Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/news/news_detail.php?ID=5507
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 07:03:16 2016
Кодировка: Windows-1251
АЛЕКСЕЙ НАУМОВ: 'НЕОБХОДИМО ВОССТАНОВИТЬ ГЕОГРАФИЮ В ПРАВАХ'

Географический факультет МГУ
   сегодня 10 апреля / воскресенье / неделя верхняя
Выберите кафедру  
 

АЛЕКСЕЙ НАУМОВ: 'НЕОБХОДИМО ВОССТАНОВИТЬ ГЕОГРАФИЮ В ПРАВАХ'

30.09.2011

Более 400 человек примут участие во Всероссийском съезде учителей географии (28-29 октября, МГУ). Делегатами Съезда станут учителя и методисты по географии практически из всех субъектов России. Также проблемы и перспективы школьной географии обсудят представители педагогической общественности вузов России, органов управления образованием.

Своим видением о ситуации в средней школе поделился Алексей Станиславович Наумов, доцент кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ, председатель Центральной предметно-методической комиссии по географии, член Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников:

— Алексей Станиславович, Вы уже более 20 лет являетесь организатором Всероссийской олимпиады по географии, руководите командой от России на Международных олимпиадах. Насколько отличается уровень нынешних школьников от уровня учеников, с которыми приходилось работать 5–15 лет назад?

- К сожалению, отличается не в лучшую сторону. Это утверждение не касается победителей Всероссийской олимпиады, так сказать, элитной группы. Все они увлечены географией, запоем читают популярную и специальную литературу (многие уже прочли университетские учебники), часами рассматривают карты. Но такие уникумы - примерно десятая часть из тех 200 с лишним школьников, которые, выиграв олимпиаду в своем регионе, приезжают на заключительный этап Всероссийской олимпиады. Среди остальных встречаются и такие, кто набирает 30-40 баллов из 200 возможных. Есть и те, кто не в состоянии справиться с самыми простыми тестами. Причина - не только в них самих, но и в том, как деградировало преподавание географии в школе. Не вдаваясь в подробности, отмечу только одну из очевидных проблем. Школьная география замкнулась в стенах класса и перестала быть «полевой» дисциплиной. Из обязательной программы ушли такие разделы, как определение азимута, работа на местности. Только немногие учителя-энтузиасты еще выводят школьников на природу, ходят с ними в походы, организуют экспедиции.

- Отличается ли уровень подготовки учеников на Дальнем Востоке, от уровня школьников в Сибири, на Кавказе, в ЦФО?

- Нет, подобных 'географических закономерностей' в уровне подготовки участников Всероссийской олимпиады школьников не наблюдалось. В то же время, 20-летняя история олимпиады показала, что успехи ребят зависят в значительной степени от таланта и увлеченности учителей и иных наставников (университетских преподавателей, например), которые способны заинтересовать их географией и готовят к олимпиаде. Так, только за последние 5 лет 18 наставников из самых разных регионов России подготовили трех и более (некоторые из них - и больше пяти!) призеров и победителей заключительного этапа олимпиады. Среди них - учителя не только столичных Москвы и Санкт-Петербурга, но и из северного Нарьян-Мара, уральского Магнитогорска, других городов, не всегда крупных. Что касается самих юных талантов, здесь, пожалуй, можно отметить такую закономерность. В столицах, особенно, если сравнивать их с другими регионами по численности населения (и численности школьников), выдающихся юных географов не так много, как в провинции. Видимо, в Москве и в Санкт-Петербурге географии сложнее конкурировать с другими, более престижными (или кажущимися более престижными) областями знания. А в провинции профессия географа все еще в почете, там ребята, к счастью для нас, еще увлекаются нашей романтической, но, увы, не самой, на первый взгляд, 'рентабельной' профессией. Возможно, и от территории, где вырастает будущий победитель олимпиады, что-то зависит. Например, серебряный призер Международной олимпиады 2004 года Володя Истомин был из Хабаровска. В резерве на участие в международных олимпиадах 2011-2012 гг. - двое ребят из Иркутской области, один из них - Егор Шустов, абсолютный победитель Всероссийской олимпиады 2011 года, живет на берегу Байкала.

- Что, на Ваш взгляд, стоит сделать сегодня в первую очередь для повышения качества преподавания географии в школах?

- Нужно сделать очень многое. А именно: восстановить географию в правах, вернув обязательный экзамен по географии для поступления на экономические специальности университетов. Сделать так, чтобы география была обязательным предметом для поступления на такие направления, как 'туризм' (ныне в большинстве университетов география заменена на историю), 'международные отношения' (заменена 'обществознанием). Продумать и обсудить с профессиональным сообществом географов - учителей, практиков, академических ученых - структуру и содержание школьного курса географии. Написать новые учебники. Поддержать лучших учителей-географов (в том числе, материально).

СПРАВКА:

Всероссийский съезд учителей географии пройдет 28-29 октября 2011 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова. Подробная информация о Съезде доступна на сайте мероприятия: http://geogr.teacher.msu.ru/

Организаторами съезда являются Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет, Русское географическое общество (РГО), Всероссийская ассоциация учителей географии (РАУГ).

Спонсоры съезда: ГК 'Метпрополь', Корпорация 'Металлы Восточной Сибири', Фонд содействия безопасности оз. Байкал, ООО ИТЦ 'СКАНЭКС, OOO 'РЕНЕ'.

Главный медиа-партнер Съезда: журнал 'Вокруг Света'. Информационные партнеры (список дополняется): Центр СМИ МГУ, информационно-популярное издание географического факультета МГУ 'GeograpH', журнал 'География', журнал 'География и экология в школе XXI века', Полит.ру, газета 'Поиск', портал STRF.ru, газета 'Природно-ресурсные ведомости', Научно-популярный и образовательный журнал 'Экология и жизнь', журнал 'География в школе', Учительская газета, телеканал Russian Travel Guide, журнал 'Живописная Россия', журнад 'География. Все для учителя!'.



Возврат к списку

Версия для печати

Полезные ресурсыВопросы и ответыФотогалереяСотрудникам

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Публикации

География. Землеведение. 5-6 классы, методическое пособие
Румянцев А.В., Ким Э.В., Климанова О.В.
2012. Подробнее Все 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее