к выступлениям студентов на веб-семинаре «Идеология УР в высшем образовании России» в рамках академического курса 'Географические основы устойчивого развития' (весенний семестр 2009 – 2010 учебного года) на географическом ф-те МГУ им. М.В. Ломоносова
В конце весеннего семестра 2008-09 учебного года в рамках учебного курса 'Географические основы устойчивого развития' состоялся уже традиционный веб-семинар. Его тема была обозначена как 'Идеология устойчивого развития в высшем образовании России'.
Перед самым последним занятием в рамках курса 'Географические основы устойчивого развития' мне удалось ознакомиться с абсолютным большинством студенческих веб-выступлений и проинформировать о них декана факультета академика Н.С. Касимова, являющегося идейным куратором как этого курса, так и национальным лидером активно развивающейся идеологии образования для устойчивого развития. На этом занятии, проходившем в объявленной заранее форме традиционного семинара, мне удалось подвести итоги курса и дать предварительную оценку состоявшегося веб-семинара - позитивную в целом, хотя и неоднозначную.
Тот плановый семинар для большинства студентов стал последним учебным занятием в Московском университете, что не могло не отразиться на его содержании и форме. Большая по времени его часть прошла в форме прямого диалога выпускников с деканом факультета (в этом также состоит традиция нашего курса 'Географические основы устойчивого развития'). Не могу не отметить, что Николаю Сергеевичу в тот день было чрезвычайно непросто не отменить или не сократить свое участие в этом семинаре - оснований для этого было более чем достаточно. Полагаю, что это связано не только с традиционно присущей нашим преподавателям ответственностью перед своими студентами, но и с проявлением его органической приверженности сути идеологии ОУР, в которой обучение - это не столько процесс передачи знаний, сколько их активное формирование в результате заинтересованного совместного поиска.
В приложении представлена фотофиксация последнего занятия в рамках нашего курса - от самого начала до финала, чем для многих стало получение зачета по этому курсу, тоже последнего за году учебы в университете. Большая часть представленных фотографий сделана студентом Дмитрием Ткачуком и аспиранткой Ольгой Шуваловой (спасибо им!). Студентам эти фото напомнят состоявшееся 8 апреля 2009 г. знаменательное событие, а всем другим помогут лучше его представить - ведь в аудитории авторы тех выступлений, которые они доверили нашему сайту как свою профессиональную и гражданскую позицию.
Я уверен, что материалы семинара интересны не только самим его участникам - студентам и преподавателям. Они интересны и важны и другим преподавателям географического факультета, его сотрудникам, многим в МГУ в целом, а также всем тем в образовательном сообществе нашей страны, кто ощущает свою профессиональную и гражданскую причастность к судьбам образования в России.
Обращаю внимание, что предлагаемые далее студенческие эссе даются без комментариев преподавателя. Во всяком случае - пока. При этом хотел бы отметить, что отсутствие комментария не означает отсутствие мнения на соответствующий счет. Дело, прежде всего, в том, что выступления студентов, как мне кажется, важнее комментария, что также вытекает из сути идеологии ОУР. Проводя этот веб-семинар и делая это именно в таком формате, мы вновь даем понять нашим студентам, что у них есть трибуна, с которой они могут быть услышаны. Мы приучаем их также к профессиональной и гражданской ответственности за свои слова, за свою жизненную позицию. Мы, в конечном счете, в такой форме вносим свой скромный, но все же важный вклад в формирование своей смены профессионалов-географов - ученых и преподавателей.
И все же не удержусь от одного частного замечания. Меня, скажу искренне, просто распирает от желания высказать свои соображения по очень многим эссе и всей совокупности работ в целом. И не столько потому, что хотел бы высказать слова одобрения и даже, в ряде случаев, восхищения в адрес целого ряда работ, выделяющихся своей глубиной, основательностью и оригинальностью. И даже не потому, что важно было бы указать также немалому числу студентов на досадно низкий и даже неприемлемый уровень (в случае бессылочного 'заимствования' идей и слов) их работ. А потому, что некоторые даже после нашего курса пребывают в плену досадных заблуждений и далеких от объективности представлений. И еще потому, что некоторые из высказываемых идей требуют к себе самого непосредственного внимания и соответствующих действий со стороны лиц, причастных к принятию решений. Но все же не буду спешить со своими интерпретациями, а предоставлю каждому сформировать свое собственное мнение относительно прочитанного. Поскольку уверен, что это чрезвычайно интересное и полезное во многих отношениях занятие буквально для всех, кто возьмет на себя труд знакомства со всем предлагаемым массивом выступлений тех, за кем реально наше будущее.
В заключение считаю необходимым выразить искреннюю признательность своим коллегам профессорам В.Л. Бабурину и В.С. Тикунову, а также доценту А.С. Наумову за ценный и незаменимый вклад в формирование научных представлений об УР, на протяжении ряда лет читающих принципиально важные лекции в рамках курса 'Географические основы устойчивого развития'.
Ю.Л. Мазуров,
профессор кафедры рационального природопользования
географического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова,
преподаватель курса 'Географические основы устойчивого развития'
Май-июнь 2009 г.
Версия для печати