Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.innovation.msu.ru/article_final.doc
Дата изменения: Tue Dec 4 12:35:41 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:36:58 2012
Кодировка: koi8-r

Аналитическая статья
о работе Управления инновационной политики и организации инновационной
деятельности в рамках выполнении задачи 9.2.1 «Создание системы
дополнительного образования в сфере инновационного бизнеса и популяризация
инновационного предпринимательства в академической среде» в 2006 - 2007
годах

Введение
Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики - повышение
ее конкурентоспособности за счет перевода на инновационный путь развития.
Инновации являются важнейшим элементом конкурентоспособности бизнеса,
важнейшим фактором повышения благосостояния общества и основой
взаимовыгодных взаимоотношений между наукой и промышленностью.
Специфика нынешней ситуации в России заключается в том, что в стране
имеются значительные фундаментальные заделы и высококвалифицированные
научные кадры, и в то же время крайне слаба ориентация этого инновационного
потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах
деятельности. Основные трудности в реализации инновационного потенциала
связаны с отсутствием в стране целостной и комплексной инновационной
инфраструктуры, одним из ключевых элементов которой являются сферы
экономического образования и квалифицированного консультационного сервиса в
области инновационного предпринимательства (предпринимательства в научно-
технической сфере). Отсутствие достаточного количества квалифицированных
инновационных (технологических) менеджеров, владеющих знаниями и навыками
коммерциализации результатов научно-технической деятельности, управления
малыми инновационными (технологическими) компаниями, существенно сдерживают
инновационную активность в стране.
В настоящее время в системах базового и дополнительного образования
российских государственных университетов ощущается явный дефицит
современных программ подготовки по инновационному предпринимательству,
ориентированные на разный квалификационный, функциональный и
образовательный уровень слушателей. Большинство российских образовательных
программ по подготовке менеджеров инновационной сферы ориентированы на
проведение краткосрочных курсов повышения квалификации, имеющих, как
правило, узкую направленность и пассивные методы образовательного процесса.

Следует отметить, что у большинства руководителей инновационной сферы
и менеджеров инновационных компаний нет современных и системных знаний в
области управления объектами интеллектуальной собственности, трансфера
(коммерциализации) результатов исследований и разработок, маркетинга
инноваций, управления инновационными проектами и компаниями и т.п.
Многоуровневая подготовка и консультационный сервис менеджеров
инновационной сферы является необходимым условием для инновационного
развития российской экономики и эффективного трансфера результатов учебно-
научной деятельности.
Для преодоления сложившейся ситуации необходимо обеспечить современную
(международного уровня) комплексную многоуровневую систему подготовки
специалистов инновационной сферы в сочетании с профессиональным
консультированием инновационного бизнеса.
В этой связи целью нашего подпроекта (задачи) является создание
системы дополнительного образования в сфере инновационного бизнеса в МГУ
им. М.В. Ломоносова и популяризация инновационного предпринимательства в
академической среде.
Для достижения этой цели был разработан комплекс мероприятий на 2006
-2007 годы.
В рамках подпроекта (задачи) успешно реализованы следующие
мероприятия:

Мероприятие 9.2.9. Создание электронных баз данных ("Иновационные проекты
МГУ"; "Контрактные исследования в МГУ"; "Консультационные услуги МГУ").

