Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/about/scientific/80let/mogilevskaya.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:22:37 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Могилевская Э.В.

Белые пятна в истории регионального телевидения


Региональное телевидение - явление парадоксальное. Оно открывает телевизионные таланты, на него возлагают надежды, говорят, только там осталась журналистика в чистом виде. В тоже время, регионы теряют лучшие кадры, лишь в столицах корреспонденты, ведущие, редакторы могут отточить свое мастерство и достойно зарабатывать, чтобы не уходить из профессии. С изучением истории регионального ТВ происходит тот же двойственный процесс. Интересный, многогранный и значимый пласт информации зачастую остается неисследованным.

На мой взгляд, главное белое пятно состоит в отсутствии систематического изучения истории регионального телевидения. К примеру, этой тема была предметом научного интереса профессора кафедры СМК факультета филологии и журналистики ЮФУ В.В.Смирнова. Но из опубликованных существует лишь одна работа. Она называется “У истоков ростовского телевидения” и хронологически заканчивается 1960 годом. [1] Безусловно, история регионального телевидения, в тех или иных аспектах, рассматривается в курсовых и дипломных работах студентов, но они не дают целостной картины исторического процесса. Очевидно, что недостаток диссертаций по истории регионального ТВ объясняется в том числе и отсутствием источниковедческой базы. Для репрезентативной работы требуется большой массив данных. Но если нет исследований в исторической перспективе, то и продолжить их сложно. В итоге, ученые выходят на более масштабный круг обобщений или анализируют особенности недавнего прошлого и современной работы. А исторический аспект вновь остается замкнутым в десяток абзацев.

Другая причина неизученности в кажущейся стандартизованности региональных каналов - прежде всего государственных телерадиокомпаний, вошедших в состав холдинга ВГТРК. Они создавались по единым стандартам, копировали технологии, уже апробированные федеральным центром. Классические методы, годами устоявшиеся жанры на первый взгляд не вызывают исследовательский интерес. Хотя каждая компания индивидуальна и вносит свои неповторимые особенности в единое телевизионное пространство.

Еще одна причина - сами телекомпании не пишут свою историю. В редких случаях они создают собственные музеи телевидения, снимают фильмы и печатают буклеты к памятным датам. В основном ограничиваются коллекционированием дипломов с фестивалей. В исследовательских работах студентам приходится ставить ссылки на личные интервью и беседы с сотрудниками каналов - ветеранами телевидения, потому что информация не была аккумулирована и напечатана. Кроме того, телекомпании не всегда хранят видеоархивы, которые несомненно представляют историческую и научную ценность. К примеру, в ГТРК “ДОН-ТР” не было помещения, чтобы хранить архив и многие материалы были сожжены. Сейчас хронология видеоархива новостных программ начинается с 2008 года.

Следующее препятствие - закрытость телекомпаний. Из-за отсутствия печатного архива и накопленной информации получить сведения стороннему человеку достаточно сложно. Также нет взаимосвязи между региональными телекомпаниями. Они работают без обмена опытом, без взаимной стажировки.

Решениями описываемой проблемы представляются следующие:

  1. Введение обязательного спецкурса “История регионального телевидения” на факультетах с прохождением обязательной летней практики. В рамках спецкурса студенты могли бы посещать региональные телекомпании, встречаться с ветеранами местного телевидения, собирать материал, который также пригодится и сотрудникам ведущей курс кафедры для постепенного накопления исторического наследования. В ходе летней практики студенты должны не ограничиваться областным центром, а выезжать в районы (по аналогии с фольклорной практикой на филологических отделениях). Например, в Ростовской области в настоящее время свою деятельность осуществляют 36 районных телекомпаний, коммерческих и муниципальных по форме собственности, которые работают в интересах жителей своих территорий («37 канал» в г. Новочеркасске, телестудия «Пульс» в г. Азове, телекомпания «ВТВ» в Волгодонске, телерадиокомпания «Ника» в Гуково и т. д.). Формами контроля в таком случае может стать определенное количество записыванных с сотрудниками телеканалов интервью, составленных хронологий, анализов трансформации жанров и т.д.

  2. Стимулирование аспирантов на защиту дисссертаций по региональному телевидению. Белые пятна в истории регионального телевидения могут привнести научную новизну и неоспоримую актуальность в исследования. Защитившиеся аспиранты в будущем станут авторами спецкурсов по истории местного ТВ.

  3. Изучение не только истории прошлого, но и новейшей истории. Один из способов - установление сильных связей кафедр телевидения с самим телевидением. Использование телекомпаний в качестве творческих площадок вузов. Тогда процесс обучения студентов на практике превращается в занятия в телецентрах, а куратор курса, присутствующий на занятиях потом описывает тенденции в своих публикациях.

  4. Создание всероссийской научно-практической конференции «Региональное телевидение: история и современное состояние». В ней могли бы принимать участие не только ученые, но и сами работники местных каналов, что позволило бы представить тему в масштабах страны. Определить специфику и направления развития в регионах, обменяться опытом в сфере взаимодействия теории и практики. В перспективе, конференция может стать масштабным телефестивалем регионального творчества.



Литература:

  1. Смирнов В.В. У истоков ростовского телевидения//Донской временник, 2003.

  2. Ростовское областное телевидение отмечает 50-летний юбилей// DONTR.ru






Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...