Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/dm3.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:40:13 2012
Кодировка: Windows-1251
Центр украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  


Рецензии

Suttner Е. Chr. Die katholische Kirche in der Sowietunion.Wurzburg: Verlag "Der Christliche Osten", 1992 - 108 S. ЗУТТНЕР Э.Х. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Рецензируемая книга написана известным специалистом по истории взаимоотношений католического и православного миров, теологом, заведующим кафедрой восточных церквей факультета католической теологии Венского университета. Она представляет собой сжатый очерк истории католической и греко-католической (униатской) церквей в СССР и поэтому в значительной части посвящена католикам Украины и Белоруссии.

Во вводных разделах Зуттнер предлагает вниманию читателя лаконичное, но наполненное тем не менее богатой информацией описание положения католиков в России "старого режима". Он подчеркивает разницу между католиками, вышедшими из лона униатской церкви, католиками-иммигрантами или потомками иммигрантов и немногочисленными группами русских католиков. Определенные затруднения возникают у автора тогда, когда перед ним встает задача обобщить информацию о положении католиков в Советской России 1920-х годов. Этот период никак не подпадает под определение "полицейский режим". Католические общины действовали в это время сравнительно свободно, а деятельность представителя Ватикана в России М. д' Эрбиньи, который лишь упомянут в книге, свидетельствует о надеждах Ватикана на широкое распространение католицизма (непосредственно или в форме унии) в "стране Советов". Равным образом сложно - особенно в книге небольшого объема - оказалось проинтерпретировать деятельность греко-католической церкви в годы войны.

Наибольший интерес вызывают главы, посвященные судьбам униатской церкви в Западной Украине и Закарпатье в послевоенные годы. Этот сюжет составляет, пожалуй, центр всей книги профессора Зуттнера. Освещая события, приведшие к ликвидации греко-католической церкви в СССР и осмысливая их в церковно-исторической, теологической и собственно исторической перспективе, автор использует очень большой массив материалов. В частности, он обращает внимание на то, что советская политика пыталась использовать православную церковь не только в СССР, но и за его пределами как средство распространения коммунистического влияния. Э. Зуттнер считает даже возможным говорить о попытке превратить Москву в своего рода "Ватикан всемирного православия" (с.45). В какой-то степени аналогичные надежды некоторое время возлагались и на католическую церковь. Этим объясняется первоначально мягкое и даже вполне миролюбивое отношение советских властей к католической и униатской церквам на освобожденных от немцев территориях. Автор книги очень ясно показывает, что перемена в курсе советской политики была ответом на однозначно непримиримую позицию, занятую Римом и заявленную, в частности, в рождественской проповеди папы накануне 1946 года.

Самое существенное в предложенной Зуттнером концепции дальнейших событий состоит в том, что вся ответственность за акции в отношении греко-католиков (униатов) в 1946 году и позднее возлагается на правительство СССР. Русская Православная церковь, ее иерархия и, в частности, патриарх Алексий были принуждены сыграть ту роль, какую они сыграли в попытке искоренить унию и католицизм в Западной Украине и Закарпатье. Очень интересен и весьма убедителен вывод автора, что пастырское послание патриарха Алексия, опубликованное в 1946 году и касающееся униатов, написано вовсе не им, то есть является фальсификатом (С.57-60). Зугтнер приходит к этому заключению после сопоставления идей этого сочинения с экклезиологическими взглядами Алексия и его учителя Сергия, известным по другим публикациям. Контраст оказывается, действительно, совершенно отчетливым.

В книге показано, что "стрелочниками" (выражение самого автора) при подготовке Львовского собора 1946 года и последующих акций были советские органы. Православной церкви выпала лишь незавидная роль исполнителя принятых коммунистической властью решений. Однако, представляется, что профессор Зуттнер идет слишком далеко в оправдании позиции московской патриархии, когда пишет, что "одобрение патриархом и его синодом посвящения в сан" новых епископов вместо прежних греко-католических иерархов может быть понято как следствие неразвитости экуменического мышления в те годы. Благодаря этому создание параллельной иерархии не воспринималось как прозелитизм (с.72).

В книге коротко рассмотрены также события, приведшие к ликвидации униатской церкви в Закарпатье, положение католиков в Молдавии (Бессарабии) и Средней Азии в послевоенные годы и радикальные перемены в положении и состоянии католической церкви в годы перестройки. Автор не считает возможным дать сколько-нибудь однозначную оценку тем трениям и конфликтам, которыми в последние годы отмечены взаимоотношения между католиками восточного обряда и православными в Украине и Белоруссии. И это понятно, поскольку новая ситуация тольѓко начинает складываться у нас на глазах. Но зато совершенно однозначно убедительно звучит призыв профессора Зуттнера к пересмотру привычных взглядов на проблемы взаимоотношений католической и православной церквей и выработке новых норм межконфессионального сосуществования. Этот призыв звучит особенно убедительно в устах авторитетного теолога и историка, подкрепившего свои выводы всем составом написанной книги, вобравшей в себя (что видно и из очень обширной библиографии в примечаниях) богатый опыт предшествующих исследований.

M.B. Дмитриев

На главную