Цель работы: создание информационной системы, позволяющей объединить и
эффективно обрабатывать данные по результатам научно-технической
деятельности, разработкам и технологиям Московского университета,
обладающих коммерческим потенциалом. Собранная и обработанная информация
может служить основой как для оценки научных разработок и технологий, так и
для выбора механизма их трансфера.
Эта работа является логическим продолжением начатой в прошлом году
деятельности по выявлению результатов учебной и научно-технической
деятельности МГУ им. М.В. Ломоносова, имеющих практическое применение и
коммерческий потенциал. На базе полученных результатов анкетирования
сотрудников 10 структурных подразделений Московского университета
экспертами были отобраны проекты, имеющие реальные перспективы
коммерциализации в ближайшие 3 года. Эти проекты составили основу
электронной базы данных «Инновационные проекты МГУ». Дополнительно в базу
данных были включены проекты малых инновационных предприятий (компаний)
МГУ, прошедших сертификацию согласно Временному Положению «О малых
инновационных предприятиях (компаниях) МГУ им. М.В. Ломоносова».
Результаты анкетирования 2006 г. легли в основу и двух других баз
данных:
1) "Контрактные исследования в МГУ", куда вошли те НИОКР,
которые дополнительно могут реализовываться на факультетах и
структурных подразделениях МГУ по заказам промышленных
предприятий и компаний. База содержит подраздел «Приборная
база», где содержится информация о научном оборудовании,
имеющимся в структурных подразделениях МГУ, его возможностях
и областях применения.
2) «Консультационные услуги МГУ» - содержит данные о
возможностях структурных подразделений МГУ и их сотрудников в
области консультационных услуг и образовательных (обучающих)
программ. Под последними понимаются лекции, семинары,
практические занятия, тренинги на рабочем месте, мастер-
классы и т.д., направленные на подготовку и переподготовку
специалистов в конкретной предметной области.
Работа с базами данных возможна с сайта Центра трансфера технологий
МГУ. Исходя из новых задач и возможностей, была разработана новая структура
сайта ЦТТ МГУ, созданы главные элементы визуального оформления
навигационный структуры, позволяющей не только работать с базами данных, но
и получать необходимую информацию по законодательной базе в области
интеллектуальной собственности и трансфера технологий, по проводимым
конкурсам инновационных проектов, по организуемым специализированным
выставкам и т.д.
Для работы с базой данных «Инновационные проекты МГУ» была разработана
система привилегий пользователей сайта (администраторы, руководители
направления, руководители проекта, неавторизованные пользователи) с
возможностями добавления дополнительных уровней привилегий; предусмотрена
возможность работы поисковой системы, позволяющей провести выборку проектов
по заданным параметрам (например, отраслевая принадлежность, степень
готовности технологии, необходимые ресурсы и т.д.); создана система защиты
информации от несанкционированного доступа.
Создание подобных баз данных является необходимым мероприятием по
выявлению и первоначальной оценке интеллектуальной собственности, созданной
на факультетах и структурных подразделениях МГУ.
Следующий важный шаг - вовлечения этой собственности в хозяйственный
оборот. Однако для этого дополнительно необходимо выполнение следующих
условий.

В первую очередь - изменение действующей законодательной базы в
области интеллектуальной собственности и трансфера технологий. Главная
проблема заключается в том, что на сегодняшний день научные институты и
ВУЗы не могут сегодня реализовать свои права продажи лицензий и уступки
патентных прав, так как с 2005 года по решению Минфина России и
Федерального казначейства действует запрет на использование средств,
поступающих в институты в качестве лицензионных платежей. Поэтому в
настоящее время патенты - мертвый груз для ВУЗов. На их оформление надо
тратить время, средства, тогда как включить в хозяйственный оборот
интеллектуальную собственность, которую они защищают, невозможно!
В настоящее время законодательная база, касающаяся интеллектуальной
собственности и передачи технологий, претерпевает сильное изменение:
принято Постановление правительства Российской Федерации ?685 «О порядке
распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности»; с 01
января 2008 года вступает в силу IV часть Гражданского кодекса РФ;
готовится к принятию целый ряд новых законов и нормативных документов;
вносятся изменения в уже существующие законодательные акты.
Так, в настоящее время готовятся к принятию два Постановления
Правительства РФ «Об условиях распоряжения федеральными государственными
учреждениями правами на результаты научно-технической деятельности,
полученные за счет средств федерального бюджета» и «Об использовании
средств, поступивших в результате реализации прав на полученные за счет
средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности
гражданского назначения». Принятие этих постановлений должно позволить
федеральным государственным учреждениям в полной мере распоряжаться
результатами своей научно-технической деятельности (РНТД), в том числе по
лицензионным договорам и договорам уступки прав третьим лицам.
Из этого вытекает второе условие - необходимость создания нормативно-
правовой базы МГУ в области инновационной деятельности и управления ИС. Это
очень серьезная работа, надо сформулировать правила и разработать
положения, по которым будет проходить инновационная деятельность в
университете. В группу разработчиков должны входить экономисты, юристы,
специалисты по нематериальным активам, патентоведы. Причем, помимо
сотрудников университета целесообразно привлекать к работе внешних
специалистов - например, патентоведов и специалистов в области оценки
нематериальных активов. Естественно, работа такой группы должна быть
оплачена. В качестве возможного источника финансирования деятельности этой
рабочей группы можно рассматривать межфакультетские проекты, утверждаемые
Комиссией МГУ по научным вопросам.
Третьим условием является разработка патентно-лицензионной политики
МГУ с учетом получения финансового (коммерческого) результата при повышении
конкурентоспособности результатов интеллектуальной деятельности. Здесь в
первую очередь надо говорить о воссоздании патентной службы в Московском
университете, деятельность которой должна быть направлена не только на
оформление и охрану интеллектуальной собственности, но и на активное
вовлечение ее в хозяйственный оборот.
Решение вышеуказанных задач позволит превратить интеллектуальную
собственность Московского университета из мертвого груза в ценнейший
нематериальный актив, который может стать основой партнерства университета
с промышленностью и обеспечить приток средств из материального производства
в научную и образовательную сферу.

