Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/about/scientific/80let/lanskoy.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:06:10 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Трансформация категории доверия в истории отечественного телевидения


Очевидно, что доверие – одно из фундаментальных общечеловеческих понятий. В последнее время оно переходит из повседневного бытования в научный обиход. Не оно одно, целый ряд казалось бы обыкновенных слов – скажем, таких как внимание, уверенность, справедливость, интерес – превращаются в научные категории довольно точных дисциплин – как, например, институциональная экономика. В случае же с таким сугубо гуманитарным знанием, как медийные исследования, превращение простого человеческого понятия в термин тем более позволительно.

Важность для телевидения категории доверия не требует пояснений. Создатели телевидения, вне зависимости от условий контроля – будто рынок, государство или общество – стремятся добиться от аудитории максимального доверия. При этом широко распространены два общих места. Первое состоит в том, что отношение к телевидению в целом скептическое, ему мало кто доверяет. Второе – в том, что налицо ситуация медиакратии, при которой телевидение в ряду прочих СМИ имеет тотальный контроль над общественным мнением и коллективным бессознательным.

Столь же полярные точки зрения присутствуют и относительно исторического аспекта этого вопроса. Одни полагают, что советское телевидение обладало высшим авторитетом для населения СССР, в то время как сегодня этого авторитета нет и в помине. Другие считают, что в советские годы телевизионного официоза и идеологической цензуры не было никакого доверия, а как раз современное демократическое телевидение с его культом точной информации и фактологии имеет все основания это доверие стяжать. Любопытно, что эти противоположные позиции могут сосуществовать в сознании одного человека.

При размышлении о таком парадоксе восприятия невольно возникает предположение о том, что это не просто разные оценки телевидения и сложившейся ситуации доверия/недоверия. Есть основания полагать, что речь может идти о типологии самого доверия к телевидению. Если предположить, что существуют разные типы этого доверия, то указанный парадокс легко объяснить: различие в позициях в этом случае связано с различием между типами доверия.

Однако встает вопрос о природе этого различия. Памятуя о коммуникативной природе телевидения, имеет смысл обратиться к такому лингвистическому принципу, как актуальное членение предложения, исследующее первичную структуру любого высказывания. В качестве базовых единиц здесь традиционно выделяются тема и рема, где тема - исходная, изначально данная ситуация, то, что считается известным, а рема – то новое, что соотносится с исходной ситуацией, как-то ее меняет. Например, в сообщении «Христос воскрес», «Христос» – тема, данность, нечто знакомое, а «воскрес» - рема, нечто новое и цель сообщения. Хочется подчеркнуть, что сообщение несет в себе не только новое (что очевидно), - оно возможно только в ситуации, когда одновременно воспроизводит что-то знакомое, банальное, по отношению к которому новое и актуальное имеет смысл.

Распространяя этот синтаксический принцип на феномен телевидения в целом, мы видим две базовые коммуникативные функции телевидения: «телевидение темы» как транслятор банального и «телевидение ремы» как транслятор актуального. В целом это распределение кажется осмысленным: с социокультурной точки зрения, медийное пространство служит не только и не столько для актуализации жизни общества, но и для воспроизводства объединяющих его банальностей – языка, смыслов, норм, образцов. Во всяком случае, так происходит в здоровой медиасреде.

Если же применить данное функциональное различение к категории доверия к телевидению, мы получим два типа: Доверие-1 (доверие к телевидению как транслятору банального) и Доверие-2 (доверие к телевидению как транслятору актуального). До известной степени это противопоставление объясняет одновременное доверие и недоверие к телевидению: можно доверять системности нормативной базы, но подвергать сомнению какую-то новую в ней информацию, и наоборот.

Теперь посмотрим на контур истории отечественного телевидения исходя из принципа сосуществования двух видов доверия. Очевидно, что возникающая динамика напрямую связана с политическим и социальным климатом той или иной эпохи. Полноценное телевещание сложилось в Советском Союзе к середине пятидесятых годов прошлого века, и не будет преувеличением сказать, что эпоха хрущевской оттепели, а также большая часть брежневских шестидесятых годов демонстрируют наличие обоих типов доверия. В это время есть несомненное доверие как к нормативной составляющей телевидения, так и ко всему новому, что оно предлагает – от передачи КВН до репортажей программы «Эстафета новостей».

Несколько иначе обстоит дело с так называемой эпохой застоя семидесятых - начала восьмидесятых годов. Нет сомнений, что интегративное Доверие-1, возникающее в силу того, что мысли и чувства, стиль и язык соответствуют социокультурным ожиданиям аудитории, все еще сохраняется, по-прежнему в силе. Однако Доверие-2 ощутимо ослабевает, телевидение здесь инерционно, все меньше является источником значимо нового. Период перестройки второй половины восьмидесятых годов дает ровно противоположную картину. Телевидение как транслятор актуальных изменений становится невероятно авторитетным, Доверие-2 обретает новую силу. При этом Доверие-1, чья функция – воспроизводство старых общих норм и сохранение преемственности, быстро разрушается.

Девяностые годы – время торжества телевидения. Никогда еще оно пользовалось таким всеобщим доверием. Происходит стремительное обновление форматов и оформления, резкий рост количества и качества вещания сопровождается установлением новых социальных стилей и образцов, источником которого становится прежде всего телевидение. Доверие-1 и Доверие-2 – на пике своих возможностей. Однако в первое десятилетие нового века наблюдается некоторая тенденция к ослаблению обоих типов доверия. Интегративная функция телевидения ослабевает как в связи с общим разрывом социальных связей, так и в силу собственно телевизионных процессов: коммерциализации, ориентации на зарубежные образцы, нарушающие русские культурные коды, диктата рейтинга, засилия пиар-технологий и многого другого. В свою очередь, Доверие-2, по-прежнему сохраняющееся, ослабевает по причине наблюдаемого технологического взрыва альтернативных медиа. Интернет как коммуникативная среда и источник нового, равно как и многочисленные цифровые гаджеты, постепенно составляют конкуренцию телевидению - транслятору актуального. Впрочем, исход этой конкуренции пока не вполне ясен.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...