Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/soft_science/polit.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:43:12 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой общественных наук

А.И. Фурсов

“30” августа 2010 г.

Учебная программа дисциплины

ПОЛИТОЛОГИЯ

Москва – 2010


Программа дисциплины «Политология» разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.

Автор программы:

Д.п.н., доцент Пономарева Е.Г.

Учебная программа утверждена на заседании кафедры общественных наук факультета Высшая школа телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова

Протокол ? __________________ от ______________________

© Пономарева Е.Г., 2010 г.


Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Место курса в образовательной программе

Курс «Политология» предназначен для студентов 3 курса факультета ВШТ. Курс «Политология» занимает место на «стыке» политической теории, сравнительной политологии и политической социологии и призван дать студентам представление об основах политической науки.

1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)

Основная цель курса «Политология» состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о политике, политических процессах и политических институтах и их взаимодействии с общественными процессами.

В соответствии с основной целью курса в ходе занятий должны быть решены следующие задачи:

- овладение студентами основными категориями и понятиями современной политической науки, грамотное использование современного понятийного аппарата;

- формирование понимания механизма взаимоотношений политических институтов в современном обществе;

- развитие аналитического мышления при оценке современных политических процессов как на микро, так и на макро уровне;

- формирование навыков практического анализа современных политических и экономических процессов;

- умение сопоставлять политические и экономические процессы и институты в России с политическими и экономическими институтами и процессами в других странах мира;

- формирование понимания важности гражданской позиции в оценке отечественного политического процесса и мирового процесса общественного развития.

Курс включает в себя:

1 теоретическую часть, в которой изложены основные методологические подходы к политических явлений, проанализирован используемый понятийный аппарат, исследованы структурные корни политических явлений;

2 сравнительно-эмпирическую часть, сфокусированную на изучении политических явлений и их взаимодействии с экономическими явлениями в различных странах и регионах мира. При этом значительное внимание уделено политике современной России.

В результате изучения курса «Политология» студенты должны:


Образовательные результаты курса:

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Знание и понимание: ключевых характеристик политических процессов, базовых закономерностей и основных форм политических процессов, взаимозависимости экономических и политических процессов, внутриполитических и международных процессов.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Лекции и семинарские занятия

Форма проверки знаний

Качество выполнения домашних заданий, докладов и выступлений.

КОМПЕТЕНЦИИ

Аналитические компетенции

А). По профилям аналитических компетенций, связанным с управлением информацией и знанием:

 Способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных (предусмотрено введением в программу заданий на работу с веб-сайтами);

 Умение превращать информацию в знание, т.е. анализировать ее и работать с ней (предусмотрено введением в программу интерактивных дискуссий и целевых заданий на поиск и анализ информации)

Б). По профилям аналитических компетенций, связанным с анализом и синтезом:

 Способность к комплексному и ситуационному анализу духовных, социокультурных и политических процессов в мирополитическом и национальном контексте;

 Способность к сравнительному анализу и синтезу (обусловлено предметным содержанием дисциплины – изучением функционирования политических институтов);

 Знание тенденций мирового развития;

 Владение навыками экспертной оценки и прогнозирования (предусмотрено включением соответствующих семинарских заданий по оценке политических ситуаций);

 Владение рядом прикладных методик и методов анализа: изучение и конструирование кейсов, мозговой штурм (предусмотрено включением соответствующих семинарских заданий, в частности, подготовкой дискуссий).

В). По профилям аналитических компетенций, связанным с управлением изменениями:

 Развитие умения ставить аналитические задачи, формулировать исследовательский вопрос и основные гипотезы, осуществлять концептуализацию понятий;

 Умение провести самостоятельную работу по поиску и сбору эмпирических данных; дать профессиональную оценку источников информации;

 Способность к обобщению и интерпретации полученной информации.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Лекции, в том числе с включением элементов диалога,

семинарские занятия с введением интерактивных дискуссий,

самостоятельная работа, включая подготовку аналитических материалов

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Активность на семинарских занятиях, использованию дополнительных источников и литературы

Контрольные работы

Результаты самостоятельной работы

(аналитическая справка)

Системные компетенции

 Способность к самостоятельной работе и обучению;

 Умение использовать дополнительные аналитические и информативные источники; выработки оригинального подхода к изучаемым процессам.

 Способность к критической рефлексии существующих точек зрения, к предложению альтернативных подходов и их аргументации.

