Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/web/2014/students/stezun.doc
Дата изменения: Fri Nov 7 19:04:56 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 05:56:59 2016
Кодировка: koi8-r

Стецун В., гр. 517

Географическая культура - это социальное и индивидуальное качество
личности, отражающее ценностное и личностное отношение к живой природе,
здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе
участия в духовно-практической деятельности по их познанию, освоению,
преобразованию и сохранению. Географическая культура личности - система
жизненных ценностей, опирающихся на знания о природе Земли, причинах ее
разнообразия, о населении и его хозяйственной деятельности, регулирующая
поведение школьника в процессе взаимоотношений «человек - природа -
общество - культура».

В.П. Максаковский, выделяя понятие «географическая культура», назвал
четыре важных ее признака:

I. Географическую картину мира.

II. Географическое мышление.

III. Методы географии.

IV. Язык географии.

Культурологический подход в образовании предусматривает воспитание
образованной, культурной личности, владеющей основными элементами
политической, художественно-эстетической, физической культуры, культуры
труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т.п. Фундаментом общей
культуры служит все содержание образования - комплекс знаний, идей,
ценностных представлений, способов познания, мышления, практической
деятельности, без овладения которыми невозможно взаимоотношение и
взаимодействие людей, гармония человека и общества, человека и природы.
Очень важен общий уровень знаний об окружающем нас мире. Нам нужно
формировать свои представления о его свойствах, темпах и тенденциях
развития. Ведь всё «узнаваемое» в нашей повседневной жизни и есть «картина
мира». А глядеть на нее можно с разных точек зрения. Поэтому есть еще один
аспект видения картины мира, который обязан стать показателем нашей
культуры, не менее важным, чем те, которые названы Владимиром Павловичем.
Это оценка того, насколько, как и для чего эти знания используются.
Человечество ведь не только приобретаем, храним и увеличиваем свои
полученные в школе знания и умения - мы их теряем. И кажется очень важным
это отношение - познанного к потерянному, используемого к
неиспользованному. А географический язык и географическое мышление - это
ведь всего лишь «инструменты» культуры.

Культурологический подход (как общенаучный метод познания), который
позволяет рассматривать географическое образование как феномен культуры, а
формирование культуры выпускника и учителя как его конечную цель.
Основываясь на этом подходе, можно разрабатывать модель структуры
культурологического содержания географии, как системы содержательных
взаимосвязанных компонентов. В структуре модели выделены три составляющие:
ценностная - система ценностей, формируемых в школьном географическом
образовании, - географическая оболочка, природа, человек, наука, знания;
способы деятельности по освоению географической культуры; творческая
деятельность учащегося как составляющая географической культуры.

Географическое образование в настоящее время становиться основой
становления географической культуры. Сегодняшнее человечество является
продуктом своих вчерашних действий по использованию, приспособлению и
изменению природы Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и
развития.

Говоря о географической культуре как о факторе устойчивого развитии,
нужно понимать, что культура, которой научать в школе, является очень
важным фактором устойчивого развития. Это нравственный фактор. Если не
приучать человечество к такой культуре, то мир перестанет стремиться к
устойчивому развитию и это приведет к тому самому принципу, о котором
говорилось в первой лекции, пользуйся всем, чем можешь, не задумываясь о
том, что останется потомкам.