Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/tairova1.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 05:11:00 2012
Кодировка: Windows-1251
Миряне и священники в Украине

Т. Таирова-Яковлева
Миряне и священники в Украине раннего Нового времени
Model page


Основные факторы, которые влияли на особенность отношений мирян и Церкви в Украине-Гетманщине:

  • Влияние западной культуры Возрождения;
  • Сохранение традиции участия мирян в выборах православных церковных иерархов и даже настоятелей монастырей;
  • Тесная связь религиозного вопроса с национальным менталитетом и борьбой за национальное самосознание;
  • Данные вопросы можно рассматривать в сравнении с ситуации в Московском государстве, что позволяет сделать выводы о различии украинского и русского православия.

    Основные аспекты проблемы:

    1.Отношение аристократии (магнатов) Украины к церкви.

    А. Активная позиция борцов за православие: К.Острожский. Создание научных и образовательных центров (Острожский центр).

    Б. Борьба с иерархами-сторонниками унии.

    В. Сеймиковая борьба - юридическая попытка отстоять православную церковь в Речи Посполитой.

    2.Отношение мещан к церкви.

    Создание братств, основу которых составляли мещане, стало удивительным феноменом украинских земель, изменившим привычное отношение 'миряне-церковь'.

    3.Отношение казачества к церкви.

    Казачество с конца XVI века играло самую активную роль в жизни украинской православной церкви. При непосредственном участии казачество и лично П.Сагайдачного была восстановлена православная иерархия в Украине. Посвящение украинских иерархов, совершенное патриархом Феофаном в Киеве (1620 г.), утверждение под давлением казачества Владиславом IV 'Статей или пунктов для успокоения руського народа' (1632 г.), ставших юридическим восстановлением православия в Речи Посполитой.

    Наряду с этим существует традиционная польская точка зрения (которую теперь активно поддерживает Н.Н.Яковенко), согласно которой казачество не было защитником религии, но являлось обычными грабителями с большой дороги. При этом отрицается религиозная направленность казацких восстаний.

    Материалы:

    Устав Львовского братства:

    1. "всякий желающий вступить в братство, должен дать вступного в братскую кружку 6 грошей. Живущие в городе братья должны сходиться в братский дом один раз в 4 недели, или по случившейся необходимости и чаще, и давать в 4 недели по полгроша в братскую кружку.

    2. Ежегодно братчики избирают из своей среды четырех старшин, которые по истечении года и дают отчет в общем собрании.

    "Если братья увидят и услышат, что при какой-либо церкви, или в другом братстве, живут не по закону миряне или духовенство, то они должны напомнить виновным словесно или письменно, а в случае невнимания к их замечаниям, братчики доносят о том епископу. А если и сам епископ пойдет против закона и станет править церковью не по правилам святых апостолов и св. отцов, то такому епископу да противятся все, как врагу истины".

    'Пункты для успокоения народа руського':

    "Свободно отправлять религиозные обряды, право поправлять и строить новые церкви, также госпитали, школы, семинарии, типографии и свободный доступ на городские должности не состоящим в унии во всех городах и местечках Речи Посполитой".

    Рекомендуемая библиография:

    Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003.

    Жукович П.Н. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией (1609г.). Вып. 1-2. СПб: типография М. Меркушева, 1903-1904.

    Лукашова С.С. Миряне и церковь: религиозные братства киевской митрополии в конце XVI в. М., 2006.

    Яковенко Н.М. Паралельний св?т. Досл?дження з ?стор?? уявлень та ?дей в Укра?н? XVI-XVII ст..К., 2002.

    Plokhy S. The Cossacks and Religion in Early Modern Ukraine. Oxford, 2001.

    На главную