Мероприятие 9.2.11. Написание и подготовка к изданию учебного пособия
«Развитие инновационного предпринимательства в высшей школе»
В рамках реализации проекта «Создание системы дополнительного
образования в сфере инновационного бизнеса и популяризация инновационного
предпринимательства в академической среде» Научным парком МГУ им. М.В.
Ломоносова была разработана и апробирована инновационная образовательная
программа, которая включает два основных направления:
V проведение лекций, семинаров, тренингов и деловых игр по
инновационному предпринимательству;
V проведение конкурса бизнес-планов инновационных проектов.
Разработана система подготовки и обучения студентов, аспирантов,
молодых учёных, а также сотрудников и руководителей малых инновационных
предприятий успешной работе в сфере инновационного бизнеса. Сформирован
учебный курс семинаров и практических занятий, построен перечень и план
проведения деловых игр, способствующих быстрому усвоению участниками нового
материала и приобретению необходимых навыков для реализации инновационных
проектов.
Построена система информационной поддержки проводимых мероприятий:
создан собственный сайт образовательной программы www.successformula.ru, на
котором размещаются последние новости, учебные материалы, презентации
спикеров, а также другая полезная информация, публикуются результаты и
подводятся итоги реализованных мероприятий.
Цели и задачи
Основной целью образовательной программы является вовлечение студентов,
аспирантов и молодых учёных в сферу инновационного предпринимательства,
повышение уровня их знаний и компетенций, что в свою очередь позволит
ускорить и усовершенствовать процессы создания, развития и продвижения
инновационных технологий.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
V Проводятся лекции, семинары и деловые игры в области инновационного
предпринимательства: по основам коммерциализации инновационных
технологий, по бизнес-планированию, финансовому планированию,
управлению проектами, маркетингу, тактике реализации инновационного
проекта, защите интеллектуальной собственности.
V Разрабатывается программное и учебно-методическое обеспечение
образовательных мероприятий, в том числе для предоставления
возможности проведения подобных программ другими ВУЗам и научно-
техническими центрами.
V Проводится конкурс молодёжных инновационных проектов.
Участники образовательной программы проходят тренинги по приобретению
навыков эффективного взаимодействие в команде, получают знания в сфере
инновационного предпринимательства от ведущих экспертов и профессионалов
этой области. В проведении учебных занятий, а также в судействе конкурсов
молодёжных инновационных проектов участвуют: Лавренко В.С., руководитель
компании Nigma.ru; Попов Аркадий, менеджер венчурного фонда «Русские
технологии»; Медников Андрей, RPMP IPMA, менеджер проектов МИФ
«Инфотехника»; Сергеев Александр, профессор, бизнес-тренер; Ян Давид,
основатель и руководитель компании ABBYY; Митюшин Николай, корпорация
Intel, менеджер по работе с высшими учебными заведениями; Тимашев Ратмир,
президент ABRT Venture Fund (Andrey Baronov & Ratmir Timashev) и CEO
компании Amust Software; Зоммерс Олег, руководитель венчурного фонда
«Horizon Emerging Technologies» и другие.
Апробация и опыт
Разработанные учебно-методические материалы и бизнес-кейсы проходят
апробацию в рамках ежегодной образовательной программы «Формула успеха».
Научный парк МГУ им. М.В. Ломоносова проводит образовательную программу
«Формула успеха» уже четвёртый год. Программа предоставляет возможность
молодым учёным, студентам и аспирантам пройти на базе МГУ бесплатный курс
основ инновационного предпринимательства и разработки инвестиционных
проектов. В образовательной программе ежегодно принимают участие до 280
человек и 20 проектов на стадиях реализации Посев и Стартап из различных
регионов России. Помимо лекционных и практических занятий курс включает до
18 деловых игр по различной тематике. В 2007 году к участию в «Формуле
успеха» приглашены малые инновационные предприятия, которым программа
интересна возможностью привлечения перспективных сотрудников, получения
инвестиций, перспективой развития новых направлений своей деятельности.
А также в этом году Научный парк МГУ стал победителем московского
конкурса «на оказание услуг по обучению руководителей и сотрудников малых
предприятий в инновационной сфере по направлению «Основы коммерциализации
НИОКР». Цель данного обучения: совершенствование знаний и компетенций
руководителей и сотрудников малых инновационных предприятий в области
коммерциализации НИОКР. На сегодняшний день по этой программе прошли
обучение 92 победителя конкурса программы Минобрнауки РФ и Фонда содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «УМНИК»
(Участник молодёжного научно-исследовательского конкурса). До конца ноября
планируется обучить ещё не менее 100 человек.
Учебные и методические материалы
На основе собранных материалов и опыте проведения различных
образовательных мероприятий разработано и готовится к изданию учебное
пособие «Развитие молодежного инновационного предпринимательства в высшей
школе». Пособие будет содержать сформированный учебный курс семинаров и
практических занятий, перечень и план проведения деловых игр,
способствующих быстрому усвоению участниками нового материала и
приобретению необходимых навыков для реализации инновационных проектов. В
подготовке книги приняли участие ведущие преподаватели МГУ им. М.В.
Ломоносова, эксперты инновационного бизнеса, руководители и менеджеры
российских и зарубежных инновационных компаний, венчурных фондов,
государственных инвестиционных фондов.
В настоящее время материалы учебного пособия проходят дальнейшую
апробацию в рамках образовательной программы для руководителей и
сотрудников малых предприятий в инновационной сфере по направлению «Основы
коммерциализации НИОКР».
Опыт реализации образовательных мероприятий показал их высокую
социально-экономическую значимость. Обладая большим научно-техническим
потенциалом, ВУЗы, исследовательские и технологические центры зачастую не
имеют необходимых знаний, навыков и возможностей коммерциализации
инновационных разработок (например, отсутствие квалифицированных
специалистов в области экономики и управления инновационными проектами).
Организация образовательных программ является необходимым условием развития
инновационного потенциала.

