Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.inpro.msu.ru/files/am/aprobation.doc
Дата изменения: Tue Dec 11 14:57:39 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:31:52 2012
Кодировка: koi8-r

Апробация рекомендаций и корректировка нормативных документов,
обеспечивающих внутреннюю и внешнюю академическую мобильность, с участием
представителей инновационных вузов и вузов-членов Ассоциации классических
университетов России

На апробацию были представлены следующие проекты нормативных
документов:
1. Положение об индивидуальной академической мобильности студентов,
аспирантов, преподавателей и сотрудников в Московском государственном
университете имени М.В. Ломоносова;
2. Положение о порядке организации и реализации в Московском
государственном университете имени М.В. Ломоносова совместных
образовательных программ;
3. Порядок признания периодов обучения и перезачета дисциплин, пройденных
в зарубежных образовательных учреждениях, в Московском государственном
университете имени М.В. Ломоносова.

Апробация проводилась в рамках следующих мероприятий:
- учебно-методический семинар «Международные правовые нормы и технология
приема и выпуска документов об образовании при трансграничных
образовательных траекториях» (Москва (МИЭМП) - Звенигород, 15-17 мая
2007г.);
- V Всероссийская конференция «Интеграция университетов России в мировое
образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей»
(Анапа, 21-23 сентября 2007г.)
- XV Всероссийская школа-семинар «Интеграция университетов России в мировое
образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей»
(Новороссийск, 24-29 сентября 2007г.).

В апробации принимали участие 122 представителя (списки участников:
Приложение 1 и Приложение 2) 62-х вузов из 25-и городов России (Москва,
Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Томск, Тольятти, Ижевск,
Владимир, Астрахань, Уфа, Владивосток, Казань, Ковров, Краснодар,
Новомосковск, Рязань, Химки, Майкоп, Улан-Удэ, Иваново, Новосибирск,
Архангельск, Таганрог, Ханты-Мансийск) и 5-ти региональных Центров
академической мобильности:

Высшие учебные заведения
1. Адыгейский государственный университет
2. Астраханский государственный университет
3. Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
4. Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им.
В.Р.Филиппова
5. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
6. Владимирский государственный университет
7. Владимирский институт бизнеса
8. Ивановский государственный архитектурно-строительный университет
9. Институт специальной психологии и педагогики,
10 Институт управления, бизнеса и права
11. Казанский государственный энергетический университет
12. Казанская государственная техническая академия им. В.А.Дегтярева
13. Казанский государственный технологический университет
14. Кубанский государственный университет
15. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма
16. Международный независимый эколого - политологический университет
17. Международный университет в Москве
18. Московская международная высшая школа бизнеса Мирбис
19. Московская финансово-юридическая академия
20. Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный Технический
Университет)
21. Московский государственный академический художественный институт им.
В.И. Сурикова
22. Московский государственный индустриальный университет
23. Московский государственный лингвистический университет
24. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
25. Московский государственный технический университет гражданской авиации
26. Московский государственный университет леса
27. Московский государственный университет прикладной биотехнологии
28. Московский государственный университет экономики, статистики и
информатики
29. Московский институт экономики, менеджмента и права
30. Московский педагогический государственный университет
31. Московский психолого-социальный институт
32. Московский Технический Университет Связи и Информатики
33. Московский физико-технический институт (государственный университет)
34. Московская финансово-юридическая академия
35. Московский энергетический институт
36. Новосибирский государственный университет
37. Новосибирский государственный медицинский университет
38. Новомосковский институт (филиал) Российского химико-технологического
института им. Д.И.Менделеева
39. Российская международная академия туризма
40. Российский гидрометеорологический университет;
41. Российский государственный аграрный университет им. Тимирязева
42. Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена
43. Российский государственный социальный университет
44. Российский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма
45. Ростовский государственный строительный университет
46. Российский университет дружбы народов
47. Рязанский филиал Московского института экономики, менеджмента и права
48. Самарский государственный технический университет
49. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный
университет
50. Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В.Плеханова
(технический университет)
51. Санкт -Петербургская государственная лесотехническая академия имени
С.М.Кирова
52. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 53.
Саратовский государственный социально-экономический университет
54. Северный государственный медицинский университет
55. Сургутский государственный университет
56. Таганрогский технический институт Южного федерального университета
57. Тольяттинский государственный университет
58. Томский политехнический университет
59. Удмуртский государственный университет
60. Югорский государственный университет
61. Южно-уральский государственный университет
62. Южный Федеральный Университет

Региональные Центры академической мобильности:
Российский Совет академической мобильности (РОСАМ)
Южно-Российский центр академической мобильности (ЮРЦАМ)
Верхне-Волжский региональный центр академической мобильности (ВВоРЦАМ)
Новосибирский межвузовский центр международного образования (НМЦМО)
Северо-Западный региональный центр академической мобильности.

