Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mgubs.ru/?sc=12&id=330
Дата изменения: Sat Apr 9 23:44:52 2016
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:44:52 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова





  Главная > О Школе > СМИ о нас

Сегодня элитные управленцы оказываются в центре общественной жизни - это порог нового этапа развития российского бизнеса, науки и образования. Об их подготовке мы беседуем с признанным и в России, и за рубежом специалистом в области менеджмента, профессором Олегом Самуиловичем Виханским, деканом Высшей школы бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова.

- Сегодня российское общество начинает осознавать, что такие сферы деятельности, как высокие технологии, наука и образование, требуют высокопрофессиональных управленцев. Высшая школа бизнеса МГУ успешно готовит таких специалистов. Какова специфика их подготовки?

- В последние годы произошли радикальные сдвиги, изменившие многие представления об управлении. В частности, требования к современному лидеру, управленцу в бизнесе и в научно-образовательной сфере, стали практически одинаковыми. Поэтому о менеджменте (не люблю это слово) в его классическом понимании уже говорить нельзя, поскольку это некая парадигма прошлых лет, которая сейчас умерла. В начале прошлого века, например, новые концепции управления рождались в отраслях, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых (возникновение менеджмента связывают с именем американского инженера Ф. Тейлора, занятого в сталелитейной промышленности). Потом акценты сместились в машиностроение, сферу, связанную с производством автомобилей. Сейчас современная идеология менеджмента опирается на высокотехнологичные отрасли.

За это время произошло революционное изменение и самих компаний. Начиная с 70 - 80-х годов прошлого века, на передний план выступили клиент и продукт, маркетинг и потребности. Компания сегодня - это в первую очередь сообщество людей. Появились 'ненормальные' для менеджмента формы - гибкие структуры, творческие коллективы (например, вместо конвейера в автомобилестроении получила распространение так называемая бригадная сборка, гибкий рабочий график). Развитие высоких технологий в конце 80 - 90-х годов, рынок которых стал опережать другие отрасли, привело к появлению новых идей. Возьмите, к примеру, появление Интернета, который изменил отношения между клиентом и бизнесом. Кардинально изменились бизнес-среда и экономика. Размываются границы между клиентами и компанией, смысл существования которой не только прибыль и даже не бизнес, а 'научение'. Организация должна постоянно учиться и развиваться, превращаясь в так называемую learning organization.

И мы в нашей школе готовим кадры по новой идеологии. Поэтому я бы предпочел говорить не о менеджере, а о новой категории управленческих кадров - 'вижионере', от слова 'vision' - видение. Этим английским словом обозначают способность видеть перспективу компании.

Какие проблемы возникают у управленцев в интеллектуальной сфере? Во-первых, задача превратить свою компанию в постоянно обучающуюся и развивающуюся learning organization. Во-вторых - создание knowledge organization, организации, накапливающей и распространяющей знания.

Сегодня набирает силу интересная идея, которую я полностью разделяю. Эра информационного общества, не успев развиться, уже закончилась, хотя и дала мощный толчок развитию бизнеса. Теперь начинается эра общества воображения. Если информационное общество оперирует имеющимися данными, то общество воображения - тем, чего нет, что нужно увидеть, понять, обобщив свои знания, и развить. Сегодня динамично изменяется структура самой организации, поэтому и управленческие кадры в таких организациях должны постоянно тренировать и развивать свое видение, то есть способность увидеть то, что невозможно увидеть. Собственно говоря, это и есть основная проблема - развивать в управленцах такие лидерские способности видения, которые должны будут принять коллеги.

- Какими качествами должен обладать современный управленец в сфере высоких технологий, науки и образования? Обязательно ли для них научное образование?

- Это должны быть люди от Бога, одержимые идеей интеллектуального лидерства. Тогда остальные готовы идти за такой личностью. Роль ее огромна, не надо только забывать известное высказывание: 'Если вы лидер, то никогда не знаете, идут ли остальные за вами или преследуют вас'. В противном случае можно превратиться в жертву.

Такой лидер-управленец должен уметь не просто создавать знания и перерабатывать их, но и стремиться донести их до других. При этом знания превращаются в очень важный продукт, который готов для потребления.

Кто сегодня в России наиболее успешные бизнесмены? В основном это выпускники естественнонаучных школ, у которых заложены принципы такого лидера knowledge organization. На верхушке бизнеса очень мало выходцев из экономических вузов, ведь их учили, что основные двигатели экономики - это рациональное поведение и прибыль, где все ясно и правильно: если говорить на языке физики, парадигмы Евклида и Ньютона, а не Лобачевского и Эйнштейна. Но ведь бизнес всегда неправилен, для него не годится логическое мышление, его основной принцип - делай по-другому. Пока у нас не изменится экономическое и управленческое образование, будущее и успех в бизнесе за такими ребятами из естественнонаучной среды. Я сразу говорю своим студентам: 'Мы будем решать задачи по принципу: пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что. И если вы научитесь их решать, то добьетесь успеха в бизнесе, в противном случае будете посредственностями'.