Мероприятие 9.2.6. Разработка функционально-модульной программы
"Инновационный бизнес и предпринимательство" для повышения квалификации
специалистов нновационной сферы, предпринимателей и менеджеров
инновационных компаний и проектов.
Подготовлены учебно-методические материалы по вопросам создания и
управления инновационной компанией в рамках функционально-модульной
программы «Инновационный бизнес и предпринимательство». Подготовленные
материалы апробируются в формате специализированного проекта [pic] (см.
http://www.innovationstudio.ru) Целью проекта является развитие
инновационного предпринимательства в академической среде посредством
обучения студентов классического ВУЗа основам предпринимательства в сфере
высоких технологий, формирование инновационных команд, подготовка и
презентация инновационных проектов. Особенностью настоящего проекта
является комплексный (междисциплинарный) подход, в рамках которого:
. объединяются усилия специалистов в сферах управления (экономики) и
информационных технологий для коммерциализации инноваций;
. обеспечиваются современные методы активного обучения (анализ
конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.) с индивидуальным
подходом;
. принимают участие специалисты-практики и зарубежные эксперты;
. применяются проектные и групповые методы обучения с созданием
междисциплинарных инновационных команд из студентов естественнонаучных
и экономического факультетов МГУ им.М.В.Ломоносова.
Предполагается, что сформированные и подготовленные междисциплинарные
инновационные команды будут участвовать в конкурсах бизнес-планов («Формула
успеха», «БИТ» и т.д.), представлять проекты на программе «СТАРТ» и других
программах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-
технической сфере.
Корпорация Intel в партнерстве с университетом Калифорнии Беркли (The
University of California, Berkeley) обеспечат доступ к лучшему мировому
опыту обучения в сфере высокотехнологического предпринимательства.
Успешная реализация настоящего проекта внесет значительный вклад в
развитие инновационной инфраструктуры классического ВУЗа. обеспечивающая
коммерциализацию инноваций и подготовку нового поколения специалистов для
качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к
модели устойчивого инновационного развития.
В период СЕНТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 2007г. проведится вечерняя программа обучения,
сформированы междисциплинарные инновационные команды, которые активно
работают над подготовкой инновационных проектов, а в декабре 2007г.
представят свои проекты на конкурсе бизнес-планов.
Весной 2008г. планируется проведение методических семинаров для
преподавателей российских университетов с целью распространения опыта
преподавания инновационного предпринимательства в МГУ имени М.В.Ломоносова.


