Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/cafedra/segzs/nauchd/pubs/Urban_identities_Tokyo_and_LA.doc
Дата изменения: Wed Jun 2 18:58:50 2010
Дата индексирования: Tue Oct 2 11:49:44 2012
Кодировка: koi8-r

Идентичность и городское социальное пространство. Маленький Токио в Лос-
Анджелесе: американцы японского происхождения в двух этно-духовных
сообществах
Smith J.M. Identities and urban social spaces in Little Tokyo, Los
Angeles: Japanese Americans in two ethno-spiritual communities//
Geografiska Annaler: Series B, Human Geography 90 (4) (2008). Pp. 389-408.

Маленький Токио в Лос-Анджелесе начал заселяться японцами во второй
половине XIX в., и сегодня представляет собой этнический квартал,
населенный иммигрантами разных поколений. Две основные религиозные
организации в этом квартале - буддийский храм и протестантская церковь -
постоянно претерпевают изменения в связи с меняющимся образом жизни
японских эмигрантов. В этих религиозных институтах происходит
взаимодействие представителей различных социальных и возрастных групп,
которые формируют этно-духовные сообщества.

В первой части статьи автор, Дж. Смит, приводит подробное описание и
анализ теоретической базы своего исследования. Он отталкивается от
концепции Барта, согласно которой этническая группа является продуктом
социальной организации, и ее устойчивость определяется характером
взаимодействия с обществом. Кроме того, автор опирается на теорию Бурдье о
социальном капитале и социальном пространстве.
На основе этих теорий автор выводит 5 ключевых аспектов социального
поведения и социальной организации:
1. Дифференциация между социальными группами (этническими,
религиозными, возрастными) и внутри них;
2. Сходство в облике и поведении представителей подгрупп этнического
коллектива в определенном социальном пространстве;
3. Значение социокультурных границ в формировании (и поддержании)
идентичности;
4. Необходимость рассмотрения взаимоотношений между группами и
формирования идентичности в контексте определенного места;
5. Большая важность статуса человека как дифференцирующего и
мотивирующего фактора в социальном пространстве. Так, для
иммигрантов в первом поколении очень важно самоопределение и
достижение определенного статуса, поэтому они обычно социально
активны: посещают церкви, состоят в общественных этнических
организациях и т.д.
Объектами исследования автора является этнический анклав Маленький
Токио в Лос-Анджелесе, в частности, две крупнейшие религиозные организации
на его территории - буддийский храм и протестантская церковь. Автор
использует качественные методы исследования - неформальные интервью с
представителями церквей и прихожанами и визуальные наблюдения. Он
подчеркивает, что его исследование не претендует на объективность, но
позволяет увидеть рассматриваемые социальные процессы в восприятии самих
людей, участвующих в них: «Идентичности различны настолько, настолько
различны индивидуумы, создающие их».
Автор описывает историю Маленького Токио: он был образован в середине
XIX в., активно заселялся в 1900-1924 гг. В период II Мировой войны японцы
были выселены в лагеря, но впоследствии многие вернулись в этот район. В
настоящее время (начало ХХI в.) он населен преимущественно иммигрантами во
втором и третьем поколениях. Иммигранты во втором поколении - это в
основном пожилые люди, сохраняющие верность японским традициям, тогда как
иммигранты в третьем поколении в большей степени переняли американскую
культуру.
В статье подробно описаны 4 интервью, проведенные автором. Первые два
имеют отношение к буддийскому храму - это интервью со священником Т. Като и
прихожанкой Э. Хаяси, остальные два посвящены протестантской церкви -
интервью со священником К. Исимото и Д. Ямада, посещающим церковь. Эти
интервью раскрывают историю данных религиозных институтов.
Буддийский храм был основан в 1904 г., это старейший храм в Маленьком
Токио. Его прихожанами являются преимущественно японские эмигранты во
втором и третьем поколении, получившие традиционное японское воспитание.
Однако большая часть прихожан уже немолодые люди, их число постоянно
сокращается. Но в последние годы начали появляться новые прихожане -
американцы (не обязательно азиатского происхождения), интересующиеся
буддизмом и восточной культурой.
В протестантской церкви автора прежде всего интересуют взаимоотношения
между отдельными возрастными и социальными группами американцев японского
происхождения. Ее прихожан можно разделить на 4 группы: молодые иммигранты
в 4 поколении, пожилые иммигранты в 3 поколении, молодые взрослые
иммигранты в 1 поколении, иммигранты в 1 поколении среднего возраста.
Представители первых двух групп разговаривают в основном по-английски,
последних - по-японски. В связи с неоднородностью в среде прихожан,
неоднократно возникали споры о языке, на котором должны вестись службы и о
музыке, которая должна звучать в церкви. Во время проведения исследования
священником является Карл Исимото, родившийся в Японии в 1940 г, т.е.
являющийся представителем четвертой группы из указанных выше. Он старается
объединить свою паству и не допустить раскола.
Рассмотренные религиозные институты автор рассматривает как системы,
расположенные в определенном месте и объединяющие людей. Такие системы он
называет этно-духовными сообществами и отмечает, что они очень динамичны и
представляют собой социальные пространства, в рамках которых происходит
активное взаимодействие между представителями разных поколений и культур.