Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/cafedra/segzs/nauchd/pubs/klasternyi_analiz.doc
Дата изменения: Wed Jun 2 18:58:50 2010
Дата индексирования: Tue Oct 2 11:34:43 2012
Кодировка: koi8-r

Миграции студентов между японскими префектурами до и после введения Единого
экзамена: сравнение путем ассиметричного кластерного анализа
Okada A., Iwamoto T. University enrollment flow among the Japanese
prefectures: A comparison before and after the joint First stage
achievement test by assymetric cluster analysis. // Behaviormetrica, Vol.
23, No. 2 (1996). Pp.169-185.

Асимметричный кластерный анализ позволяет выявить как основные
регионы, в университеты которых поступает большая часть студентов из
различных префектур, так и менее значительные миграционные потоки студентов
между префектурами. Крупнейшими образовательными центрами Японии являются
префектуры Токио и Киото. С введением в 1979 г. Единого вступительного
экзамена произошли изменения в структуре миграционных потоков: студенты
чаще стали поступать в университеты в своей префектуре.

Тема студенческих миграций (точнее, миграционных потоков абитуриентов
из школы в университет) получила широкое распространение в исследованиях
японских ученых в 1980-е и 1990-е годы. Однако, как отмечают А. Окада и Т.
Ивамото, авторы данной статьи, «большинство исследований игнорировали
ассиметрию этих миграционных потоков». Многие исследователи отмечали
основные центры притяжения студентов, но количественная оценка данного
явления не производилась. Авторы же, используя метод ассиметричного
кластерного анализа, выявляют как основные центры высшего образования в
стране, так и менее значительные миграционные потоки студентов между
префектурами. Основной же целью данного исследования является выявление
различий в направленности и «мощности» миграционных потоков до и после
введения в 1979 г. Единого вступительного экзамена. Во многом авторы
базируются на своем исследовании на ту же тему, проведенном в 1995 г.,
однако данное исследование более подробно.
Авторы использовали данные Министерства образования, науки, спорта и
культуры Японии о числе выпускников школ и студентов, поступивших в вузы в
различных префектурах страны. Используя статистический (формулы вычисления
максимума/минимума и среднего арифметического) и графический (построение
дендрограмм) методы, получены наглядные результаты исследования.
Дендрограммы позволяют определить, в каком именно направлении идут
миграции. Кроме того, они позволяют зафиксировать явление так называемой
самокластеризации, при которой основная часть студентов поступает в вузы в
своей префектуре.
Исследуя осредненные данные за 1974-1977 и 1981-1984 годы, периоды,
предшествующий и последующий введению Единого вступительного экзамена, А.
Окада и Т. Ивамото получили следующие результаты: для обоих периодов
характерны очень близкие картины миграционных потоков. Основными центрами
притяжения студентов являются префектуры Токио и Киото (при этом Токио в
значительно большей степени, чем Киото). Однако есть и определенные
различия. Как отмечают авторы, «предполагалось, что введение Единого
вступительного экзамена должно способствовать возрастанию миграций между
префектурами при поступлении в университет», однако исследование показало
обратную картину: «число префектур без «самокластеризации» после введения
экзамена уменьшилось». До Единого экзамена «самокластеризация» не возникла
в 14 префектурах, после - только в 10 (т.е. студенты еще чаще стали
поступать в вузы в своих префектурах). Исключение составляет префектура
Хоккайдо, абитуриенты из которой стали преимущественно поступать в вузы
префектуры Аомори, и префектура Окинава, которую «поглотила» на
дендрограмме префектура Фукуока.
Авторы также вводят три коэффициента: отношение числа выпускников
школ, поступивших в вузы в своей префектуре к числу выпускников, покинувших
префектуру; к числу выпускников из других префектур, поступивших в вузы
данной префектуры и отношение числа студентов, прибывших в данную
префектуру к числу студентов, покинувших ее (уровень образовательных
возможностей). Данные коэффициенты нашли свое отражение на графиках,
наглядно изображающих отклонение префектур от среднего положения (при
котором уровень образовательных возможностей равен 1). После введения
Единого экзамена разница между значениями уровня образовательных
возможностей у префектур, которые были «поглощены» каким-либо кластером и
префектур, которые сами «поглотили» другие, стала меньше, чем была до его
введения.
Уровень образовательных возможностей, по мнению авторов, является
важной характеристикой префектур. Однако он является усредненным
показателем, поскольку для каждого университета характерны свои основные
регионы, откуда приходят студенты. Поэтому А. Окада и Т. Ивамото отмечают
необходимость дальнейших исследований, базирующихся на статистике вузов.
Меркушева О.