В процессе апробации были сделаны следующие выводы.
- Развитие как внешней, так и внутренней академической мобильности
студентов, аспирантов, преподавателей и администраторов крайне важно для
эффективной реализации инновационных образовательных программ,
разрабатываемых МГУ и другими российскими университетами в рамках
инновационных образовательных проектов:
- Развитие академической мобильности в значительной степени сдерживается
отсутствием систематизированного нормативно-методического обеспечения
институционального уровня
- Разработанные представителями МГУ проекты положений об организации
академической мобильности и реализации совместных образовательных программ
отличаются системным подходом и в значительной степени восполняют пробелы,
имеющиеся в нормативно-методическом обеспечении международной деятельности
МГУ и других российских вузов
- Представляется целесообразным выделить в отдельное положение вопросы,
связанные с признанием периодов обучения и перезачета дисциплин.
- Представленные проекты достаточно глубоко проработаны, могут быть
приняты за основу.
- Представляется целесообразным использование представленных проектов в
качестве примерных для разработки нормативно-методического обеспечения
российских образовательных учреждений.

В процессе обсуждения участники апробации высказали свои замечания и
предложения, с учетом которых проекты документов могли бы быть
рекомендованы для использования российскими образовательными учреждениями
при разработке нормативно-методического обеспечения своей международной
деятельности в качестве примерных положений.

Рекомендации

информационно-методического семинара

«Международные правовые нормы и технология приема и выпуска
документов об образовании при трансграничных образовательных
траекториях»
(Москва, 15-17 мая 2007г.)


В ходе семинара были обсуждены следующие темы:


- Место международного сотрудничества и признания зарубежных
документов об образовании в институциональной стратегии российских
ВУЗов;

- Контроль и гарантии качества высшего профессионального образования;

- Современное состояние международной академической мобильности;

- Прием на обучение в российские образовательные учреждения граждан,
имеющих иностранные документы об образовании;

- Выпуск документов государственного образца о высшем профессиональном
образовании;

- Международные правовые акты в области признания. Конвенция о
признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в
европейском регионе;

- Проблемы признания зарубежных документов об образовании;

- Сравнительный анализ систем образования России и зарубежных стран;


- Проблемы участия российских университетов в совместных международных
образовательных программах;



В информационно-методическом семинаре приняли участие 49 сотрудников 28
факультетов и других подразделений МГУ имени М.В. Ломоносова.



Участники семинара отметили:

- существуют противоречия и коллизии в российской законодательной и
нормативной правовой базе, регулирующей решение вопросов признания
иностранных документов об образовании в РФ;

- для создания стабильно работающей системы подтверждения и признания
документов об образовании в соответствии с современной мировой
практикой необходимо внесение предложений по поправкам к российской
законодательной и нормативной правовой базе;

- во многих российских вузах отсутствует или слабо проработано
нормативно-методическое обеспечение решения вопросов по признанию
периодов обучения, отнесенных в ведение образовательных учреждений,
что препятствует развитию академической мобильности;

- возрастающий спрос на услуги по экспертизе и признанию зарубежных
документов об образовании;

- необходимость подготовки специалистов (экспертов и оценщиков) для
национальной сети экспертных центров по признанию зарубежных
документов об образовании и работы в российских университетах;

- необходимость привлечения экспертов к работе по аттестации и
аккредитации российских образовательных учреждений высшего и
среднего профессионального образования;

- необходимость продолжения практики проведения информационно-
методических семинаров по тематике, связанной с развитием
академической мобильности и признанию документов об образовании.

