Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/about/scientific/80let/krupko.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:01:09 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

На рубеже ХХ и XXI веков в культуре России, по мнению многих исследователей и философов, обозначился кризис современной системы ценностей. Коммунистическая идеология потеряла свои позиции, но еще задолго до ее крушения, в среде советских деятелей телевидения и киноискусства зародился и рос интерес к прошлому России, ее традиционным культурным ценностям. Одними из первых, кто проявил повышенный интерес к познанию прошлого, связанного с православной культурой, наследию, накопленному столетиями духовной жизни, были документалисты отечественного кино и телевидения.

Точкой отсчета можно считать появление исторических православных документальных фильмов «Под благодатным Покровом» Б.Карпова и «Храм» В.Дьяконова. Связаны они были с празднованием в 1988 году Тысячелетия принятия христианства на Руси. Религиозные мотивы, связанные с духовной жизнью и мировоззренческими позициями можно проследить и в более ранних периодах развития отечественного документального и игрового кино, но они были единичны, в основном отечественное кино было средством антирелигиозной пропаганды.

В конце восьмидесятых годов возникла закономерная потребность экранного воплощения деятельности Православной Церкви. Христианская этика, православная культура привлекали своим содержанием многих деятелей кино и телевидения. Идеи нравственности и проявления «высокого духа» преодолевали устаревшие или пребывающие в кризисе творческие мотивации. С 1988 года в российской культуре возникает уникальное явление – православное документальное кино.

« …Действительно же, первый фильм о русской церкви был сделан мною в 1968-м году, за двадцать лет до 1000-летия крещения Руси. Этот фильм назывался “Русская Православная Церковь сегодня”. Черно-белая картина с цветными вставками. Пленка тогда была нечувствительная, трудно работали. Фильм был заказан Святейшим Патриархом Алексием I. И, что знаменательно: прикоснувшись к церковной тематике, многие авторы уже не могут и не хотят от нее отойти — в “коммерческое” или “элитарное” кино»1 - писал в своих работах Б.Карпов.

В перестройку вышедшая из-под идеологического давления Церковь активно выступала в роли заказчика - и материально, и в виде аудитории, принимающей новые для российского телевидения и кино православные темы. Авторы искренне хотели рассказать о самом дорогом и сокровенном для себя, часто не задумываясь о профессионализме, о необходимой, хотя бы минимальной подготовленности.

В своей книге «Телевидение: Страницы истории», известный, российский исследователь отечественного телевидения В.В.Егоров пишет - «…Первые передачи о вере, о различных религиозных конфессиях, о роли церкви в жизни современной России были полны ощущения новизны и открытий, традиций и исторического опыта страны. Теперь, когда интерес в обществе к истории и современной роли религии в духовной жизни стал устойчивым, журналистам необходимо двигаться дальше, осваивать сущность, истоки и особенности религиозных представлений в нынешнем обществе. Здесь журналистам придется заново приобретать квалификацию, вырабатывать моральные критерии и оценки...»2.

Если зародившееся религиозное вещание в Америке и Европе развивалось плавно и поступательно, глобально формируя общественное мнение, то в России, в результате революции и с помощью коммунистической идеологии развивались процессы, связанные с антирелигиозной пропагандой, осуществляемые государственными и общественными организациями не менее глобально и профессионально. После смены общественного строя в девяностых, российские специалисты стали делать первые шаги в сфере развития религиозного вещания.

Производство телевизионных программ и документального кино не только с целью пропаганды религиозного мировоззрения для широкой аудитории, но и производство фильмов для «внутреннего - конфессионального потребления» различных жанров, открыло перспективы для работников телевидения и кино, участвующих в процессе создания религиозного вещания.

Обращаясь к истории становления православного телевидения в России, исследователи отмечают, что в немалой степени этому способствовали прямые трансляции патриарших пасхальных и рождественских служб.

Первая трансляция была на Рождество Христово, в 1991 году, из Богоявленского кафедрального собора в Елохове, тогда он был патриаршим собором. Цель их неоднократно разъяснялась самим Святейшим Патриархом:

«…Дать возможность множеству людей, которые по глубокой старости, состоянию здоровья, удаленности многих и многих мест в России от действующих церквей, не могут присутствовать на богослужениях и пережить радость этих великих для всякого христианина дней»3.

Трансляции были сложными в техническом отношении, и в художественном решении. Они предполагали в режиме прямого эфира виртуозную работу операторов и точные действия за режиссерским пультом, при личном осмысленном отношении к событию, знании богослужения.

Двадцать лет, начиная с 1991 года, трансляции богослужений комментирует в прямом эфире журналист Николай Державин. По его мнению, телезрители хотели почувствовать атмосферу службы, благоговения: «… трансляции смотрят верующие люди, которые хотели бы участвовать в богослужении, но не могут сделать это в силу различных обстоятельств и нас смотрят люди, которые еще не перешагнули порог храма, но испытывают интерес к тому, что происходит в Церкви. И применительно к таким зрителям трансляции богослужений являются формой церковной миссии»4.