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Формулировка заданий и вопросов предполагает самостоятельную работу с научной литературой, периодикой, базами данных, сопоставление и критическую оценку различных исследовательских подходов, выработку собственного видения проблемы и умения аргументировать занимаемую позицию.

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Достаточность аргументации

Широта привлеченных источников

Коммуникационные компетенции

Развитие способности работать в команде (путем подготовки совместных заданий)

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Совместная подготовка заданий

Презентация исследовательского продукта (аналитической справки)

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Интенсивность и качественный уровень взаимодействия с преподавателем

Качество работы в группе

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Организационно-методические данные курса

Вид работы

Трудоемкость

(в акад. часах)

Общая трудоемкость

82,5

Аудиторная работа

36

Лекции

18

Практические занятия/семинары

18

Консультации

4

Самостоятельная работа

32

Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)

32

Вид итогового контроля: экзамен

10,5

(30 мин на одного студента)

2.2. Тематический план курса

Наименованиеразделовитем

дневная форма обучения*

Количество часов (в акад. часах)

Лек-ции

Практи-

ческие

занятия

Самост.

работа

Всего часов

по теме

Тема 1. Политика и политическая наука

2

2

4

8

Тема 2. «Человек политический» в современном мире

2

2

4

8

Тема 3. Политическая система общества и типы политических режимов

2

2

4

8

Тема 4. Модели государственного устройства: кросскультурный анализ

2

2

4

8

Тема 5. Политическая культура и динамика политических процессов

2

2

4

8

Тема 6. Политическое сознание и политическая идеология

2

2

4

8

Тема 7. Партийная деятельность как отражение социально-структурной и экономической динамики

2

2

4

8

Тема 8. Модернизация. Демократия и демократизация

2

2

4

8

Тема 9. Модернизация и глобализация в контексте мирового развития

2

2

4

8

Итого по курсу:

18

18

36

72

*Формы обучения: дневная, вечерняя или дистанционная

2.3. Содержание курса

Тема 1. Политика и политическая наука.

Вводная часть: цели и задачи курса, его структура. Обзор научной литературы и других источников информации по теме курса

Политика как общественное явление. Различные концепции и интерпретации политики. Политическая сфера общественной жизни и ее взаимосвязь с другими сферами. Политика и мораль. Политика и экономика. Политика и право. Механизм взаимоотношений экономики и политики в современном обществе.

Политическая наука. Становление и этапы развития. Изменение предмета политологии. Основные методы политической науки.

Литература и материалы к лекции

1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. М., 1999. С. 69-106.

2. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644-706.

3. Грин Д., Шапиро И. Объяснение политики с позиции теории рационального выбора: почему так мало удалось узнать? // Полис. 1994. ? 3.

Основная литература к семинару

1. Мельвиль А.Ю. ред. Категории политической науки. М.: РОССПЭН, 2002. Гл. 1.

2. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007. Гл. 1.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2004. Гл.1, 3.

Тема 2. «Человек политический» в современном мире

Становление капиталистического способа производства как среды современных экономических и политических отношений («классическая траектория»). «Человек современный»: основные характеристики. Человек как субъект политики.

Политическая социализация, ее механизмы и этапы. Агенты политической социализации. Политическое поведение, его формы. Политическое участие и его разновидности. Гражданское общество, его историческое становление.

Политическое лидерство, типологии политических лидеров. Элиты. Теории элит.

Литература и материалы к лекции

1. Ашин Г.К. Элитология: История, теория, современность. М.: МГИМО, 2010.

2. Гаман-Голутвина О.В. Определение основных понятий элитологии // Полис. 2000. ? 3.

3. Ильин М.В., Коваль Б.И. Личность в политике: «Кто играет короля?» // Полис. 1991. ? 1.

4. Кола Д. Человек – политическое животное // Политическая социология. М.: «Весь мир» - «ИНФРА-М», 2001.

5. Моска Г. Правящий класс // Антология мировой политической мысли. Т.2. М.,1997.

6. Фергюссон А. Опыт истории гражданского общества. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2000. С.5-28.

Основная литература к семинару

1. Мельвиль А.Ю. ред. Категории политической науки. М., 2002. Гл.2.2, 9.

2. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007. Гл. 4.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2004. Гл. 5.1, 5.3.

Тема 3. Политическая система общества и типы политических режимов

Понятие политической системы, ее функции и структура. Основные элементы политической системы (государство, политические партии, социальные группы, группы интересов и т.п.).

Политический режим как властный порядок. Типология политических режимов.