9.2.13. Повышение квалификации научных сотрудников, преподавателей и
административно-управленческого персонала в сфере инновационного бизнеса и
инновационного предпринимательства.
Для оказания услуг по организации и проведению программ повышения
квалификации научных сотрудников, преподавателей и административно-
управленческого персонала университета в сфере инновационного бизнеса и
инновационного предпринимательства МГУ им.М.В.Ломоносова подготовлен и
реализован конкурс на оказание данных услуг. В конкурсе одержала победу
Schulich School of Business, York University (Торонто, Канада), которая
входит в число 10 лучших школ бизнеса мира по рейтингу Economist
Intelligence Unit (EIU).
Schulich School of Business в тесном контакте с МГУ имени М.В.Ломоносова
выполнила следующие виды работ (услуг):
- разработана программа повышения квалификации преподавателей и научных
сотрудников в сфере инновационного бизнеса и инновационного
предпринимательства с полным набором дидактических элементов (целевая
аудитория, цели и задачи, методы обучения, структура и логика, учебно-
методические материалы и т.д.);
- разработана программа повышения квалификации административно-
управленческого персонала в сфере инновационного бизнеса и инновационного
предпринимательства с набором дидактических элементов (целевая аудитория,
цели и задачи, структура и логика, учебно-методические и информационные
материалы и т.д.).
- подготовлен полный цикл сервиса для участников (слушателей) программ
повышения квалификации, включая организацию авиационного перелета, оплату
медицинских страховок на время участия в программе, оплату визовых сборов,
местную транспортировку, обеспечение индивидуального проживания высокого
класса на территории кампуса школы бизнеса, обеспечение «здорового
питания», обеспечение обучения с использованием современной аппаратуры,
позволяющей отрабатывать технику презентаций, доступ к интернету (WiFi),
доступ к спортивному комплексу, организацию поездок для ознакомления с
инновационной инфраструктурой.
Цель программ «Повышения квалификации научных сотрудников, преподавателей и
административно-управленческого персонала в сфере инновационного бизнеса и
инновационного предпринимательства» состоит в следующем:
- дать преподавателям и научным сотрудникам современные знания и выработать
необходимые умения преподавания, разработки учебных программ курсов и
учебно-методических материалов, а также проведения исследований в сфере
инновационного бизнеса и предпринимательства. Полученные информация,
знания, выработанные умения и приобретенные контакты во время стажировки
позволят научным сотрудникам и преподавателям МГУ им.М.В.Ломоносова
разработать высококачественные учебные программы (в том числе
международные) в сфере инновационного бизнеса и предпринимательства, а
также повысить эффективность осуществления исследовательских программ в
Российской Федерации.
- дать административно-управленческому персоналу современные знания в
сферах инновационного предпринимательства, организации инновационной
деятельности и трансфера технологий (оценка коммерческой значимости,
маркетинга, финансирования инновационных проектов и управления
инновационными компаниями и т.д.) для эффективной коммерциализации
инноваций созданных в МГУ им.М.В.Ломоносова. Полученные информация, знания
и приобретенные контакты во время стажировки позволят административно-
управленческому персоналу повысить эффективность коммерциализации
университетских инноваций.
Управлением инновационной политики МГУ имени М.В.Ломоносова проведен
конкурсный набор и сформированы две группы слушателей, которые будут
проходить повышение квалификации в Schulich School of Business, York
University (Торонто, Канада).
Schulich School of Business должна достигнуть следующих целей в
отношении участников (слушателей) программы:
- Обеспечить понимание процессов инновационного предпринимательства,
коммерциализации инноваций, создания и развития инновационного бизнеса;
- Познакомить слушателей с лучшей практикой преподавания дисциплин и
научных исследований, связанных с инновационной экономикой и ведением
технологического бизнеса, в целях использования этой практики в программах
повышения квалификации и дополнительного образования менеджеров российских
инновационных компаний и руководителей проектов;
- Дать современные знания и выработать необходимые умения преподавания,
разработки учебных программ курсов и учебно-методических материалов, а
также проведения исследований в сфере инновационного бизнеса и
предпринимательства;
- Ознакомить с опытом организации и маркетинга программ повышения
квалификации специалистов технологических компаний и инновационных
проектов;
- Дать административно-управленческому персоналу современные знания в
сферах инновационного предпринимательства, организации инновационной
деятельности и трансфера технологий. Ознакомить с последними достижениями в
области коммерциализации инноваций на североамериканском рынке.
- Познакомить с североамериканской инновационной инфраструктурой,
организовать контакты с экспертами в сфере инновационного бизнеса.
- Познакомить с системой государственной поддержки инновационной
деятельности в северной Америке.

