Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/web/2014/students/toporkov.doc
Дата изменения: Fri Nov 7 19:04:14 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:02:12 2016
Кодировка: koi8-r

Топорков Д.И., гр. 518

География-наука (точнее, система естественных и общественных наук),
изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки,
взаимодействие и распределение в пространстве её отдельных частей и
компонентов - в целях научного обоснования территориальной организации
общества, размещения населения и производства, эффективного использования
природных ресурсов, сохранения среды обитания человека, создания основ
стратегии экологически безопасного устойчивого развития общества.

Основные цели - географическое исследовательско-научное
обоснование путей рациональной территориальной организации общества
и природопользования, создание основ стратегии экологически
безопасного развития общества.

Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия
человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов
географической среды и их сочетаний на локальном, региональном,
национальном (государственном), континентальном, океаническом, глобальном
уровнях. Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой
географии на ряд специализированных научных дисциплин, что даёт основание
рассматривать современную географию как систему наук, в которой выделяются
естественные, или физико-географические, и общественные географические
науки.

В системе "География" выделяются:

- естественные науки, к которым принято относить физическую географию в
полном смысле этого слова (включая ландшафтоведение, общее землеведение и
палеогеографию), климатология, геоморфология, гидрология суши, гляциология,
океанология, геокриология, а также география почв и биогеография,

- общественные географические науки - это региональная и общая
экономическая география, география сельского хозяйства, география отраслей
хозяйства (география транспорта и география промышленности), политическая
география и география населения,

- картография - это техническая наука, которая входит в систему
современных географических наук благодаря историческим причинам и общности
главных задач с другими географическими науками.

- страноведение.

Вопрос о географической культуре, географической образованности
молодого поколения, а, следовательно, и всего народа продолжает оставаться
весьма актуальным, уровень этой образованности недостаточно высок. Об этом
свидетельствуют широко известные многочисленные примеры географического
невежества при осуществлении ряда социально-экономических мероприятий.
Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации
отношений между обществом и природой, направленный на сохранение
нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность
общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека,
Общества.

Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по
использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах
своего выживания, а затем и развития. И сегодня люди во всем мире
продолжают задаваться извечным вопросом: «Как обустроить свой земной Дом
для себя и будущих поколений?»

Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к
поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение
географических знаний и географической культуры как составной части общей
культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого
вопроса трудно переоценить.

Культура - это высшее проявление человеческой образованности и
профессиональной компетентности. Вот почему по образному выражению Ильи
Эренбурга, «культура всегда наступала и наступает не на другие страны, а на
невежество, грубость, на человеческую разъединенность».

Географическая культура включает четыре основных компонента:

I. Географическую картину мира;

II. Географическое мышление;

III. Методы географии;

IV. Язык географии.

География интегрирует естественные, общественные и технические элементы
научного знания. Современная география изучает пространственно-временные
взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности,
представляющей собой целостную систему «человек-природа-хозяйство-
окружающая среда», развивает географическое мышление; формирует культурный,
ценностный смысл природы и природосберегающей деятельности.

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ - модель развития цивилизации, которая
исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-
экономических проблем и сохранением окружающей среды. Впервые термин
«устойчивое развитие» введен в докладе «Наше общее будущее», представленном
в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под
руководством Гру Харлем Брундтланд. Им обозначалась такая модель развития
общества, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего
поколения людей достигается не за счет лишения такой возможности будущих
поколений.

Необходимость принятия концепции устойчивого развития обусловлена
общепланетарной угрозой деградации окружающей среды. Эта угроза вызвана
негативными последствиями научно-технического прогресса. Она усиливается
взрывоопасным приростом населения в развивающихся странах. Все это
углубляет дисбалансы между природой, человеком и обществом. Возможность
перехода на рельсы устойчивого развития связана с разрешением или по
крайней мере со смягчением ряда коренных противоречий между национально-
государственными интересами и интересами мирового сообщества, интересами
отдельных стран и регионов, требованиями устойчивого развития и интересами
транснациональных корпораций (ТНК) и др. Поэтому такой переход требует
формирования эффективных механизмов природоохранного регулирования. Он
предполагает развитие новых ресурсосберегающих и экологически чистых
технологий.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) в июне 1992г.
в Рио-де-Жанейро была принята Декларация, в которой провозглашены
обязательства государств по основным принципам достижения нашей
цивилизацией устойчивого развития.

Важным фактором устойчивого развития является экологическая культура
населения, ее понимание сохранения окружающей среды понимания ее процессов
и взаимозависимости здоровья человека и природы. Очень важно развивать
экологическую культуру населения для сохранения окружающей среды, так как
именно образование позволяет апеллировать к сознанию человека и ожидать от
него ответственного отношения к природе и минимизации вредного влияния на
среду в ходе своей жизнедеятельности. В формировании экологической культуры
основную роль на себя должна взять система образования. Без образования и
формирования культуры населения тяжело будет сохранить окружающую среду.
Законодательные акты, запретительные и даже карательные меры без
формирования культуры населения будут малоэффективны в сохранении
окружающей среды.

Экологическая культура не может быть воспитана отдельно, она является
составной часть общей культуры человека, как образ и правила жизни играют
важную роль в бережном отношении к природе. Основное содержание
экологической культуры составляют экологические знания, умения и навыки,
приобретенные в процессе экологического образования и воспитания.

Формирование экологической культуры должно вестись в двух направлениях:
экологическое образование и экологическое воспитание. Если экологическое
образование подразумевает получение конкретных знаний об окружающей среде и
ее процессах, то экологическое воспитание это осознанное понимание и
принятие данных процессов и ее значимости.

Для воспитания экологической культуры делается многое, в том числе и на
международном уровне, на совещании Комитета по экологической культуре
Европейской экономической комиссии в Вильнюсе в 2005 г. была принята
«Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития».

Географическая культура позволяет рассматривать географическую среду
через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе,
социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности. В
этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты
раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека.

Формирование географической культуры - это способ гармонизации
отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей
планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на
понимание бытия трех самоценных начал: природы, человека, общества.