Литература и материалы к лекции

1. Аренд Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

3. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

4. Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология политической мысли. М., 1997. Т. 2.

5. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

6. Цыганков П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

Основная литература к семинару

1. Мельвиль А.Ю. ред. Категории политической науки. М.: РОССПЭН, 2002. Гл. 3, 4.

2. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007. Гл. 4.1.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2004. Гл. 11.

Тема 4. Модели государственного устройства: кросскультурный анализ

Формы государства в современном мире. Политическая экономия современного государства. Парламентаризм и президентство: институциональные критерии. Преимущества и недостатки президентских и смешанных систем. Парламентаризм и демократия. Реализация принципов президентско-парламентской системы в современной России.

Федерализм и унитаризм как факторы политического развития. Политэкономические функции федерализма и унитаризма. Современные федеративные и унитарные государства. Федерализм и унитаризм в России и других переходных обществах: сравнительная эффективность решения задач модернизации

Литература и материалы к лекции

1. Галкин А.А., Федосов П.А. и др. Федерализм и публичная сфера в России // Полис. 2001. ? 4.

2. Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм (к вопросу о будущей организации государственного устройства России) // Полис. 2000. ? 5.

Основная литература к семинару

1. Мельвиль А.Ю. ред. Категории политической науки. М.: РОССПЭН, 2002. Гл. 6.1.

2. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007. Гл. 4.2, 4.3.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2004. Гл. 9.

Тема 5. Политическая культура и динамика политических процессов

Политическая культура: структура, основные элементы, типологии. Тенденции развития современных политических культур. Политическая культура и экономическая динамика общества.

Политическая культура и политическое сознание. Политическая культура и политическое поведение.

Цивилизация как структурный элемент политэкономического анализа. Динамика межцивилизационных взаимодействий в современном мире. Политическая культура российской цивилизации: традиции и инновации.

Литература и материалы к лекции

1. Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.2.

2. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. ? 4.

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. ? 1.

Основная литература к семинару

4. Мельвиль А.Ю. ред. Категории политической науки. М.: РОССПЭН, 2002. Гл. 10.

5. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007. Гл. 2.

6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2004. Гл. 18. 1, 18.2.

Тема 6. Политическое сознание и политическая идеология

Понятие политического сознания. Структура и функции политического сознания.

Происхождение и интерпретации категории политической идеологии. Современные подходы к идеологии и ее социальные функции.

Политические идеологии прошлого и современности. Либерализм, Консерватизм, Социализм. Фашизм.

Роль идеологии в российском политическом процессе.

Литература и материалы к лекции

1. Алексеева Т.А. Современные политические теории. От концепций к теориям. М.: РОССПЭН, 2007. Гл. 7, 11-13.

2. Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М., 2000.

3. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Макркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

5. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. ? 1-2.

6. Мизес Л. фон. Либерализм в классической традиции // Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 2.

7. Муссолини Б. Доктрина фашизма // Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 2.

Основная литература к семинару

1. Мельвиль А.Ю. ред. Категории политической науки. М.: РОССПЭН, 2002. Гл. 11.

2. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007. Гл. 6.2.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2004. Гл. 16.

Тема 7. Партийная деятельность как отражение социально-структурной и экономической динамики

Социально-экономическая структура, интересы и политико-идеологический спектр современных обществ. «Правые» и «левые» сквозь призму политэкономических интересов. Партийно-политическая система: механизм преобразования социально-экономических сдвигов. Партийные системы в ведущих странах мира: общее и особенное.

Место партий в отношениях государства и гражданского общества. Современные партийные идеологии: соотношение экономического и политического начал. Политическая экономия постсоветских преобразований и тенденции социально-политического развития современной России.

Литература и материалы к лекции

1. Джанда К. Сравнение политических партий: исследования и теория // Современная сравнительная политология. Хрестоматия. М., 1997.

2. Дюверже М. Политические институты и конституционное право // Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 2.

3. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 2.

4. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

5. Валлерстайн И. Избирательные системы, партии и политическая стабильность // Полис. 1992. ? 6.

Основная литература к семинару

1. Мельвиль А.Ю. ред. Категории политической науки. М.: РОССПЭН, 2002. Гл. 6.3.

2. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007. Гл. 6.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2004. Гл. 10.2, 10.3.

Тема 8. Модернизация. Демократия и демократизация

Структурные социально-экономические факторы модернизации и демократизации. Экономика развития. Роль государства в модернизации общества.