- Надо заметить, что у нас большие проблемы с подготовкой молодых управленцев для интеллектуальной сферы. Как правильно готовить будущие кадры? Ведь молодежь из научно-технической среды в основной массе социально пассивна.

- Студентам зачастую преподают, как и пятьдесят лет назад, дисциплины, которые сейчас никому не нужны в старом виде. По-видимому, необходимы некая интегральная естественнонаучная дисциплина и определенные инструментальные курсы. Кроме того, без мотивации достижения невозможно развитие личности. У студента, постоянно слушающего лекции и решающего множество задач, которые до него решали много-много раз, пропадает желание творить. Перед студентами необходимо ставить новые интересные задачи, давать выход творчеству. Без достижений, даже небольших, пропадает желание идти вперед.

Наша общественность активно нападает на американскую систему образования. Однако в этой стране умеют создавать замечательные условия и среду для развития и бизнеса, и той же науки; дают необходимый инструментарий и подбирают самих людей, которые потом создают такую успешную среду. А это очень важно для создания научного коллектива. В научном коллективе должны быть собраны не только умные люди, но и люди с видением. Поэтому надо специально готовить людей для науки, не только читать им лекции, но и активно включать в научную деятельность.

- Где изыскать возможности и кадры для необходимых изменений в системе образования? Какова роль в этом процессе государства и частных компаний?

- Вспомните, каких успехов мы добились в физике (времена Ландау), когда элитное образование еще не было таким массовым. Конечно, массовая подготовка обязательна, но для интеллектуального обучения достаточно выделять небольшие группы. В нашей школе бизнеса, например, учатся только 46 человек, и больше набирать мы не собираемся. Но с первого курса наши студенты практикуются в разных компаниях и решают не только виртуальные, но и реальные задачи. Массовое производство не может быть элитным.

Действительно, сегодня талантливые ребята с разных факультетов, мечтающие что-то поменять или создать, упираются в менеджмент учебного заведения и менеджмент в области науки. В вузах мы зачастую сталкиваемся с научным шовинизмом, нежеланием принять ничего нового, ведь многие ученые преподают в рамках парадигмы 50 - 60-х годов. Но жизнь вокруг изменилась. Чтобы изменить ситуацию внутри учебных заведений и научных институтов, надо широко обсуждать не только научные достижения, но успехи в мире и причины нашего отставания. Мы хотим сформировать активную элиту, лидеров с нормальным образованием.

В какой мере в этом должно участвовать государство? По моему мнению, его главная задача сегодня - организовывать форумы, обсуждения, привлекать внимание к проблемам бизнеса, науки и образования. Вопрос номер один, который должен быть поставлен на обсуждение: откуда у нас будут вырастать люди, которые создадут конкурентоспособный бизнес?

Не секрет, однако, что маленькие зарплаты в науке вынуждают выпускников идти в бизнес, поскольку денег у государства нет. Что делать? Во-первых, я считаю, что элитные интеллектуальные центры должны перейти на систему самостоятельного финансирования. Во-вторых, необходимо создать особые схемы для образования: бизнес должен выделять целевые гранты, причем в большом количестве. И сегодня эта схема уже работает, но, очевидно, недостаточно развита. В-третьих, надо обязательно наладить механизм кредитования образования. Организации не должны жить за счет бюджетных денег. А государство может выступать неким гарантом по возврату кредитов перед банками. Можно развивать и другую схему, принятую на Западе, - кафедры компаний. Это удобная форма для поддержки хороших преподавателей.

И бизнес к этому уже готов. У руля стоят предприимчивые молодые люди, которые понимают, что готовить элиту и будущих управленцев надо со школы. Многие крупные компании уже сейчас занимаются такой подготовкой.

Уже сегодня крупный российский бизнес столкнулся с глобальной конкуренцией. Важнейшие ресурсы для него - это сила самих компаний, кадры, отношения, организационная культура, внешние связи и имидж организаций. Несомненно, через несколько лет в России наступит революция в управлении как в сфере бизнеса, так и науки, и образования, когда придут наемные профессиональные управляющие высокого уровня.

<< Назад

Версия для печати

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

Россия, 119234, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 52, тел.: + 7 (495) 939-2202, факс: + 7 (495) 939-2250, e-mail: mail@mgubs.ru

Copyright ї 2003-2016 Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В.Ломоносова.Правила использования и конфиденциальность.
Cделано в TMU Consulting.

Rambler's Top100 Rambler's Top100