Православная страница в радиопрограмме "Верую" на канале «Радио России», еженедельная программа "Канон" на канале ТВ-6, циклы трансляций праздничных богослужений составили основу контента сложившейся церковной структуры ПИТА - Православного информаионно-телевизионного агентства. В девяностые годы образуются первые религиозные агентства «Благовестинфо» и «Метафразис», появляются первые религиозные радиостанции. В 1998 г. при «Независимой газете» зарегистрировано первое религиозно-политическое обозрение « НГ – религии», рассматривающее религиозный аспект в качестве ключевого фактора политической и социально-экономической жизни.

В ПИТА накопилось большое количество видеоматериалов сделанных во время многолетних съемок в городах, храмах, монастырях, музеях России и за рубежом. Со временем, эти материалы стали использоваться в рубрике «Православный Месяцеслов», позже, выделившись из программы "Канон", рубрика обрела статус самостоятельной передачи. На канале НТВ выходила, до кризиса 1998 года, еженедельная программа «Ортодокс», с новостями из регионов.

"Канон" - одна из старейших православных цикловых передач, начинался как еженедельный альманах о праздниках, святынях, истории московских и других церквей.

В разное время, с начала девяностых годов, в эфире федеральных каналов появлялись более или менее успешные программы, связанные с православной тематикой. В 2011году в эфире транслируются: «Слово пастыря», идущее по субботам на Первом канале. Основу передачи составляют трансляции выступлений и проповедей Святейшего Патриарха Кирилла. Программа «Церковь и мир», выходит на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям. Ее ведет митрополит Волоколамский Илларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
На канале ТВЦ по субботам в прямом эфире транслируется программа «Православная энциклопедия».

В конце девяностых начинается процесс объединения религиозных СМИ по конфессиональному признаку. Русская Православная Церковь становится заметным владельцем СМИ. Практически каждая епархия имеет несколько газет, журналов, выходы на местное радио и телевидение. Медийные структуры РПЦ, включают в себя Информационное агентство "ИА РПЦ", сайты в Интернете. Параллельно формируется ряд вещательных компаний христианской направленности в других конфессиях. Если до начала двухтысячных годов религиозные программы и фильмы транслировались по светским каналам, то в 2011 году вещание ведут десятки религиозных станций по кабельным и спутниковым системам.

Религиозное радио и телевидение начинают развиваться в контексте религиозной журналистики – профессиональной деятельности в средствах массовой информации, направленной на информирование общества о роли религии в социальной, политической, экономической жизни, ее миссии в развитии российского общества. Произошло четкое разделение конфессиональных СМИ и светской религиозной журналистики. Сложились два самостоятельных направления: конфессиональная и светская религиозная журналистика. Светская в первую очередь занимается описанием религиозного процесса. Конфессиональная журналистика в первую очередь занимается проповедью. Это главное и принципиальное отличие светской публицистики от конфессиональной.

При отсутствии у Русской Православной Церкви до августа 2000 г. собственной концепции взаимодействия со СМИ, она не стремилась осваивать электронное пространство. Потому вполне объяснимым является лидерство в эфире России зарубежных религиозных вещателей, накопивших большой творческий, организационный опыт, имеющих солидные финансовые ресурсы и представляющих католическую, протестантскую и евангелическую традиции. Религиозное вещание в США и Европе формировалось на протяжении двадцатого века параллельно с техническим развитием средств массовой коммуникации. Появление радио, телеграфа, телевидения, Интернета сразу привлекало внимание конфессиональных организаций, формировалась техническая и финансовая база вещания. Вместе с тем сложилась цельная концепция взаимодействия церкви и средств массовой коммуникации, что позволило создать глобальную медиаимперию, которая охватывает 90% жителей земного шара.

Hа Архиерейском Соборе РПЦ 13–16 августа 2000 г. патриарх Алексий заявил: «Настало время подумать о создании в нашей Церкви единой системы внутрицерковного обмена информацией с использованием в ней современных коммуникационных технологий»5. Собор принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» – руководство во взаимоотношениях Церкви и государства, общественных организаций, средств массовой информации6.

В современной России сегодня идет становление религиозного телевидения и кино. Обращение к истории мирового и отечественного религиозного вещания вызвано желанием автора сравнить степень изученности религиозного кино и телевидения. В российских СМИ эта тематика является молодой и оригинальной, в теоретических работах малоизученной. За рубежом религиозное кино и телевидение – распространенный, традиционный и престижный вид творческой деятельности.





1 http://www.zavtra.ru/egi/viel/97/165/8html

2 Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории, М.: Аспект - Пресс, 2004. Стр.165

3 http://www.patriarchia.ru/patriarh



4 http://www.pravmir.ru/nikolaj-derzhavin

5 http://www.patriarchia.ru/db/text/421863

6 http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=345

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...