Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/volodihin.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 05:33:01 2012 Кодировка: Windows-1251 |
![]() |
|
Характерной чертой становления белорусской национальной исторической школы является стремление ученых страны к популяризации исторических знаний. С этим связан заметный всплеск энциклопедической деятельности: за сравнительно короткий период выпущено несколько фундаментальных энциклопедических изданий, касающихся истории, этнологии и культуры Белоруссии. Среди них хотелось бы отметить следующие книги: "Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник" (Мн., 1990, вып. на рус. и белор. языках); "Археалог?я ? нум?зма-матыка Беларус?. Энцыклапедыя" (Мн., 1993); "Арх?тзктура Беларус?. Энцыклапедычны цаведн?к" (Мн., 1993); "Энцыклапедыя г?сторь?? Беларус?", том 1-й (Мн., 1993/. В популярных справочниках "100 пытанняу ? адказау з г?сторь?? Беларус?" (Мн., 1993) и "История Беларуси. Вопросы и ответы" (Мн., 1993) нашли свое отраѓжение усилия белорусских историков по созданию цельной концепции прошлого страны - не с польской или русской, а с собственно белорусской точки зрения.
Таким образом, следует признать вполне естественным и закономерным появление полного курса белорусской истории, во-первых, изложенного в соответствии с концепциями, выработанными национальной научной школой, и, во-вторых, пригодного для роли вузовского учебника. Такой книгой стали "Нарысы г?сторь?? Белаѓрус?". Составление подобного издания могло произойти и произошло лишь после нескольких лет напряженной работы.
Пока вышла только 1-я часть книги. Она включила в себя весь период истории Белоруссии от каменного века на территории страны до февральской революции 1917 г. Авторами собран богатый фактический материал. В его истолковании обнаруживаются ключевые положения концепции, принадлежащей национальной исторической школе, в том числе - освещение ранних стадий этногенеза белорусов в "археологический период"; особое внимание к истории Полоцкого княжества, как "истока белорусской государственности"; пристальный интерес к социально-политической истории Великого княжества Литовского, "историческими наследниками" которого названы белорусский и литовский народы; подчеркивание важного значения принятия церковной унии в 1596 г.; автономизация этнокультурных процессов Белоруссии от польского и русского влияния в XVI1I-XIX вв.; показ борьбы за самостоятельность Великого княжества Литовского в рамках Речи Посполитой и движения белорусской интеллигенции за "национальное возрождение" в Российской империи.
Издание выполнено в удобочитаемом, популярном стиле. Заслугами авторов следует считать добротный академизм в подаче конкретного материала и обращение к проблемам исторического развития не только в социально экономическом и политическом аспектах, но и с учетом религиозно-культурного контекста каждого периода.
Очерковая форма изложения создала для составителей издания объективные трудности: пришлось совмещать разделы, написанные на разном уровне проявления радикализма национальной исторической концепции. Так например, автор VI-го и VII-го разделов (вторая половина XIX - начало XX в.) М.В.Бич существенно более радикален, чем, например, коллектив авторов Ш-го раздела (XIII - первая половина XVII в.): П.А.Лойко, З.Ю.Копысский, М.Ф.Спиридонов, Г.Я.Голенченко, Л.С.Иванова, - проявивших в освещении "острых" вопросов максимум умеренности и научной осторожности.
Разумеется, результатом подобного совмещения не могли не стать определенный терминологический разнобой и (в ряде случаев) концептуальная неопределенность. Центральной проблемой белорусской исторической науки наших дней является вопрос о периодизации и самом характере генезиса белорусского этноса. Именно эта проблема, пронизывающая несколько периодов, отраженная в пяти из семи разделов, не получила цельности и единства в изложении. На страницах книги она представлена как коллекция незавершенных процессов. "Белорусский этнос" начинает складываться на основе балто-славянского синтеза не позднее XII в. (с. 74), как полагают авторы соответствующей главы Т.М.Коробушкина и Г.В.Штыхов. Г.Я.Голенченко приравнял понятия "этнос" и "народность" (с. 192), и с ХШ-го до XVII в. речь идет уже о "белорусской народности", хотя в рамках одного издания это вызывает некоторое удивление. На протяжении указанных столетий "этнос-народность" продолжает складываться и развиваться, и нигде не сказано, что он уже сложился. В V-м разделе "народность" превращается в "народ", а в VI-VII разделах вновь возвращается "этнос", причем во второй половине XIX в., как можно понять из текста, он уже существует, но когда закончилось его складывание остается неясно. Тем более странно, что уже в первой половине XIX в., согласно мнению С.А.Кузняевой, "складываются условия для становления белорусской нации" (с.290) из "белорусского народа". Окончание же формирования нации оказывается за пределами книги. С концепцией белорусского этногенеза в ее общем виде нельзя ни спорить, ни соглашаться, поскольку она просто собрана из слишком разнородных частей. Однако отдельные недостатки не столь уж сильно уменьшают позитивность самого факта выхода в свет подобного издания. Терминологическая и категориальная унификация - дело будущего, а "Нарысы г?сторь?? Беларус?" - реальный результат развития белорусской национальной науки, который может принести ощутимую просветительскую пользу десяткам тысяч студентов и просто любителей белорусѓской истории.
Д.М.Володихин