9.2.14.1. Повышение квалификации научных сотрудников, преподавателей и
административно-управленческого персонала в сфере инновационного бизнеса и
инновационного предпринимательства.
Подготовлено и передано в Дирекцию инновационной программы техническое
задание для размещение котировок для организации, претендующей на право
заключения государственного контракта на услугу по организации программы
повышения квалификации сотрудников МГУ им.М.В.Ломоносова по вопросам
обучения в сфере инновационного бизнеса и инновационного
предпринимательства в зарубежных университетах, организации и управления
университетскими центрами предпринимательства и инноваций и бизнес-
инкубаторами. Основные темы программы повышения квалификации:
1.1. организация и управления университетскими центрами
предпринимательства и инноваций и бизнес-инкубаторами, расположенными в
центральной, западной и восточных регионах США;
1.2. обучение в сфере инновационного бизнеса и инновационного
предпринимательства в университетах, расположенных в центральной, западной
и восточных регионах США;
1.3. стратегии выхода для инновационных российских инновационных компаний
на североамериканский рынок и бизнес-модели организаций, реализующих
поддержку для такого рода компаний.
Планируется посещение центров предпринимательства и инноваций и бизнес-
инкубаторов при университетах (бизнес школах) в центральной, западной и
восточных регионах США для практического ознакомления с организацией и
операционной деятельностью, установления беловых контактов и проведения
переговоров о сотрудничестве.

9.2.14.2 Повышение квалификации научных сотрудников, преподавателей и
административно-управленческого персонала в сфере инновационного бизнеса и
инновационного предпринимательства.
Повышена квалификация 1 преподавателя по вопросам подготовки программ
и преподавания инновационного предпринимательства на семинаре «European
Entrepreneurship Colloquium on Participant-Centered Learning (EECPCL)»,
Harvard Business School, Boston-Cambridge, USA, 20-28 July 2007.
Повышена квалификация 9 преподавателей (научных сотрудников) на
семинаре «Прямые инвестиции и венчурный капитал» в рамках III Российского
венчурного форума, С.Петербург, 10-12 октября 2007г.

Заключение
В целом план мероприятий в соответствии с задачей «Создание системы
дополнительного образования в сфере инновационного бизнеса в МГУ им. М.В.
Ломоносова и популяризация инновационного предпринимательства в
академической среде» выполняется в соответствии с ранее утвержденным
графиком.
За два года сформирован коллектив исполнителей, обладающих необходимыми
компетенциями в этой области. По материалам ряда мероприятий сформированы
учебные программы и уже сегодня по ним обучается молодежь московского
региона.
Создан хороший задел для дальнейшего развития этого направления
инновационной деятельности.

-----------------------
13