Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/cafedra/rpp/actual/present.htm
Дата изменения: Mon Oct 1 11:31:32 2012
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:46:49 2012
Кодировка: Windows-1251
Рекомендации по подготовке презентаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по подготовке презентаций для квалификационных работ студентов кафедры рационального природопользования Географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красильников Е. А., Марголина И. Л.

2012 г.

 

 

 

Оглавление:

 

1.      Введение.

2.      Общие рекомендации по компоновке, содержанию и оформлению презентаций.

3.      Географическая специфика.

4.      Программы для создания презентаций

5.      Носители информации.

6.      Литература и руководства.

 

 

 

 

 

1. Введение

Рекомендации по подготовке презентаций предназначены для студентов кафедры рационального природопользования 3-4(5) курсов и учащихся магистратуры 1-2 года обучения. Работа по подготовке презентационных материалов наиболее важна при подготовке защиты квалификационных работ, а также для докладов на конференциях, семинарах и других форм публичных выступлений. В наших рекомендациях мы делаем основной акцент на презентациях курсовых, дипломных работ студентов и магистерских диссертаций. Мы надеемся, что эти рекомендации помогут лучше структурировать устный доклад и, возможно, убережет от существенных ошибок при подготовке мультимедийных материалов.

Структура данного пособия охватывает основные вопросы по форме и содержанию презентаций, принципы компоновки текстовых и графических блоков информации. Особенностью нашего факультета и кафедры является использование картографических материалов, поэтому мы посчитали необходимым ввести раздел специфики географических компонентов презентации. Обзор дополнительной информации в печатных и интернет-изданиях дан в конце руководства.

 

2.      Общие рекомендации по компоновке, содержанию и оформлению презентаций.

Цвета, фон, контрастность, шрифт текста. Компоновка изображений, графики, текста. Информационные блоки. Трехэтапное разбиение, структурирование информации. Временные интервалы. Объем презентации. Изображения и графика. Лексический каркас: термины, специальные слова, ключевые фразы.

Цвета, фон, контрастность, шрифт. Слайды должны иметь высокую контрастность. Следует учитывать, что на дисплее компьютера цвета выглядят гораздо более яркими, чем на экране в зале. При проецировании на большой экран, особенно, если помещение мало затемнено, все краски резко бледнеют. Цвета фона и текста не должны вызывать отторжения у аудитории. Лучше использовать однородный фон, приглушенных пастельных тонов или просто белый. Практически непригодные сочетания: черный текст на красном фоне, сочетание синего текста и голубого фона или наоборот. Кегль (размер шрифта) не должен быть меньше 28, шрифт лучше использовать без засечек, например Arial.

Компоновка слайда. Главным элементом любого слайда является изображение: карта, космоснимок, схема, диаграмма, таблица, сопровождаемая по возможности лаконичным текстом. Не следует злоупотреблять текстовыми изображениями. Наилучший вариант, это использование тезиса структурной части доклада в заголовке слайда.

Собственно, главное назначение слайдов не столько привлечь внимание к презентации, сколько иллюстрирование доклада и структурирование устного компонента, представляемого докладчиком. В значительной мере текстовая часть презентации предназначена для самоконтроля выступающего и в некоторой степени как подсказка. Существует определенное правило компоновки объектов, называемое "5 объектов на слайд". Это правило основано на закономерности, обнаруженной известным специалистом в области экспериментальной психологии Джорджем Миллером. В результате проведенных экспериментов было показано, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов - то есть человек способен одновременно помнить 7 + 2 элементов. Поэтому при размещении информации на слайде оптимальным будет присутствие 5 - 7 элементов компоновки.

Много мелкого текста

Приемлемый вариант тестового слайда

 

Изображения и графика. Изображения, такие как картографические материалы, фотографии натурных объектов, а также графические элементы: блок-схемы, диаграммы, графики должны быть читаемыми. Необходимо максимально использовать площадь слайда для отображения иллюстративного материала. В некоторых случаях целесообразно помещать подписи и\или заголовок слайда на само изображение, используя пространство вне границ актуального региона.

Схема почвенно-геоботанического профиля.

 

Объем и временные интервалы. Полезно нарисовать предварительно временную шкалу и разбить отведенное для доклада время (7-10 минут для курсовой работы и более для дипломной работы или магистерской диссертации) на одинаковые или различные по величине интервалы в соответствии со структурой выступления. В MS PowerPoint (PP) доступна функция разметки длительности показа каждого слайда (щелчок правой кнопкой мыши по эскизу слайда - контекстное меню - 'смена слайда' - 'автоматически после'). Не рекомендуется смена слайдов менее чем через 30 секунд. Таким образом, оптимальным для 10 минутного доклада будет объем презентации в 12 - 15 слайдов и, соответственно, никак не более 20.

Наиболее популярная схема деления всей презентации включает 3 части - вводную, основную, заключительную. Вводная часть включает информацию о докладчике, организации, и другие необходимые данные, предусмотренные форматом выступления. Приветствуется использование логотипа организации (кафедры). Более чем уместно на 2-м и, возможно, 3-м слайде кратко иллюстрировать цель, задачи, защищаемые положения. В конце доклада иллюстрируются выводы, могут присутствовать благодарности и. т. п.

