Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.hist.msu.ru/Departments/Church/Books/03.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 15:31:36 2016 Кодировка: Windows-1251 |
![]() |
|
Jutta Dresken-Weiland. Sarkophagbestattungen des 4.6. Jahrhunderts im Westen des Römischen Reiches. (Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte,
ISBN 3-451-26255-X.
Книга проф. Ютты Дрескен-Вайланд является публикацией ее докторской диссертации (hab.), посвященной захоронениям в саркофагах
Наблюдения над надписями римских саркофагов позволили сделать следующие выводы. Если в языческую эпоху в саркофагах чаще хоронили мужчин и детей, то в раннехристианскую преобладают женские захоронения. То же касается и числа заказчиков и покупателей саркофагов:
В ряде случаев удалось проследить некоторые предпочтения заказчиков изображений. Портрет супружеской четы на саркофаге это преимущественно "женская тема", для женщин античной эпохи семейные ценности стояли на первом месте. Что же касается художественного уровня рельефов, да и само их наличие, эти факторы никак не связаны с социальным или материальным рангом погребенного. Нередко в самых почетных местах помещались саркофаги без всякого декора, поскольку сам по себе мраморный саркофаг был дорогостоящим предметом. Показателем высокого положения захороненного служило, прежде всего, место, где устанавливался его саркофаг.
Наиболее распространенное место установки языческих саркофагов мавзолеи. Они нередки и в катакомбах. Большинство саркофагов этой группы датируется первой
Исследователи давно обратили внимание на то, что нередко саркофаги закапывали в землю. Как это объяснить? Для кого предназначались изображения на их стенках, нередко выполненные весьма тщательно? Прямого ответа на этот вопрос нет, автор книги предлагает несколько объяснений. Возможно, изображения на саркофагах посвящались усопшим или служили для их почитания. Может быть, считалось достаточным осмотреть эти рельефы во время похорон. Саркофаги могли зарывать в землю, потому что не хватало места в погребальных сооружениях. Кроме того, в земле саркофаг лучше был защищен от ограбления, профанации и вторичного использования. Так или иначе, очевидно, что часто рельефы саркофагов с сюжетными сценами вовсе не создавались как "произведения искусства", предназначенные для осмотра.
Монография Ю.Дрескен-Вайланд отражает современный этап развития христианской археологии. В наше время исследователи стремятся изучать не предметы, вещи, "памятники", сколь бы интересными они ни были. В центре внимания находится раннехристианский человек как индивидуальное и социальное существо, с исторически присущими ему особенностями менталитета.
Л.Г.Хрушкова.