Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/structure/geograph/zemtzov.doc
Дата изменения: Wed Dec 14 16:45:28 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:56:08 2012
Кодировка: koi8-r

Российское образование и наука: проблемы, недостатки, преимущества

«Будьте реалистами, требуйте невозможного!»
Введение.
Подчеркну, что считаю образование в МГУ качественным, и горжусь тем,
что являюсь выпускником географического факультета и кафедры экономической
и социальной географии России. Но как непосредственный участник научного
сообщества обеспокоен ухудшением уровня образования и научной деятельности
на факультете и в лучшем вузе страны в целом. Данная статья не является
критическим отзывом, а скорее попытка осмыслить через призму собственных
взглядов существующие проблемы и предложить возможные пути их решения.
Прекрасно понимаю, что смотрю на все со своей скромной аспирантской
«колокольни», но уверен, что с иных высоких колоколен часто не видно ни
человека, ни его проблем.
Могу утверждать, как дипломированный специалист в области
экономической географии, что современная Россия - слабо развитая,
периферийная и по многим параметрам деградирующая страна. Годы
экономического роста сгладили некоторые противоречия, но общей тенденции не
изменили. Цель общества и государства сегодня понятна и провозглашена на
самом высоком уровне - модернизация и повышение инновационной составляющей
в развитии. В любом процессе реформирования ключевую роль играет
незначительная активная, креативная и свободно мыслящая прослойка общества.
МГУ - университет, создающий эту прослойку, элиту общества. Но для
повышения инновационного потенциала нужно, чтобы системы высшего
образования и науки соответствовали высокому международному уровню.
Советское наследие исчерпано, а без внедрения новых методов высшее
образование России, в том числе на факультете, будет все сильнее отставать
от зарубежного.
Существует два основных подхода к развитию - создание собственных
инноваций или их заимствование (покупка, шпионаж и т.д.) и имитация.
Последнее всегда возможно в условиях дорогой нефти, которая далеко не
безгранична. Но даже в этом случае необходимы механизмы ретрансляции
инноваций из-за рубежа (университеты, НИИ и т.д.). Убежден, что для России
с ее бескрайними просторами и колоссальными издержками (на холод,
расстояния, континентальность и прочее) инновации фактически единственный
способ стать конкурентоспособным государством.
Для создания любых инноваций необходимо интенсивное взаимодействие
контрагентов. Это не только технические возможности (средства связи,
совместные проекты, конференции и т.д.), но в первую очередь способность и
желание контрагентов к взаимодействию. Оно достигается с помощью понимания,
или единого языка, доверия и заинтересованности. Современный международный
язык общения - английский, а единый язык научного сообщества - математика.
Доверие достигается благодаря наличию общих ценностей и правил; для
научного сообщества высшей ценностью следует считать поиск истины.
Заинтересованность в научном сотрудничестве обычно выражена не столько в
поиске материальных благ, но в поиске новых идей и апробации собственных
исследований. При этом инновации создаются людьми созидающими, стремящимися
к новому, самостоятельно и свободно мыслящими, а значит ответственными. С
возрастом креативный потенциал снижается.
На примере географического факультета, его внутренних проблем,
недостатков и преимуществ в сравнении с другими научными организациями,
проследим возможности и способности научного сообщества к генерации
инноваций.
Географический факультет МГУ, безусловно, лучший в России, и вероятно,
крупнейший в мире коллектив географов. Но само географическое знание
занимает откровенно периферийное положение как в образовательном процессе,
так и в научном поиске, что характерно не только для России. Трудно назвать
факультет и одним из лучших в мире, хотя признаюсь, что объективные оценки
мне неизвестны, безусловно, часть ученых и преподавателей имеют
международное признание.
Конкурентоспособность вуза и факультета среди зарубежных аналогов
следует рассматривать в первую очередь через сравнение следующих
индикаторов:
1. количество собственных студентов, которые проходят стажировку
или обучаются в ведущих зарубежных вузах, а также прибывшие из-
за рубежа студенты;
2. количество иностранных преподавателей и количество часов
собственных преподавателей в зарубежных вузах
3. количество международных конференций, проведенных факультетом, а
также участие его представителей в зарубежных конференциях;
4. индекс цитируемости ученых в международных реферируемых
журналах.
