Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/web/2014/students/akimova.doc
Дата изменения: Fri Nov 7 19:22:40 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 05:57:28 2016
Кодировка: koi8-r

Акимова В.В., гр. 509


В современном мире очень остра проблема нахождения баланса в отношениях
между человеком и природой. Ведь на протяжении веков человек ставил себя во
главу угла, потребляя полезные ископаемые, собирая урожай, превращая
природный ландшафт в производственно-антропогенный, совершенно не думая о
том, что при этом природные системы разрушаются, что мы, по сути, отнимаем
природные блага у своих же потомков.

Но сосуществование природы и человека в гармонии возможно. Для этого
нужно достичь некоего компромисса. В результате появилась концепция
устойчивого развития, одобренная мировым сообществом в 1992 г. в Рио-де-
Жанейро (Бразилия) в рамках Конференция ООН по окружающей среде.

Единого определения устойчивого развития нет. В целом, можно сказать,
что устойчивое развитие - это прогноз последствий своей деятельности и
комплексный взгляд на долгосрочную перспективу, требующие системного
подхода, с учетом всех факторов, оказывающих влияние на создание для наших
потомков безопасного и стабильного будущего. В основе устойчивого развития
лежит стремление по достижению баланса между собственными эгоцентрическими
интересами и интересами всего человечества, осознание ответственности перед
последующими поколениями.

В свою очередь достижение такого баланса возможно только при полной
реформации общественного сознания, направленной на воспитание духовно-
нравственных ценностей, необходимых для гармонизации отношения человека и
природы. И в этом вопросе человечеству поможет приобретение географической
культуры. Неслучайно, если рассмотреть, все так называемые «области
действий», вынесенные на первый план в программе устойчивого развития, то
окажется что почти все имеют географическое измерение. Это и окружающая
среда, и водные ресурсы, и развитие сельской местности, и устойчивое
потребление, и устойчивый туризм, и даже межкультурное взаимопонимание и
культурное разнообразие, не говоря уже об изменении климата.

Географическая культура - это сложная динамичная, иерархическая
структура, представляющая совокупность объективных и субъективных
характеристик, формирующих систему ценностей по отношению к природной и
социальной среде. Географическая культура есть способ преобразования
географической среды и себя как производителя географических ценностей.

Существующие проблемы взаимодействия природы и общества заключаются в
поиски путей рационального природопользования, интенсификации производства
и т.д. Все они требуют комплексного подхода, единого взгляда на окружающий
нас мир.

Такой подход обеспечивается только географической наукой, которая
составляет основу мировоззрения и дает представление о современной
географической картине мира как части общей научной картины мира. Вряд ли
существует другая наука, которую бы равной степени интересовали бы вода и
суша, рельеф Земли и атмосферные процессы, живая природа и территориальная
организация жизни и деятельности людей.

Именно наличие географической культуры у человека позволяет найти пути
решения противоречий, возникающих в системе «человек - природа - хозяйство
- окружающая среда», то есть создать общество устойчивого развития, причем
решение этих противоречий осуществляется на разных территориальных уровнях.
Другими словами, люди способны выявить и проанализировать пространственно-
временные взаимосвязи и взаимозависимости между природными и антропогенными
объектами, а также просчитать географические последствия человеческой
деятельности.

Отсюда можно утверждать о значении географии, как единственной
дисциплины, относящейся одновременно и к естественным, и к общественным
наукам. Варьируемый масштаб изучения проблем взаимодействия природы,
населения и хозяйства (общества) позволяет ей:

1) комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство)
человечества;

2) формировать восприятие мира не в виде набора отдельных природных или
общественных компонентов, а в виде четкой иерархии целостных
территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся
по определенным законам.

В результате, человек, обладающий географической культурой, видит в
природном комплексе не отдельные компоненты, а и их закономерные сочетания.

Таким образом, географическая культура способствует переходу к
устойчивому развитию, преобразовывая общество посредством формирования
личности, умеющей строить индивидуальные ценностные отношения с окружающей
природной средой, а также умеющей решать научные и жизненные проблемы. В
результате человек должен научиться соотносить свои поступки с законами
природы, социально-экономическими и техногенными процессами, сохраняя,
преумножая и развивая природу для будущих поколений.

Неотъемлемой частью географической культуры является географическое
мышление. По словам Н.Н. Баранского, - «это мышление, во-первых,
привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых,
связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной
«отрасли».

Э.Б. Алаев сначала предложил «триединое» толкование географического
мышления (территориальность, комплексность, конкретность), а затем дополнил
его еще одним качеством - глобальностью, т.е. требованием обязательного
соответствия локальных, региональных, национальных, континентальных,
зональных и других частных проблем с их мировым, глобальным «фоном».

Следствием такого мышления является необходимость мыслить целостно,
т.е., с учётом взаимосвязи между природой, обществом и индивидом.

Для достижения устойчивого развития необходимо решить ряд глобальных
проблем. Выделяют следующие группы проблем:

1. Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-
экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира на
Земле; обеспечение экономического роста государств; продовольственная
проблема: проблема преодоления отсталости слаборазвитых стран).

2. Проблемы преимущественно природно-экономического характера
(экологическая; энергетическая; проблема Мирового океана; сырьевая).

3. Проблемы преимущественно социального характера (демографическая;
межнациональных отношений; кризис культуры, нравственности) «экология души»
(дефицит демократии; охрана здоровья).

4. Проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко
приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты; терроризм,
преступность; технологические аварии; стихийные бедствия; суициды
(самоубийства)).

Индивиды, обладающие географической культурой, способны разработать
научные основы и их практическую реализацию как раз для решения данных
проблем в интересах человечества. Все перечисленные проблемы тесно
взаимосвязаны и глубоко географичны, потому что важнейшая их группа
(особенно первые два класса) связана с обострением противоречий между
общественным развитием и природными системами Земли.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что глобальные проблемы имеют
свои отличительные особенности в отдельных странах и районах. Поэтому
необходимо объединение двух подходов - глобального и регионального, что
само по себе в наивысшей степени географично и неслучайно получило особое
выражение в лозунге Римского клуба «Мыслить глобально - действовать
локально (регионально)!»

Таким образом, можно сделать вывод, что географическая культура
является основополагающим фактором устойчивого развития. Она предоставляет
необходимые знания, умения, ценности и взгляды, необходимые для мирного
сосуществования человека и природы. Ведь целью географической культуры
является гармоничное развитие системы отношений между обществом и природой,
популяризация необходимости сознательной социально-экономической
деятельности общества для сохранения нашей планеты,

В итоге человек стремится к улучшению составляющих природы как основы
существования общества; имеет представление о географической картине мира,
особенностях её изменения и возникновения, способен решать нестандартные
географические проблемы и не только географические; а также прогнозировать
особенности развития географической среды.

Обобщая многовековой опыт взаимодействия природы и общества,
географическая культура заключает в себе огромный духовный потенциал,
служит одной из движущих сил социального и научно - технического прогресса
нашего общества для достижения устойчивого развития.