Демократия и теории демократии. Плюралистическая, элитарная и партиципаторная модели демократии. Демократии либеральные и нелиберальные: политэкономические основы и логика эволюции.

Переходы к демократии. Особенности первой, второй и третьей волн демократизации. Модели переходов от авторитаризма и посттоталитаризма. Переходный характер российской политической системы.

Основная литература к лекции

1. Даль Р. О демократии. Москва. Аспект Пресс. 2000.

2. Володин А.Г. Нелиберальные демократии и политическая эффективность // Международные процессы. 2006. Т. 4. ?1(10).

3. Сартори Дж. Вертикальная демократия // Полис. 1993. ? 2.

4. Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // Полис. 2001. ? 3,4,5.

Основная литература к семинару

1. Мельвиль А.Ю. ред. Категории политической науки. М.: РОССПЭН, 2002. Гл. 8.

2. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007. Гл. 8.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2004. Гл. 14.2, 14.3.

Тема 9. Модернизация и глобализация в контексте мирового развития

Понятия «модернизации» и «глобализации» и их эволюция. Начала и движущие силы глобализации. Государство и глобализация: опыт развитых стран и переходных обществ. «Вашингтонский консенсус»: политэкономическое содержание и социальные последствия.

Основные концепции глобализации. Глобализация и демократия. Россия в процессах глобализации. Плюсы и минусы глобализации. «Глобализация для всех»: возможность и действительность. Альтерглобализм и его содержание. Перспективы глобализации.

Основная литература к лекции

1. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. М., 2002.

2. Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения ХХI века // Полис. 2005. ? 4.

3. Уткин А.И. Мировой порядок ХХI века. М.: Алгоритм-Книга. 2001. С. 37-70.

4. Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. Политика. Экономика. М.: Праксис, 2004.

5. Фурсов А.И. Государство, оно же корпорация // Эксперт. Украина. 2006. ? 7 (58).

6. Шестопал А.В. Глобальная демократия и глобальный кризис // Космополис. Альманах. 1999.

Основная литература к семинару

1. Мельвиль А.Ю. ред. Категории политической науки. М.: РОССПЭН, 2002. Гл. 3, 4.

2. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007. Гл. 4.

3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2004. Гл. 11.

2.4. Самостоятельная работа

Виды самостоятельной внеаудиторной работы включают повторение лекционного материала, подготовку к семинарам (чтение рекомендованной научной литературы), подготовку к дискуссиям, поиск и обработку информации на рекомендованных интернет-страницах.

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

3.1. Форма оценки знаний

Формой итогового контроля является экзамен.

3.2. Примерный список вопросов для подготовки к экзамену

1. Объект и предмет политологии.

2. Политика как сфера общественной жизни.

3. Политическая власть.

4. Роль индивида и масс в политике. Человека как субъект политики.

5. Политические элиты и политические лидеры.

6. Политическое поведение: сущность и формы.

7. Электоральное поведение и общественный выбор.

8. Политические идеологии.

9. Политическая идеология неолиберализма.

10. Политическая идеология неоконсерватизма.

11. Коммунистическая и социалистическая идеология.

12. Политико-идеологический спектр.

13. Политическая система и представительство социальных интересов.

14. Политический институт: понятие и основные типы.

15. Государство как политический институт.

16. Формы государственного правления.

17. Территориальная организация государства. Формы государственного устройства.

18. Правовое государство и гражданское общество.

19. Партии как политический институт.

20. Политический режим. Типология политических режимов.

21. Авторитарные режимы.

22. Тоталитарные режимы. Природа посттоталитарных режимов.

23. Демократические режимы.

24. Политическая культура: понятие и структура.

25. Особенности российской политической культуры.

26. Переходы к демократии.

27. Основные теории модернизации.

28. Основные концепции глобализации.

3.4. Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы

Основная литература

1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис.- 1997.- ?6.

2. Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.2.

3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644-706.

4. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. М., 2002.

5. Дюверже М. Политические институты и конституционное право // Антология политической мысли. М., 1997. Т.2.

6. Капустин Б. Идеология и политика в посткоммунистической России. – М., 2000.

7. Кола Д. Человек – политическое животное // Политическая социология. М.: «Весь мир» - «ИНФРА-М», 2001.

8. Лейпхарт А. Конституционные основы для новых демократий // Полис. 1995. ?2.

9. Мангейм Дж., Рич Р. Политология: Методы исследования. М., 1997.

10. Мельвиль А.Ю. ред. Категории политической науки. М.: РОССПЭН, 2002.