Московский университет по большинству зарубежных рейтингов (World
University Rankings, по версии журнала The Times Higher Education, по
версии института высшего образования Шанхайского университета) не входит
даже в сотню ведущих вузов планеты, но и в некоторых общероссийских
рейтингах (рейтинг качества приема по баллам ЕГЭ, деловой рейтинг высшего
образования и др.) уже не первый.
Для подробного внутреннего анализа выделю три ключевых блока: проблемы
географической науки и сообщества, образовательный процесс и международное
взаимодействие.
Проблемы географической науки и географического сообщества.
Ключевые тесно связанные между собой проблемы географии и факультета
как носителя научного знания, на мой взгляд, это:
1. отсутствие единого «понятного» и общепризнанного объекта
исследования, откуда следует неопределенность (если не сказать
«ущербность») положения в системе наук, отсутствие стратегии развития;
2. отсутствие единого научного «географического» языка, откуда следует
разобщенность различных направлений и откровенное непонимание работ друг
друга, но и остальных ученых;
3. отсутствие единого сообщества, откуда вытекает невозможность
принятия консолидированных решений и неконкурентоспособность факультета.
Что такое география? Кто такой специалист-географ? Где он работает?
Думаю, что этих вопросов достаточно, чтобы поставить в тупик любого
образованного человека, но самое печальное, что не всегда сможет на этот
вопрос внятно ответить и студент факультета. На мой взгляд, география - это
естественная наука, изучающая географическую оболочку, отдельные геосистемы
и процессы в них. Предмет географии тем или иным образом связан с
пространственной (в частности территориальной) организацией. Геосистемы -
сложнейшие комплексные саморазвивающиеся системы, ни в одной другой науке
не изучаемые. Законы и закономерности пространственного развития - огромное
поле для применения подходов синергетики, которые займут важнейшее
положение в будущей научной картине мира. В когнитивном отношении, как
часть мировоззрения человека, география играет не менее значимую роль, чем
история. Ведь ни у кого в цивилизованном обществе не возникает сомнений в
необходимости исторического образования и науки.
Неясна потому и цель развития факультета, если она существует.
Стратегия противоречива и вероятно предполагает ориентацию на концепцию
устойчивого развития и экологического образования, но в этом случае идея
существования отдельной географической науки попадает под сомнение.
Ни для кого не секрет, что выпускники факультета стараются скрыть
специальность "География", так как для большинства работодателей и простых
обывателей совершенно неясны способности и перспективы специалиста-
географа. Впрочем, ясна область применения гидрологии, метеорологии и т.д.
То есть профессиональная реализация выпускников в значительной степени
определяется специализацией, а не специальностью. Факультет готовит
узкоспециализированных практиков, но не готовит ученых-географов. Но при
этом наблюдается явная «дискриминация», выраженная в выделении отдельных от
географии направлений, но непризнание самостоятельности других.
Аналитический этап развития науки привел к образованию множества
зачастую противоречащих друг другу направлений, а соответственно кафедр,
что приводит к излишнему дроблению объекта исследования и невозможности его
комплексного анализа. Проводить крупные исследования в рамках отдельных
кафедр невозможно, так как у них недостаточный научный и кадровый
потенциал, и они не образуют отдельных юридических лиц. Но при этом каждое
направление стремится обособиться все в большей степени, ищет связи с
внешними науками (биогеография с биологией, экономическая география (ЭГ) -
с экономикой, океанология, метеорология - с физикой и т.д.). Подобная
структура приводит к разобщенности и отсутствию единого научного языка. В
результате специалист в гидрологии совершенно не понимает специалиста в ЭГ
и наоборот.
Рассматриваемые проблемы связаны с недостатками математического
образования и отсутствием единых математических методов. Именно с помощью
математики достигается современный синтез различных направлений физики,
экономики и других наук. Только описательная география XIX столетия могла
изучать сложнейшие процессы геосфер без применения математических моделей.
В корне не согласен с идеей, что для части кафедр математические методы
могут быть не применимы, в таком случае стоит поставить вопрос о
необходимости их существования.
Сегодня объединение географии может быть основано на математическом
аппарате синергетики и внедрении геоинформационных технологий. Для этого
нужны современные кадры, ученые, обладающие подобными знаниями. Как
показывает опыт, отдельные кафедры не обладают необходимыми специалистами и
зачастую не могут пригласить преподавателей с других факультетов (проблема
финансов и академических часов), не говоря уже о лекторах из-за рубежа. А
факультет подобных специалистов фактически не готовит. На географическом
факультете (в отличие, например, от экономического факультета МГУ и многих
зарубежных вузов) отсутствует отдельная кафедра математических методов в
географии, которая могла бы готовить специалистов в этой области (а
фактически теоретиков географии) и заниматься вопросами апробации и
внедрения новейших геоинформационных технологий.