Участники семинара рекомендуют:

- продолжить работу по расширению российской национальной сети
экспертных центров признания зарубежных документов об образовании;

- факультетам МГУ более активно участвовать в работе по признанию
зарубежных документов об образовании;

- включить в перечень вопросов по аттестации и аккредитации вузов
вопросы признания зарубежных документов об образовании;

- продолжить и расширить практику регулярного и своевременного выпуска
информационных писем Рособрнадзора о признании документов
государственного образца о среднем (полном) общем образовании,
выданных на территориях стран СНГ и дающих право на поступление в
образовательные учреждения начального, среднего и высшего
профессионального образования Российской Федерации без свидетельств
об эквивалентности;

- предусмотреть расширение перечня государств, документы
государственного образца о среднем (полном) общем образовании
которых дают право на поступление в образовательные учреждения
начального, среднего и высшего профессионального образования
Российской Федерации без свидетельств об эквивалентности;

- выпустить инструктивное письмо о признании в Российской Федерации
документов, подтверждающих прохождение периодов обучения в
зарубежных образовательных учреждениях, и о правовых последствиях
такого признания (проект прилагается);

- обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и
науки с просьбой об установлении перечня зарубежных университетов-
партнеров МГУ, в соответствии с которым для документов об
образовании, свидетельствующих о прохождении в этих учебных
заведениях периода высшего образования, наличие свидетельства о
признании не является обязательным

- поддержать инициативы по совершенствованию нормативной правовой базы
признания иностранных документов об образовании в РФ, что даст
равные возможности и обеспечит соразмерную и объективную оценку
иностранных квалификаций для всех заявителей.

Приложение
к Рекомендациям информационно-методического семинара «Международные
правовые нормы и технология приема
и выпуска документов об образовании при
трансграничных образовательных траекториях»


Федеральные органы исполнительной
власти, имеющие в ведении
образовательные учреждения высшего,
среднего и начального
профессионального образования
Образовательные учреждения высшего,
среднего и начального
профессионального образования




О правовых последствиях признания
периода обучения в Российской Федерации


В связи с поступающими в Федеральную службу по надзору в сфере
образования и науки обращениями о признании в Российской Федерации
документов, подтверждающих прохождение периодов обучения в иностранных
образовательных учреждениях, Рособрнадзор информирует о следующем.

В соответствии с п. 2 статьи 23 Федерального закона Российской
Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в
редакции от 20 апреля 2007г. «Под признанием документов иностранных
государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об
ученых степенях и ученых званиях . понимается согласие соответствующих
органов государственной власти Российской Федерации на наличие законной
силы этих документов на территории Российской Федерации».

В соответствии с положениями Конвенции о признании квалификаций,
относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 1997г),
вступившей в силу в отношении Российской Федерации 30 июня 2001г., под
периодом обучения понимается «любая составная часть программы высшего
образования, которая была оценена и документирована и которая, хотя и не
представляет собой программу обучения, обеспечивает существенное
приобретение знаний или навыков».

В соответствии с п.13 Порядка признания и установления эквивалентности
(нострификации) документов об образовании иностранных государств об
образовании и ученых званиях, утвержденного Приказом Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации от 9 января 1997 г. ? 15
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля
1997г., регистрационный ?1260) свидетельство о признании документа об
образовании, выданного учебным заведением иностранного государства, дает
право на зачисление в учебное заведение, реализующее образовательные
программы соответствующего уровня на территории Российской Федерации, с
зачетом успешно пройденных ранее дисциплин. При этом документ об
образовании иностранного государства рассматривается в качестве
академической справки.

В соответствии с пунктом 2 Раздела 1 Порядка приема в государственные
образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие
учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами
исполнительной власти, утвержденного приказом Министерства образования
Российской Федерации от 14 января 2003г. ?50 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 06 февраля 2003г.,
регистрационный ? 4188), на первый и последующие курсы принимаются лица,
имеющие диплом государственного образца о неполном высшем профессиональном
образовании, академическую справку установленного образца о незаконченном
высшем профессиональном образовании или диплом государственного образца о
высшем профессиональном образовании различных ступеней. В соответствии с
этим, обладатели иностранных документов об образовании должны представить в
приемную комиссию имеющийся у них документ об образовании и свидетельство о
его признании в качестве документа, подтверждающего прохождение периода
обучения по программе высшего профессионального образования. От
необходимости представлять свидетельство о признании и/или эквивалентности
освобождены обладатели документов, полученных в Республике Беларусь.