11. Перегудов С., Лапина Н., Семененко Н. Группы интересов и российское государство. М., 1999.

12. Перегудов С. Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин? // Полис. 2002. ?5.

13. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М.: РОССПЭН, 2007.

14. Розанова Ю. Телевидение как субъект государственной публичной политики // МЭиМО. 2001. ? 10.

15. Седов Л. Актуальные проблемы в общественном мнении россиян и американцев (результаты совместного российско-американского исследования) // Вестник общественного мнения. 2006. ? 3 (83).

16. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. - М., 2001.

17. Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. ? 2.

18. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2004.

19. Фурсов А.И. Государство, оно же корпорация // Эксперт. Украина. 2006. ? 7 (58).

20. Цымбурский В.Л. Человек политический между ratio и ответами на стимулы // Полис. 1995. ? 5.

Дополнительная литература

1. Авторханов А.Технология власти. М., 1991.

2. Белов Г.А. Политология: современные концептуальные подходы и методы исследования // Кентавр. 1993. ? 5.

3. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М.,2001.

4. Вальцель Х. Научно-теоретические и методические основы политологии // Методически подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. М., 2004.

5. Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс советского Союза. М., 1991.

6. Гаман-Голутвина О.В. Определение основных понятий элитологии // Полис. 2000. ? 3.

7. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск: 1995.

8. Даль Р. О демократии. М.: Аспект Пресс. 2000.

9. Зоркая Н. «Ностальгия по прошлому». Или какие уроки могла усвоить и усвоила молодежь // Вестник общественного мнения. 2007. ? 3 (89).

10. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2007.

11. Крозье М. Современное государство – скромное государство: другая стратегия измерения // Антология мировой политической мысли. М.,1997. Т.2.

12. Левада Ю.А. Общественное мнение в политическом зазеркалье // Вестник общественного мнения. 2006. ? 2 (82).

13. Левада Ю. Homo-Soveticus // Общественные науки и современность. 2000. ?6.

14. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М., 1997.

15. Моска Г. Правящий класс // Антология мировой политической мысли. Т.2. М., 1997.

16. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.

17. Политические системы и политические культуры Востока. М., 2006.

18. Политическая социология и современная российская политика. СПб., 2000.

19. Пшеворски А. Демократия и рынок: политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М.,1999.

20. Теория и методы в социальных науках / Под ред. С. Ларсена. М., 2003.

21. Шевченко Ю.Д. Власть и политическая культура: Воздействие политических институтов на советские и постсоветские культурные ценности // Образы власти в политической культуре России. М.: МОНФ, 2000.

22. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 90-х годов. – М., 2000.

23. Шугарт М., Кэрри Дж. Президентские системы // Сравнительная политология. Хрестоматия. М., 1997.

24. Фартышев В.И. Последний шанс Путина. Судьба России в ХХ1 веке. М., 2005.

25. Фергюссон А. Опыт истории гражданского общества. М.: РОССПЭН, 2000, С.5-28.

26. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. ? 1.

27. Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. Политика. Экономика. М.: Праксис, 2004.

28. Шестопал А.В. Глобальная демократия и глобальный кризис // Космополис. Альманах. М., 1999.

29. Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. М., 2000.

Интернет-источники

www.politstudies.ru – журнал «Полис»

risa.ru/cosmopolis/ – журнал «Космополис»

www.intertrends.ru/ – журнал «Международные процессы»

www.exspert.ru – журнал «Эксперт»

www.economist.com/журнал «The Economist»

www.foreignpolicy.com/журнал «Foreign policy»

www.foreignaffairs.org/журнал «Foreign affairs»

www.fom.ru – Фонд «Общественное мнение»

www.wciom.ru –ВЦИОМ

www.yavlinsky.ru – сайт Г.Явлинского

www.romir.ru – центр РОМИР-мониторинг

www.levada.ru – Левада-центр

www.cik.ru – ЦИК РФ

hdr.undp.org – индекс развития человеческого потенциала

www.un.org – ООН

http://ecotalk.ru – Экологический форум

http://ucatlas.ucsc.edu – Мировой атлас неравенства (Университет г. Санта-Крус, Калифорния)

www.worldbank.org – Всемирный банк

www.transnationale.org – Центр мониторинга транснациональных корпораций

www.riia.org – Чэтем-Хаус (Королевский институт международных исследований, Великобритания)

www.iris-france.org – институт стратегических международных исследований (Франция)

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...