Различия в теории и методологии, да и методах исследования приводят к
разобщенности всего географического сообщества не только внутри факультета,
но и между преподавателями и студентами, педагогами в школах и
исследователями в научных организациях. В отсутствии единого сообщества не
существует возможности взаимодействия, апробации идей. Не существует и
лобби в государственных, научных и образовательных структурах, в бизнесе.
Фактически будущее специалиста-географа - в его собственных руках, но тогда
будущее науки и факультета - в чужих руках, так как сторонние лица
принимают важнейшие решения. Русское географическое общество, один из
влиятельнейших институтов, - новое отделение МЧС России; специалисты
Министерства регионального развития РФ - филологи, экономисты, юристы и
т.д.
Отсутствует связь и планомерная работа с выпускниками. О выпускниках
вспоминают только на юбилеях, и если необходимо поднять престиж факультета.
Нет единой географии - нет и сообщества выпускников. Хотя подавляющее
большинство зарубежных вузов и их отделений финансируется не только и не
столько государством, а различными спонсорскими организациями, большинство
из которых организованы собственными выпускниками. И в России популярным
сегодня становится понятие -endowment («пожертвование»), специализированные
фонды (фонды целевого капитала) существуют у РЭШ, МГИМО, НГУ,
экономического факультета МГУ. На кафедре экономической и социальной
географии существует система грантов и помощи от банка РИДОМ.
Проблемы образовательного процесса.
Ключевые проблемы российского высшего образования и факультета,
безусловно, лежат в самом «низу» - в образовательном процессе (в т.ч. и в
рамках школьной программы). Кроме школы юных географов, специализированного
класса в одной из московских школ и системы олимпиад мне неизвестна иная
система подготовки школьников в географии, тогда как математические,
химические и прочие направления подготовки в школах представлены. Оставлю в
стороне вопрос о качестве учебников. Поэтому на факультет не поступают
школьники, ориентированные на получение географического образования.
Впрочем, средний балл по ЕГЭ, вероятно, выше, чем в большинстве вузов и на
многих факультетах даже в МГУ (по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов лидируют
МФТИ, МГИМО, ГУ ВШЭ; МГУ на 6-м месте). Большинство студентов (по данным
социологических опросов, в том числе проведенных автором) поступают
«случайно», так как не могут выбрать своей дальнейшей специальности и
определяются, видимо, уже за время обучения на факультете. У меня вызывает
сомнения обоснованность "русского языка" как вступительного экзамена
(результат ЕГЭ). Можно предположить, что это связано с традицией и даже
искусством описания, заложенной в географии еще со времен Страбона. На мой
взгляд, значительно большую практическую пользу имел бы экзамен по
английскому языку, или сертификат (возможно уже среди поступивших).
В образовательном процессе на самом факультете можно выделить ключевые
проблемы, которые характерны как для всей системы образования страны, так и
специфичны. Главной проблемой следует признать ее неспособность
«выращивать» креативных людей, творцов, которыми чаще всего на Западе
выступают предприниматели. И дело не в «академичности» программ
(академические примеры и подходы времен Великой депрессии не мешают
выпускникам Гарварда применять их в «Кремниевой долине» Калифорнии), а в
отсутствии нацеленности на конечный результат. Человек-творец должен
создавать новое (исследовательский проект, базу данных, метод и т.д.), но
ему предлагается заучивать многочисленные материалы и слушать многочасовые
лекции. Так в США более 70% выпускников Гарварда на вопрос «Чем Вы будете
заниматься после окончания вуза?» называют сферу предпринимательства, в
России в лучшем случае - 20%, а большинство выбирают карьеру госслужащего!
Среди проблем факультета следует выделить общий низкий уровень
преподавания, недостаточное количество семинарских занятий, наличие
дублирующих предметов, отсутствие достаточных часов высшей математики,
английского языка и спецкурсов, отсутствие систематизированного курса по
математическим методам и геоинформационным технологиям.
