории и современной роли религии в духовной жизни стал устойчивым, журналистам необходимо двигаться дальше, осваивать сущность, истоки и особенности религиозных представлений в нынешнем обществе. Здесь журналистам придется заново приобретать квалификацию, вырабатывать моральные критерии и оценки...»2.
Если зародившееся религиозное вещание в Америке и Европе развивалось плавно и поступательно, глобально формируя общественное мнение, то в России, в результате революции и с помощью коммунистической идеологии развивались процессы, связанные с антирелигиозной пропагандой, осуществляемые государственными и общественными организациями не менее глобально и профессионально. После смены общественного строя в девяностых, российские специалисты стали делать первые шаги в сфере развития религиозного вещания.
Производство телевизионных программ и документального кино не только с целью пропаганды религиозного мировоззрения для широкой аудитории, но и производство фильмов для «внутреннего - конфессионального потребления» различных жанров, открыло перспективы для работников телевидения и кино, участвующих в процессе создания религиозного вещания.
Обращаясь к истории становления православного телевидения в России, исследователи отмечают, что в немалой степени этому способствовали прямые трансляции патриарших пасхальных и рождественских служб.
Первая трансляция была на Рождество Христово, в 1991 году, из Богоявленского кафедрального собора в Елохове, тогда он был патриаршим собором. Цель их неоднократно разъяснялась самим Святейшим Патриархом:
«…Дать возможность множеству людей, которые по глубокой старости, состоянию здоровья, удаленности многих и многих мест в России от действующих церквей, не могут присутствовать на богослужениях и пережить радость этих великих для всякого христианина дней»3.
Трансляции были сложными в техническом отношении, и в художественном решении. Они предполагали в режиме прямого эфира виртуозную работу операторов и точные действия за режиссерским пультом, при личном осмысленном отношении к событию, знании богослужения.
Двадцать лет, начиная с 1991 года, трансляции богослужений комментирует в прямом эфире журналист Николай Державин. По его мнению, телезрители хотели почувствовать атмосферу службы, благоговения: «… трансляции смотрят верующие люди, которые хотели бы участвовать в богослужении, но не могут сделать это в силу различных обстоятельств и нас смотрят люди, которые еще не перешагнули порог храма, но испытывают интерес к тому, что происходит в Церкви. И применительно к таким зрителям трансляции богослужений являются формой церковной миссии»4.
Православная страница в радиопрограмме "Верую" на канале «Радио России», еженедельная программа "Канон" на канале ТВ-6, циклы трансляций праздничных богослужений составили основу контента сложившейся церковной структуры ПИТА - Православного информаионно-телевизионного агентства. В девяностые годы образуются первые религиозные агентства «Благовестинфо» и «Метафразис», появляются первые религиозные радиостанции. В 1998 г. при «Независимой газете» зарегистрировано первое религиозно-политическое обозрение « НГ – религии», рассматривающее религиозный аспект в качестве ключевого фактора политической и социально-экономической жизни.
В ПИТА накопилось большое количество видеоматериалов сделанных во время многолетних съемок в городах, храмах, монастырях, музеях России и за рубежом. Со временем, эти материалы стали использоваться в рубрике «Православный Месяцеслов», позже, выделившись из программы "Канон", рубрика обрела статус самостоятельной передачи. На канале НТВ выходила, до кризиса 1998 года, еженедельная программа «Ортодокс», с новостями из регионов.
"Канон" - одна из старейших православных цикловых передач, начинался как еженедельный альманах о праздниках, святынях, истории московских и других церквей.
В разное время, с начала девяностых годов, в эфире федеральных каналов появлялись более или менее успешные программы, связанные с православной тематикой. В 2011году в эфире транслируются: «Слово пастыря», идущее по субботам на Первом канале. Основу передачи составляют трансляции выступлений и проповедей Святейшего Патриарха Кирилла. Программа «Церковь и мир», выходит на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям. Ее ведет митрополит Волоколамский Илларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
На канале ТВЦ по субботам в прямом эфире транслируется программа «Православная энциклопедия».
В конце девяностых начинается процесс объединения религиозных СМИ по конфессиональному признаку. Русская Православная Церковь становится заметным владельцем СМИ. Практически каждая епархия имеет несколько газет, журналов, выходы на местное радио и телевидение. Медийные структуры РПЦ, включают в себя Информационное агентство "ИА РПЦ", сайты в Интернете. Параллельно формируется ряд вещательных компаний христианской направленности в других конфессиях. Если до начала двухтысячных годов религиозные программы и фильмы транслировались по светским каналам, то в 2011 году вещание ведут десятки религиозных станций по кабельным и спутниковым системам.
Религиозное радио и телевидение начинают развиваться в контексте религиозной журналистики – профессиональной деятельности в средствах массовой информации, направленной на информирование общества о роли религии в социальной, политической, экономической жизни, ее миссии в развитии российского общества. Произошло четкое разделение конфессиональных СМИ и светской религиозной журналистики. Сложились два самостоятельных направления: конфессиональная и светская религиозная журналистика. Светская в первую очередь занимается описанием религиозного процесса. Конфессиональная журналистика в первую очередь занимается проповедью. Это главное и принципиальное отличие светской публицистики от конфессиональной.
При отсутствии у Русской Православной Церкви до августа 2000 г. собственной концепции взаимодействия со СМИ, она не стремилась осваивать электронное пространство. Потому вполне объяснимым является лидерство в эфире России зарубежных религиозных вещателей, накопивших большой творческий, организационный опыт, имеющих солидные финансовые ресурсы и представляющих католическую, протестантскую и евангелическую традиции. Религиозное вещание в США и Европе формировалось на протяжении двадцатого века параллельно с техническим развитием средств массовой коммуникации. Появление радио, телеграфа, телевидения, Интернета сразу привлекало внимание конфессиональных организаций, формировалась техническая и финансовая база вещания. Вместе с тем сложилась цельная концепция взаимодействия церкви и средств массовой коммуникации, что позволило создать глобальную медиаимперию, которая охватывает 90% жителей земного шара.
Hа Архиерейском Соборе РПЦ 13–16 августа 2000 г. патриарх Алексий заявил: «Настало время подумать о создании в нашей Церкви единой системы внутрицерковного обмена информацией с использованием в ней современных коммуникационных технологий»5. Собор принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» – руководство во взаимоотношениях Церкви и государства, общественных организаций, средств массовой информации6.
В современной России сегодня идет становление религиозного телевидения и кино. Обращение к истории мирового и отечественного религиозного вещания вызвано желанием автора сравнить степень изученности религиозного кино и телевидения. В российских СМИ эта тематика является молодой и оригинальной, в теоретических работах малоизученной. За рубежом религиозное кино и телевидение – распространенный, традиционный и престижный вид творческой деятельности.
|