Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Departments/Church/Books/04.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:31:40 2016
Кодировка: Windows-1251
Книги по истории Церкви и христианской археологии
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  
Рецензии на новые книги по истории Церкви и христианской археологии
кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ

Залесская В.Н. Памятники византийского прикладного искусства IV–VII вв. Каталог коллекции. Издательство Государственного Эрмитажа. СПб., 2006. 271 с., 710 цв. илл.
ISBN 5-93572-252-6.

Большая коллекция византийских произведений искусства и археологических предметов, хранящихся в Эрмитаже, составлена из поступлений из частных коллекций, различных находок, коллекций Русского археологического института в Константинополе (1984–1914), а также материалов, полученных регулярными раскопками в Крыму. Многие из них неоднократно были представлены на различных выставках, опубликованы в каталогах. Среди них – несколько изданий Каталога византийского искусства, опубликованного А.В.Банк (Искусство Византии в собраниях СССР М., 1977, а также версии этого каталога на западноевропейских языках), а также каталог большой выставки, состоявшейся в 1977 г. в Ленинграде и Москве (Искусство Византии в собраниях СССР. Ред. А.В.Банк, О.С.Попова. М., 1977). Каталог Веры Николаевны Залесской, ученицы А.В.Банк, существенно отличается от названных выше: он посвящен предметам прикладного искусства только ранневизантийской эпохи, хранящимся в Эрмитаже, и включает ряд не публиковавшихся ранее материалов.

Издание включает Введение (на русском и английском языках), библиографию, собственно каталог, географический указатель и указатель учреждений и лиц, которым принадлежали памятники. Во Введении автор характеризует группы изделий в контексте основных тенденций эволюции прикладного искусства Византии в позднеантичную эпоху. Особое внимание обращается сложные проблемы атрибуции, такие как, например, "Константинополь и местные школы в торевтике VI–VII вв." Шесть разделов классифицируют предметы в соответствии с материалом: серебро, ювелирные изделия, бронза, резная кость, керамика, стекло. Каталог содержит более 660 предметов, среди них немало вещей не публиковавшихся или малоизвестных, забытых и полузабытых, недавно приобретенных и еще не побывавших на выставках.

Аннотации дают читателю все необходимые сведения о предметах: место и дата создания, материал, техника, размеры, происхождение, источник поступления, место находки (если известно), описание, включая надписи, клейма, сохранность, данные об участии в выставках, основные публикации, аналогии. Особо отмечены случаи, когда предмет не публиковался или был упомянут, но без иллюстрации. Точную дату предмета, лишенного археологического контекста, определить нелегко. Даты, предлагаемые В.Н.Залесской, опираются на совокупность различных признаков и многочисленные аналогии.

Каталог открывается знаменитым серебряным блюдом с изображением триумфа Констанция II (?1), – это типичное произведение "византийского антика" (термин Л.А.Мацулевича). Многие серебряные изделия этого круга были найдены в Предуралье, – феномен, объясняемый связями Константинополя с варварскими вождями. Интересна чаша VII в., поступившая в музей из Перми в 2001 г. (?56), на которой представлен загадочный персонаж с деревянной колодкой на шее и руках. Из пяти серебряных ложек три (все – из Керчи) найдены давно, они датируются концом IVначалом V в. Две других ложки (? 20 и 21), приобретенные музеем в 2001 г., датируются VI в. Возможно, они служили для причастия. В коллекции Эрмитажа многочисленны ювелирные изделия: кольца, серьги, геммы, камеи, – на многих из них изображены христианские символы. В группе нагрудных крестов впервые публикуется золотой крест, украшенный стеклянной вставкой в середине (?136).

В разделе изделий из бронзы, довольно многочисленных (светильники, кресты и др.), интересна попытка выделить группы малоазийскую, фракийскую и как ее ответвление – северно-причерноморскую. Именно к фракийской группе относятся многочисленные находки в Херсонесе. Это позволяет конкретизировать слишком широкое понятие "Восточное Средиземноморье". Роль Фракии была обусловлена значимостью этой церковной провинции.

Раздел "Резная кость" невелик, он включает 17 предметов. Среди них и знаменитые консульские диптихи, и вещи более скромные. Таков фрагмент креста из кости домашнего животного с греческой надписью "святого Леонтия", который "относится к немногим бесспорным изделиям раннесредневекового Херсонеса" (?296). Это тот случай, когда предмет имеет исторический и археологический контекст. Культ св.Леонтия в Херсонесе подтверждается существованием "дома" этого святого, – церкви, которую идентифицируют с большой Западной базиликой (?13).

Раздел "Керамика" – самый обширный, он включает около 300 предметов: лампы, ампулы, штампы, сосуды. Лампы делятся на несколько групп, среди них понтийская, к ней относятся находки из Северного Причерноморья. Значительная группа ламп V–VI вв., происходящих из Италии, принадлежит к "африканскому типу". Часть из них публикуется впервые. На этих лампах в центре помещен изобразительный мотив (хризма, человек, рыба, птица, лев, дерево и др.), а края украшены штампованным орнаментом, состоящим из кружков, розеток, пальметт, треугольников (? 470-490, 493-498). Краснолаковая посуда тоже представлена в основном "африканским" типом, происходящим из Восточного Средиземноморья. Интересна группа паломнических ампул из разных пунктов Малой Азии и Египта, в том числе из святилища св.Иоанна Богослова в Эфесе. В большую эрмитажную коллекцию стекла IV–V вв. входят амфоры, кувшины, флаконы, блюда и чаши, стаканы, лампады и др. В группе изысканных римских сосудов, дно которых украшено золотой гравированной пластинкой, два фрагмента публикуются впервые. На одном изображен Адам у древа (?604), а на другом (?603) в центральном медальоне изображена полуфигура святой, скорее всего, Агнессы.

Многие стеклянные сосуды были обнаружены в крымских некрополях, в Пантикапее и других местах. Они происходят из известных мастерских, от Сирии и Палестины до Рейна. Вообще крымских вещей в Каталоге немало, в том числе и публикуемых впервые. Это, в частности, бронзовые кресты и пряжки-кресты VI–VII вв. (? 211, 231-237), керамические лампы и сосуды IV–VI вв. (? 313, 400, 553-576) с изображением хризм и крестов. Часть этих предметов имеет археологический контекст, что важно для уточнения их дат. Особняком стоит довольно редкий предмет – скульптурка голубя из известняка (?263), имитация бронзовых или мраморных фигурок. В последние годы вопрос о времени распространения христианства в Крыму оживленно обсуждается. Некоторые авторы настаивают на поздней христианизации населения, не ранее середины – второй половины VI в., в том числе и в крупных городах, каким был Херсонес. Материалы, опубликованные в Каталоге, свидетельствуют о развитой раннехристианской культуре этого региона уже в V в.

Каталог, изданный В.Н.Залесской, на долгие годы станет необходимым инструментом для работы для множества специалистов. Читатели будут благодарны автору за обширную информацию, ясность и корректность описаний, обширную библиографию. Особо следует сказать об исключительно высоком качестве иллюстраций Каталога – все они цветные, при этом воспроизведено много деталей, интересных археологу, например, клейма и знаки мастеров. Заинтересованный читатель будет ждать продолжения – второго тома, посвященного эпохе средних веков.

Полный текст рецензии опубликован в "Византийском Временнике" (2010. Т.69(94). С.386-390). Английская версия рецензии опубликована в журнале Antiquité Tardive. 2009. T.17. Р.424-427.

Л.Г.Хрушкова.