Стоит заглянуть на одну-две лекции, чтобы убедиться в низком уровне
посещаемости, что в конечном итоге говорит и об уровне преподавания, так
как студенты «голосуют ногами». Если добросовестный студент не посещает
лекции, на это могут быть две основных причины: у него нет возможности,
например, достаточных денежных средств, и он вынужден работать, или у него
нет интереса к предмету.
В первом случае изменить ситуацию могли бы предложения советника
президента А.В. Дворковича, утверждающего, что мизерные стипендии следует
заменить грантами и реальной адресной поддержкой малоимущих студентов. Но
подобные идеи не могут встретить понимания у руководства вузов, так как
противоречат самой сути бесплатного образования (а вероятно и возможности
распределения бюджетных мест и средств). Поэтому деньги продолжают уходить
«на мороженное» богатым троечникам, в то время, как нуждающиеся отличники
(и возможно будущие ученые и инноваторы) вынуждены работать в ночную смену
и покидают науку сразу по окончании вуза.
Вторая проблема обычно связана с тем, что лекции неинтересны,
неактуальны, информация в них соответствуют существующим учебникам, поэтому
их посещение рассматривается как малопродуктивное времяпрепровождение,
которое на старших курсах чаще всего заменяется работой. Ведь к сдаче
предмета можно подготовиться по учебникам 70-х гг. XX столетия в ночь перед
экзаменом. И только в России подобные проблемы решают методом тирании, и
учебная часть может просто обязать студентов посещать ненужные лекции
постоянными контрольными и «поверками». На деле это всего лишь маскировка
существующих проблем, и тем более не способствует формированию творческих
свободно думающих личностей.
Зачем существует подобная система? Студент фактически «спит» (а иногда
и спит) большую часть лекции, а остальную часть проводит в социальной сети,
благо мобильные телефоны и ноутбуки сегодня доступны среднестатистическому
студенту. Но поступал в вуз он очевидно за знаниями, хотя на практике часто
в надежде спастись от армейской службы. Не лучше ли потратить драгоценное
университетское время на самоподготовку, исследовательскую работу или
работу по специальности. Многие студенты выбирают именно последний вариант
и уже с третьего-четвертого курса начинают профессиональную карьеру.
Безусловно, это негативно сказывается на учебных результатах и общем уровне
подготовки, но с другой стороны выпускники вуза уже могут не беспокоиться
за свое будущее.
Что такая практика дает вузу? Уровень выпускаемых специалистов
фактически не соответствуют заявляемым часам учебной подготовки. Понимаю,
что существуют учебные часы, распределенные между преподавателями и
кафедрами. Но вместо того, чтобы заполнить выделенные часы выдержками из
учебников, не лучше ли преподавателю написать статью, провести
исследование? Всем известно, что большинство преподавателей работают и
основной заработок получают за пределами университета, а иногда и в смежных
областях. Если университет не может обеспечить достойное финансирование
преподавательского состава, тогда, возможно, стоит уделить большее внимание
семинарским занятиям, где специалисты могли бы обсуждать реальные проблемы,
а лекционные часы по образу некоторых западных вузов сократить.
Что можно изменить? На мой взгляд, по многим естественным предметам
(где нет сложных формул, методов, современных вопросов и высокой научной
динамики) лекции могут занимать значительно меньшее время. Так лекция может
состоять из введения в проблему, объяснения основных терминов и понятий (не
более 30 минут), а оставшееся время (минут 10-20) посвящается перечислению
и объяснению списка литературы, с которым студентам предстоит познакомиться
более детально в ходе самоподготовки. В частности о подобной практике мне
известно от выпускницы факультета (кафедра РПП) и магистранта Института
Арктики Кембриджского университета. В качестве отчетности выступают
еженедельные семинары и ежемесячные коллоквиумы. Семинары посвящены
исследованиям студентов, докладам о современных проблемах, диспутам,
анализу зарубежных работ, применению современных математических методов. По
понятным причинам пропускать подобные семинары ни желания, ни возможности у
студентов не будет. В ходе семинарских занятий студенты будут готовить
самостоятельные исследовательские работы, научатся умению самоподготовки, в
конечном итоге, все это будет направлено на развитие творческих
способностей.
