Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.hist.msu.ru/Departments/Church/Books/25.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:32:52 2016
Кодировка: Windows-1251
Stephen O'Shea. The Friar of Carcassonne. Revolt Against the Inquisition in the Last Days of the Cathars. Walker and Publishing Company, Inc., New York, 2011. ISBN: 978-0-8027-1994-2.
Книга Стивена О'Ши является неким продолжением его известного труда, посвященного исследованию катарской ереси The Perfect Herecy, и затрагивает те страницы средневековой истории, которые являются до сих пор плохо изученными и малоизвестными. Только в 1996 г. американским историком Алланом Фридландером (Alan Friedlander) была произведена полная публикация материалов процесса над францисканцем Бернаром Делисье (Bernard Delicieux) на латинском языке, а в 2001 г. известным исследователем катаризма Жаном Дювернуа (Jean Duvernoy) эти материалы были впервые переведены на французский язык. До этого исследователи (Jean-Barthelemy Haureau, Michel Dmitrievski) располагали отдельными документами, в основном обвинительным заключением в Practica Inquisitionis heretice pravitatis, auctore Bernardo Guidonis, Ed. P. van Limborch, Amsterdam, 1692, а также упоминаниями имени Бернара Делисье у разных авторов, например, у Анжело Кларено в Historia septem tribulationum ordinis minorum.
Бернард Делисье родился между 1260 и 1270 гг. в знатной семье из Монпелье, в 1284-м вступил во францисканский орден и достаточно быстро добился достаточно высокого положения стал приором францисканского конвента в Каркассоне и представителем интересов ордена в Париже. Он поддерживал знакомство с известными людьми того времени философом Раймондом Ллулем, папским врачом Арнольдом из Виллановы, лидером францисканских спиритуалов Анжело Кларено, круг его друзей составляли нобили и кардиналы, а также исповедник королевы Франции, соответственно, и сама королева. Бернард приобрел наивысшую известность, когда при поддержке французского короля Филиппа Красивого в 1303 г. пошел против системы инквизиции, заявив, что она полностью себя исчерпала: катарских еретиков больше не существует, а инквизиция "выбивает" признание из честных людей, чтобы оправдать свое существование. После его призыва народ штурмом взял тюрьму в Каркассоне и выпустил всех заключенных, которые там содержались многие годы. Вскоре Бернард потерял поддержку короля, стал лидером францисканцев-спиритуалов и в 1317 г., когда начались репрессии против них, был арестован в Авиньоне. Обвинение против него уникально не только в ереси, но и в черной магии, а также убийстве римского папы Бенедикта XI.
Стивен О'Ши делит свой труд на три основных главы. Для удобства читателя в предисловии даются подробные географические карты начала XIII в., чтобы обозначить географию описываемых событий, а также краткие биографии лиц, упомянутых в исследовании. В первой главе автор дает общую характеристику политической ситуации конца XIII в.: отношения римских пап и королей, монашеских орденов, рыцарей тамплиеров и королей, становление инквизиции и ее развитие, краткое развитие катаризма. Таким образом читатель подводится к событиям 1299 г.
Во второй части книги описывается восстание против засилья инквизиции. К этому времени, в 1297 г. на город Каркассон инквизитором Николаем д'Аббевилем был наложен интердикт, жители обратились за защитой к папеБонифацию VIII, но тот оказался удовлетворить их просьбу. Тогда влиятельные люди Каркассона подписали с Николаем д'Аббевилем тайное соглашение строительство церкви нового доминиканского конвента в обмен на снятие интердикта, что уже спровоцировало жесткое противостояние между доминиканцами и францисканцами, которые нашли поддержку среди простых горожан. В последующих главах этой части книги описываются последующие события, в которые был вовлечен король Франции в достаточно удобный для него политический момент на пике борьбы с папой Бонифацием VIII, который боролся за примас духовной власти над светской и грозил Филиппу Красивому отлучением. Затем автор подробно объясняет причины "охлаждения" короля к пламенным призывам Бернарда Делисье и дает информативную характеристику измененной политической ситуации, ясно излагая суть происходящих событий.
Третья часть книги рассказывает о времени репрессий, которым с 1305 г. начали подвергаться спиритуалы, полностью отмежевавшиеся в своих идеях от конвентуалов (соблюдавших подчинение папе). Автор предлагает свою версию, что именно раскрытие группы Пьера де Отье, последователей катаров, дало повод доминиканской инквизиции действовать против призывов Делисье остановить насилие. В этом же году умирает его главная покровительница королева Жанна. Однако Бернард все еще находится под покровительством короля и французского папы Климента V,в свите которого путешествует по стране, приобретая влиятельных друзей. В 1317 г. новый папа Иоанн XXII начинает репрессии против тех, кто не захотел подчиниться его решению относительно бедности францисканского ордена. Делисье прибывает в Авиньон в числе группы из 45 братьев из Безье, Монпелье, Нима и Арля. Все они по приказу папы были осуждены в течение 1318 г.
Суд над Бернаром Делисье проходил в Каркассоне с 12 сентября по 8 декабря1319 г., он был приговорен к лишению сана и вечному заточению в тюрьме на хлебе и воде murus strictus.В начале1220 г. Делисье был уже мертв.
В заключение своей книги автор поддерживает мнение первого биографа брата Бернарда Жана-Варфоломея Ауре (Haureau) в том, что фигуру францисканца следует рассматривать прежде всего как патриота Лангедока, боровшегося за его независимость, а не как борца с системой. Однако он рассматривает его осуждение больше как личный конфликт с инквизиторами-доминиканцами, а не логическое развитие отношений между папской властью и новыми идеями, проповедуемыми отколовшимися от ордена спиритуалами.
Труд Стивена О'Ши будет полезен тем, кто интересуется фактологическим материалом, посвященным событиям конца XII начала XIII в.в Лангедоке и инквизиции. Автор суммировал результаты всех доступных современных исследований, касающихся этой темы.