Титульный лист слишком лаконичен.

Присутствуют необходимые элементы.

 

 

3.      Географическая специфика

Картматериалы. Источники картографической информации. Компоненты карты. Генерализация. Фрагменты.

Особое место в материале презентации занимают картографические материалы. Наиболее уместным при подготовке презентации использовать собственные картматериалы, лично подготовленные докладчиком или переданные ему в порядке выполнения работы руководителями, соисполнителями и. т. д. Чаще всего это картографические произведения в электронной форме, подготовленные в ГИС и экспортированные в растровый формат. В определенных случаях могут быть использованы картматериалы, подготовленные 'от руки', когда информация, касающаяся специфики выполненной работы наносится на бумажный носитель. Такая карта (карта-схема) может быть отсканирована или отснята на цифровой фотоаппарат. Как правило, представляемые картматериалы относятся к тематическим. Это означает наличие специального содержания и географической основы, которая обеспечивает точность и легкость локализации тематического содержания карты [Справочник по картографии:].

Необходимыми элементами географической основы общими для тематических карт и синтетических композиций, включающих спутниковые изображения, являются:

ћ         Гидрографическая сеть

ћ         Железные и автомобильные дороги

ћ         Населенные пункты

ћ         Административные и государственные границы.

Нагрузка географической основы зависит также от детализации специального содержания. Объекты основы обязательно маркируются подписями на одном языке. Чрезвычайно приветствуются любые элементы математической основы, например масштаб, проекция (если известна), масштабная сетка и градусная рамка. При необходимости презентационный вариант картматериалов может быть упрощен и генерализован для лучшей читаемости карты. Легенда карты также совершенно необходима для любого набора специальной и общегеографической информации и обязательно должна присутствовать на слайде. Заголовок карты и врезка с легендой по возможности располагаются поверх основного изображения, если при это не нарушается отображение значимой картографической информации. Асимметрия отображаемого объекта картографирования облегчает эту задачу.

Пример картографического изображения с тезисом в заголовке.

 

4.      Программы для создания презентаций

Power Point. Astound. IrfanView. MS MMPlayer. CompoZer.

Подавляющее большинство презентаций в России сделано в MS Power Point, однако существуют и другие программы, для подготовки презентаций, слайд-шоу и прочих мультимедийных композиций. Так, например одной из альтернативных форм является подготовка материалов в формате HTML. Для этого случая используются HTML редакторы, обычно входящие в комплект программного обеспечения многих браузеров. В ряде случаев они небесплатны. Тем не менее, всегда существует возможность использования бесплатных приложений, таких как CompoZer. Преимущества использования формата HTML по сравнению с MS РР таковы: интерактивность, дополнительность (скрытая избыточность). Интерактивность означает, что с помощью гипертекстовых ссылок можно строить гибкую схему доклада и использовать различный объем и последовательность слайдов для разной аудитории. Скрытая избыточность позволяет привлекать дополнительную информацию во время ответов на вопросы аудитории. Как было отмечено выше, лидером программного обеспечения (ПО) для подготовки презентаций остается MS PP. Тем не менее, существует обширный альтернативный арсенал программ и инструментов в ряде случаев обладающих незаменимой функциональностью. Такова, например программная среда LaTeX, без которой не обойтись в случае отображения сложных математических или химических символов и выражений. Среди свободно распространяемого ПО наиболее известен Open Office Impress. Во многом Open Office Impress по функциональным возможностям и интерфейсу схож с Microsoft PowerPoint. Самое главное его преимущество - бесплатность.

 

5.                       Носители информации

Носители. Дублирование информации в разных форматах.

Носители информации и форматы файлов презентационных материалов являются крайне важным моментом в уже подготовленной презентации. Многолетний опыт показывает: презентация, подготовленная в одном формате, в одном экземпляре, например в ppt, может оказаться уязвимой в плане отказоустойчивости оборудования или ПО. Полезно сделать копию в другом формате, например pps (автономный формат MS PP, не требующий наличия на компьютере MS Office) и дубль на другом носителе. Всегда необходимо иметь дублирующие наборы слайдов, чтобы в критический момент не произошло казуса с отказавшей программой, испортившимся ноутбуком, который заменяют другим, с конфигурацией, отличающейся от компьютера, на котором подготовлена презентация. Необходимо рассчитывать на то, что привод может не прочитать компакт-диск, а флэш-драйв в самый неподходящий момент потерять таблицу размещения файлов. Лучше иметь при себе более чем одну копию презентационного материала.

 

6.      Литература и руководства

1.                       Берлянт А. М., Гедымин А. В., Кельнер Ю. Г. И др. Справочник по картографии, М., Недра, 1988 г.

2.                       Новиков Д. А. Методические рекомендации по подготовке презентаций. http://www.mtas.ru/theory/aspirant/presentation.php

3.                       Подготовка презентации. http://www.studotvet.com/node/96

4.                       Программные средства мультимедиа http://www.multimediakurs.narod.ru/index.html

5.                       Шляхтина С. Обзор пакетов для разработки презентаций. http://www.compress.ru/article.aspx?id=12704&iid=477