Развитие доверия и кооперации между контрагентами в западных вузах
достигается с помощью института "клубов": клуб русских, клуб математиков и
многие иные. Идет постоянный контакт между будущими учеными, бизнесменами и
управленцами. Причем посещение подобных клубов входит в обязательную
вечернюю программу студентов. Сегодня подобие этих организаций созданы и на
географическом факультете (Клуб 2050, Геостратег и прочие), хотя и не
являются столь популярными и носят скорее образовательные функции (открытые
лекции, семинары).
Для меня вопросом является и необходимость существующего
«стационарного» расписания занятий. В большинстве зарубежных вузов введена
динамическая сетка, позволяющая студентам выбирать те предметы, в которых
они больше заинтересованы. Это способствует их более ответственному подходу
к выбору лекций и их посещению. Страх перед тем, что некоторые лекции будут
проходить в пустых аудиториях и объяснение практики «репрессивных» мер
важностью этих курсов для образования студентов в ряде случаев следует
назвать не иначе как сокрытием непрофессионализма. Безусловно, должны
существовать базовые курсы. Так занятия на первом курсе факультета должны
быть посвящены исключительно изучению базовых географических дисциплин,
высшей математики и английского языка. Но в последующем у студента, и тем
более у магистранта должны быть как базовые курсы (по математике,
английскому языку и специальности), так и право выбора.
Зарубежные вузы и часть российских (ГУ ВШЭ, РЭШ и т.д.) обучаются по
триместрам. Выгоды здесь связаны с возможностью более частой аттестации и
проверки знания студентов, а также удобством приглашение зарубежных
лекторов (которые готовы вести занятия три месяца). Существующая в МГУ
система, на мой взгляд, закрепляет мобилизационную стратегию ("крестьянское
сознание") нашей цивилизации, когда за короткий промежуток времени нужно
проделать огромный объем работы. Отсюда и неумение работать постоянно и
планомерно.
Для развития ответственности необходима свобода воли, а соответственно
студенчество должно иметь возможность влиять на ситуацию в университете и
на факультете. Профком географического факультета выполняет много важных
социальных функций, но назвать его частью студенческого самоуправления
невозможно.
Проблема посещаемости на факультете также связана с проблемой
географической «раздробленности». Несмотря на ярко выраженное научное
разделение, студенты факультета вынуждены прослушать тот или иной курс (а
часто и не один) от каждой из кафедр. И если на первом курсе перед
практикой в Сатино это стремление обосновано, то на последующих курсах
внедрение несвязанных друг с другом и основной специализацией знаний не
вызывает ничего кроме отторжения и раздражения. Каждый «рефлексирующий»
студент экономико-географического потока задается вопросом, зачем
существует более пяти различных курсов так или иначе связанных с экологией
и природопользованием. Не хочется верить, что это лишь воздействие
конъюнктуры рынка, иначе в чем же тогда сущность академического
образования? К тому же в современном российском законодательстве во многих
сферах отсутствует обязательная экологическая экспертиза, а значит и
приложение труда выпускников факультета.
Введение множества "географических" предметов, а по большому счету
раздробленных и слабо связанных материалов, с одновременном дублированием
на разных курсах, ведет не только к упомянутому отторжению и непониманию
среди большинства студентов (зачем экономико-географу нужно знать
количество грызунов в отдельной популяции?), но и невозможности уделить
достаточное внимание собственной специализации.
Специалисты в ЭГ вынуждены слушать лекции по экологии вместо
критически необходимых семинаров в области микро- и макроэкономики.
Экономическая подготовка оставляет желать лучшего. Отдельные кафедры не
способны приглашать специалистов с других факультетов и вузов, а
приглашаемые факультетом преподаватели зачастую не востребованы на
собственных факультетах, хотя подобная ситуация отсутствует в химии,
физике, до недавнего времени в математике. Недостаточная экономическая
подготовка ведет к неконкурентоспособности выпускников кафедр экономико-
географического потока, но что более существенно, фактически закрывает
доступ студентам и ученым к экономическим исследованиям и возможности
взаимодействия с экономистами. Кафедры пытаются выращивать собственных
специалистов, что нельзя назвать лучшим выходом из подобной ситуации.