Наличие вышеуказанных свидетельств о признании и/или эквивалентности
дает право ученому совету вуза своим решением установить эквивалентность
содержащихся в иностранном документе об образовании прослушанных в
зарубежном университете курсов курсам, содержащимся в соответствующем
государственном образовательном стандарте, и по окончании обучения внести в
приложение к диплому о высшем профессиональном образовании необходимую
запись (со звездочкой) и указанием зарубежного университета, в котором были
прослушаны эти курсы (в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи
документов государственного образца о высшем профессиональном образовании,
заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденной
приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. ? 65)

Следует иметь в виду, что в этих случаях в графе приложения к диплому
«Предыдущий документ об образовании» указывается, как правило, иностранный
документ о получении среднего (полного) общего или среднего
профессионального образования. Это влечет за собой необходимость
представления кандидатом на обучение также и свидетельства об
эквивалентности этого документа.

Аналогичный порядок может быть использован в случае совместных
образовательных программ, ведущих к получению так называемых «двойных»
степеней (дипломов).

Заместитель руководителя (подпись)

РЕШЕНИЕ

V ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ И XV ШКОЛЫ-СЕМИНАРА

«Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное
пространство с учетом региональных особенностей»

(21 - 29 сентября 2007 год, гг. Анапа, Новороссийск)



Конференция и школа-семинар обсудили новые тенденции в международной
академической мобильности и формировании инновационной образовательной
среды России. В разных формах работы конференции и школы-семинара приняли
участие представители Министерства образования и науки Российской
Федерации; ректоры, проректоры, руководители и сотрудники структур
управления международной деятельностью, образованием и наукой, сотрудники
Адыгейского, Бурятского, Владимирского, Волгоградского, Дальневосточного
путей сообщения, Ивановского архитектурно-строительного, Казанского
государственного университета (филиал в г. Набережные Челны), Московского
им. М.В. Ломоносова, Московского лингвистического, Московского
педагогического, Московского технического им. Н.Э. Баумана, Московского
экономики, статистики и информатики, Новосибирского, Новосибирского
медицинского, Российского гидрометеорологического, Российского социального,
Ростовского строительного, Самарского технического, Санкт-Петербургского
растительных полимеров, Саратовского социально-экономического, Сургутского,
Югорского, Южного Федерального, Южно-уральского, государственных
госуниверситетов; Камской государственной инженерно-экономическая академия
(г.Набережные Челны), Московского энергетического института
(технологического университета); Владимирского института бизнеса, Института
специальной психологии и педагогики (г. Санкт-Петербург), Института
управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону), Московского института
экономики, менеджмента и права, Ростовского института защиты
предпринимателя, Южно-российского университета; а также представители
Российского Совета академической мобильности, межвузовских и региональных
центров международного сотрудничества и академической мобильности Юга
России, Новосибирска, Верхней Волги, Партнерства британских университетов в
России (INTO University Partnership). Конференция организована при участии
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.



В ходе конференции были обсуждены следующие вопросы:



. международная составляющая в инновационных образовательных программах;

. российский и зарубежный опыт, перспективы совместных инновационных
образовательных программ ведущих к получению двойных дипломов;

. трансграничные инновационные образовательные и научные траектории;

. международные и российские правовые акты, регламентирующие
академическую мобильность и признание периодов обучения;

. институциональные структуры, содействующие реализации национальных и
международных инновационных проектов в образовании, науке и
технологическом развитии;

. опыт и проблемы координации интересов участников межвузовских
инновационных образовательных программ в образовании, науке и
технологическом развитии;

. инновационные образовательные и научные программы и система
стратегических партнерств университетов с промышленными предприятиями,
организациями социальной сферы и органами власти субъектов Федерации;

. особенности взаимодействия университетов с органами управления на
региональном уровне при создании и реализации инновационных
международных образовательных и научных программ;

. формирование системного подхода к реализации программ академической
мобильности в новых условиях как одного из базовых механизмов
реализации инновационных образовательных проектов и программ.



В рамках конференции и школы-семинара Московским государственным
госуниверситетом им. М.В. Ломоносова был проведен круглый стол по теме:
«Проблемы организации и реализации совместных образовательных программ».



Участники конференции и школы-семинара обратили внимание на следующие
особенности современного этапа развития образования, науки и международного
сотрудничества университетов России с учетом региональных особенностей.



Глобальные тенденции в мировой экономике, неотделимые от интеграционных
процессов в сфере науки, техники, общественных отношений - реальность
современной цивилизации. Развитие глобального инновационного общества
обуславливают новые стратегически важные функции сферы образования. В
сочетании с процессами глобализации усиливается роль университетов как
значимых субъектов регионального развития в формировании гуманитарного
капитала региона, как весомых фигур в местной структуре управления, в
развитии информационного общества, как центров интеллектуального и
культурного лидерства в регионе.