Будущий специалист, в какой бы сфере он не работал, должен обладать
определенными математическими способностями и уметь работать в
соответствующей программной среде. Повторюсь, что только на языке
математических моделей разговаривают современные ученые. Для этого
необходима отличная базовая подготовка в высшей математике, не ниже первых
двух курсов механико-математического факультета, и собственные
математические методы. Базовая подготовка на факультете фактически
ограничена первым годом обучения, когда занятия ведут специалисты с
механико-математического факультета, а затем - в зависимости от политики
отдельных кафедр. Более того, часы математики, насколько мне известно, на
первом курсе сокращаются. Математические методы на каждой кафедре свои, и
часто они либо отсутствуют (так как нет специалистов), либо примитивны по
сравнению с аналогами в смежных науках.
Во всем мире наибольшую востребованность среди представителей «наук о
Земле» (Earth science) имеют специалисты в геоинформационных технологиях,
но подавляющее большинство студентов не только не используют в своих
курсовых и дипломных работах, но не обладают навыками работы ни в одной из
программных сред. Да и многие программы на факультете либо устаревшие, либо
пиратские и не полнофункциональные. Возможно, выходом из подобного
положения было бы создание кафедры математических методов, о чем уже
упоминалось.
Со временем придется признать, что изучение сложных систем (к которым
относятся и геосистемы и подкласс социально-экономические системы,
изучаемые ЭГ) требуют применения единого и сложного аппарата синергетики.
Но к этому времени географы могут отстать окончательно, и как в примере с
моделью П. Кругмана, неожиданно увидеть результаты своего труда в других
науках. Нобелевский лауреат по экономике 2008 г. П. Кругман является
«популяризатором» экономической географии в экономике и в науке в целом
благодаря созданной им простейшей математической модели, которую сами
экономико-географы теоретически описали столетия назад! Повторюсь, что
незнание математики ведет к невозможности вести диалог не только внутри
сообщества, но и с другими учеными. Работы в экономической географии не
будут признаны учеными-экономистами, так как в них нет математического
аппарата, а соответственно нет научных статей и предмета для дискуссии.
Зачем нужна существующая кафедра иностранных языков, если занятия
посещают от силы треть студентов, а большинство не способно даже читать на
иностранном языке? Ранее на зарубежных кафедрах изучались иностранные языки
для получения диплома переводчиков, но эта практика сегодня ликвидирована.
Английский язык - базовый язык международного общения. Для участия в
международных конференциях, для чтения иностранных журналов, книг
необходимо знание чаще всего английского языка. Но язык невозможно изучать,
если ты не видишь в нем практической ценности. Та же порочная практика
бездумной «зубрежки» текстов из учебников. Время, потраченное впустую,
могло быть использовано на перевод важных зарубежных статей, подготовку
докладов к конференциям, переводы глав из учебников и прочее. Думаю, что
важной практикой в изучении языка был бы перевод собственных статей (в том
числе с целью публикации), а также выступления на совместных конференциях.
Факультет мог стимулировать изучение языка введением специализированных
грантов на перевод учебников и иных научных трудов на русский язык. В
конечном итоге, задачу ретрансляции инноваций перед университетом никто не
снимал.
Без изучения и привлечения зарубежного опыта в глобальном научном
пространстве не может быть проведено ни одно крупное научное исследование.
Статьи в зарубежных журналах - возможность апробации, поиск новых связей и
гарантия качества. Это менее актуально для студентов, чем для аспирантов,
но выучить язык за два года в аспирантуре невозможно. Он должен изучаться
за все время обучения, и по сути еще в школе. Это и предполагает введение
английского языка в качестве дополнительного вступительного экзамена. К
тому же выпускник престижного вуза без твердого знания иностранного языка -
это нонсенс, если не сказать более жестко - позор учебной организации. К
сожалению, многие выпускники географического факультета не способны читать
специализированную литературу на иностранном языке.
Проблемы международного взаимодействия.
Знание английского языка критически важно для участия и
ведения международной научной деятельности. МГУ позиционирует себя как один
из ведущих вузов планеты. Но у мирового вуза должны быть зарубежные
студенты и преподаватели, а также зарубежные командировки как студентов,
так и ведущих ученых. Международный обмен и его масштабы - лучший
показатель влияния вуза и конкретного факультета. На рисунке изображено
научное взаимодействие между различными вузами планеты. Москва - небольшая
точка на Востоке европейского центра.
[pic]

За время обучения на географическом факультете, вместе со мной
обучалось несколько студентов из КНР, студенты из братских республик СНГ.