На фоне всех неопределенностей в развитии российской экономики
постепенно начинает просматриваться растущее понимание роли знания в
направленности экономических преобразований. Существенная активизация
федеральных инициатив по развитию инновационных процессов в России невольно
затронула различные регионы. Это существенно повышает социальную роль,
значимость и ответственность субъектов науки и образования, стимулирует
активность в объединении их усилий, а также в развитии теснейших
взаимосвязей секторов науки и образования с приоритетными отраслями
экономики в инновационном развитии регионов.

В России в силу ее природных особенностей, масштабов, исторических
особенностей развития сформировалась своя структура распределения
производства, освоения сырьевых ресурсов, развития науки и образования,
формирования и наращивания финансового капитала. При этом в российской
экономике сложилась деформированная система взаимодействия
интеллектуального и технологического ресурса страны с другими видами
ресурсов, практически парализовавшая развитие и использование первого.

Сегодня уже многие субъекты Федерации России рассматривают мероприятия
по формированию инновационной системы как основу структурной перестройки
местной экономики. Однако зачастую к вопросам территориально экономического
переустройства с комплексным акцентом на развитие инновационных процессов
мы подходим без серьезной методологической основы.

Понятие конкурентоспособности с необходимостью требует того, чтобы
темпы обновления научных и научно-технических результатов в направлениях
приоритетного развития территории и соответствующих инновационных
образовательных программ были, как минимум, не ниже изменения потребностей
рыночной среды в новых типах инновационной продукции и услуг.

Построение модельных решений инновационного развития территории должно
с неизбежностью сопровождаться построением и принципиально новых механизмов
управления, включая управление развитием науки и образования, формируемых с
учетом естественных рыночных ограничений и требований, которые необходимо
учитывать при формировании конкурентоспособной инновационной среды и
системы ее кадрового обеспечения. Во всех случаях на первый план, при
решении задач инновационного развития региона, выходит потребность в
создании механизмов ускоренного развития образовательного и научного
потенциала территории, выводе его на качественно новый уровень.

Темпы и условия развития высшего профессионального образования в
некоторых сырьевых регионах вызывают самые положительные оценки у
специалистов системы образования различных регионов страны. Но вместе с
тем, общий уровень высшего профессионального образования и науки в них, как
и во многих других регионах, объективно еще достаточно слаб для
полноценного кадрового обеспечения сложнейших процессов инновационного
развития. Это обстоятельство влечет за собой необходимость построения
самостоятельных программных разделов по привлечению в них опыта, знаний и
технологий инновационных центров страны и зарубежья с обязательной
отработкой механизмов развития в них соответствующих образовательных и
научных составляющих для формирования собственного местного кадрового
потенциала обеспечения новых для этих территорий инновационных процессов.
Таким образом, речь пошла о формировании принципиально новых для России
схем мобильности интеллектуального потенциала в решении задач
инновационного развития ее регионов.

Учитывая тот факт, что в современном мире университеты находятся в
условиях изменяющейся и многоуровневой конкурентной среды, разработка их
организационных стратегий должна принимать во внимание все сложности
проектирования внутренней и внешней коммуникации. Внешние взаимодействия
создают для вуза новые возможности и предложения использовать новые
институциональные рамки.

В системе университетского управления необходимо создание принципиально
новой системы организационной коммуникации, обеспечивающей координацию
агентских отношений, регулирование обязательств преподавателей и
сотрудников, снижение неопределенности организационной среды и уменьшение
проявлений оппортунистического поведения ее участников на всех уровнях
университетской иерархии. Изменение темпов производства, доставки и
устаревания научно-образовательных услуг и товаров сопровождаются
совершенствованием стратегий получения, обработки и использования
информации о них.

Особую актуальность приобретает развитие единой образовательной
информационной среды. Совместимость форматов хранения информации в
российском портале открытого образования с международными стандартами и
спецификациями в области представления образовательной информации создает
предпосылки для международной академической мобильности студентов,
слушателей и преподавателей. При этом становится возможным еще один вид
академической мобильности - мобильность образовательного контента. Это
означает, что учебный курс, представленный в универсальном формате может
распространяться в единой образовательной информационной среде на основании
договора о передаче прав, лицензионного соглашения и т.д.

Современный этап реализации программы модернизации отечественной
образовательной системы характеризуется государственными усилиями по
консолидации новых образовательных те