На кафедре полугодовую стажировку проходили студенты из Франции и Германии,
но это единичные случаи. За все время обучения на факультете, я не слышал
ни одной лекции известного зарубежного географа, не говоря уже о целом
курсе. Впрочем, уже обучаясь в аспирантуре, я слышал несколько лекций
зарубежных гостей (в частности, из Эстонии). Конечно, на подобную изоляцию
обрекает образовательная политика в России, фактически «запрещающая»
приглашать зарубежных ученых и преподавателей, так как не существует
легальных способов оплаты их проживания и чтения лекций. Но и здесь в МФТИ,
РЭШ и других вузах удалось «обойти» бюрократические барьеры созданием
специализированных внешних фондов, которые бы финансировали подобные
проекты.
Единицы из моих сокурсников прошли годовую стажировку за рубежом,
участвовали в краткосрочных исследовательских проектах или конференциях, и
они в большинстве подтверждают сравнительно низкий уровень нашей
математической подготовки. Сам я участвовал в краткосрочной учебно-
ознакомительной практике в Англии, организованной при поддержке кафедры и
международного фонда. Конечно, гранты и стажировки существуют, но их
участники, часто выбранные по случайному принципу, либо из собственных
источников знакомые с подобной практикой, единичны.
Мировые университеты обеспечивают зарубежные стажировки большинству
своих студентов для обмена опытом и знаниями. Можно говорить, что
международных грантов десятки, сотни, нужно лишь их найти и подобрать, а
неиспользование этих широких возможностей целиком лежит на совести
пассивных студентов. Но, с иной стороны это выглядит и как оправдание
собственной некомпетентности руководством вуза. На мой взгляд, студенты МГУ
- конкурентоспособны и готовы участвовать и выигрывать гранты, но они
должны о них знать, а обеспечение подобной информацией - прямая функция
если не университета, то факультета, который дорожит своей репутацией и
стремится играть некую роль в международном научном сообществе. Более того,
я считаю, что зарубежные поездки должны быть частью системы премирования
для лучших студентов.
Заключение.
Без своевременного решения, все перечисленные проблемы ведут к
дальнейшему разобщению различных географических направлений и кафедр, а
соответственно их периферизации, примитивизации и консервации, так как
замкнутые системы по законам синергетики либо деградируют, либо «застывают»
в своем развитии.
Будущее российской науки и образования, а соответственно общества,
выглядит мрачно. Но по результатам социологических исследований чаще всего
для внедрения той или иной инновации необходимо лишь несколько процентов
лидеров общества и 20 процентов способных их поддержать. Роль высшего
образования состоит в том, чтобы создавать этих лидеров, но и сохранять их
для науки, для страны.
Самый «каверзный» и актуальный для меня вопрос - «Кто будет заниматься
научной деятельностью, имея 1,5 тысячи стипендии?». Аспиранты вынуждены
работать и не имеют времени на написание собственных диссертаций.
Лучшие студенты и молодые ученые покинут Родину, университет,
факультет, если не создавать необходимые институты и возможности для
самореализации в собственной стране, в собственном вузе. Проблема «утечки
мозгов» принимает все более угрожающие масштабы, так по опросам в ведущих
вузах страны до 60% выпускников имеют желание покинуть страну.
Но большинство молодых ученых мигрирует не потому, что они «предатели»,
«космополиты» и прочее, а потому что в российских университетах не созданы
условия для научной деятельности на международном уровне. Об этом и говорят
Нобелевские лауреаты по физике 2010 г., проживающие в Великобритании, А.К.
Гейм и К.С. Новоселов. И тех, кто хочет эмигрировать, трудно остановить
«заградительными кордонами» и ограничением компетенций (таких как изучение
языка). А вот те, кто будут «ковать» инновационное будущее страны, могут и
не обладать сегодня необходимыми знаниями, ценностями и компетенциями. А
зарубежный опыт - это всегда проверка наших знаний, умений, принципов,
поиск новых идей. Без Кембриджской лаборатории Э. Резерфорда, скорее всего,
не было бы Нобелевского лауреата П.Л. Капицы, а значит и современной
кафедры рационального природопользования, возглавляемой его сыном.
Нужно быть оптимистами, верить и страстно стремится изменить
существующий порядок вещей. Только мы сможем осуществить модернизацию, и
никто кроме нас. А без веры и страсти еще ни один великий проект не был
реализован!
Надеюсь, данная статья откроет дискуссию.

Земцов С.П., аспирант географического факультета, zsp1988@mail.ru