Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mgubs.ru/?sc=12&id=901
Дата изменения: Sat Apr 9 23:43:03 2016
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:43:03 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова





  Главная > О Школе > СМИ о нас

Олег Виханский, декан Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук, профессор.

Высшая школа бизнеса – это часть МГУ или самостоятельная компания?

Мы – классический необычный пример. Мы факультет МГУ, обладаем всеми соответствующими правами, даем диплом МГУ. Но деньги мы получаем не из бюджета, а они поступают к нам от наших студентов.

И как вы вычислили свое предложение?

Проблема многих факультетов – определение ниши на рынке, то есть позиционирование. Мы – один из самых дорогих факультетов МГУ, но – по сравнению с большинством – мы предлагаем качественную услугу и именно на качество делаем упор. Мы не создаем массовый продукт, не позволяем себе халтурить и просто так дипломы не выдаем.

Ваши студенты чем-то отличаются от бесплатных студентов или слушателей других факультетов?

Обучаются у нас не только те способные студенты, которые в состоянии оплачивать обучение, но и те студенты, которым для этого требуется кредит.

И при этом цены на ваше образование растут?

Да, мы периодически повышаем цены на обучение, но на рынке есть спрос. К тому же сильно растут издержки. Нужно качественное оборудование в аудиториях, сами аудитории должны быть всегда на достойном уровне, необходима приличная охрана, а не сомнительные полубандиты на входе. И самое главное, растет стоимость услуг качественных преподавателей.

Доступность образования и платность – разные вещи, их не надо смешивать. Человек из далекой глубинки в принципе не сможет учиться в Москве даже на бюджетном месте, потому что здесь очень высокая стоимость проживания. Да один проезд в Москву сколько стоит. А платность – это вопрос, кто платит: государство, компания или родители. Очень скоро к нам придет система грантов на обучение от компаний и разных фондов, проще говоря, благотворительность. За границей это очень развито. Мы к этому тоже подходим, потому что сами компании очень заинтересованы в том, чтобы повышать качество своей рабочей силы. Компании как представители бизнеса должны участвовать в образовании.

Сейчас мы наблюдаем очень любопытное явление. Дело в том, что наша аспирантура тоже платная. При этом интерес к ней возрастает с каждым годом – со стороны не тех, кто банально хочет скрыться от армии, а тех, кто действительно заинтересован в академической карьере. Это к тому, что личностные характеристики не каждому позволят в будущем биться в сфере бизнеса. Кто-то останется в академической среде. Но в чем интрига-то нашего факультета? В том, что даже в этой академической среде наши выпускники сделают хорошую карьеру и будут получать хорошие деньги. Таким образом, мы приближаемся к модели западных университетов.

Академическая карьера в сфере бизнеса?

Мы, конечно же, занимаемся наукой. Но у нас другая наука. У физиков – это теоретические разработки, опыты в лаборатории. У социологов – изучение поведенческих особенностей людей. У нас наука – как устроен менеджмент. Наша наука перекликается с консультированием. То есть практическая наука, которую можно применить в конкретных компаниях.

Это ведь как-то не характерно для университета.

В МГУ постепенно происходят изменения. Изначально здесь факультеты делились – да и назывались – по сферам научных знаний. Допустим, физический факультет. На таких факультетах занимались всегда и занимаются изучением определенной науки в классическом ее понимании. Мы же готовим к определенной деятельности. То есть мы факультет, который можно классифицировать не по области научных знаний, а по виду деятельности. До этого в МГУ существовал только один такого рода факультет – факультет журналистики. Он собственно потому никогда и не назывался «журналистическим» факультетом. Мы не готовим к исследованиям, а готовим к конкретной и определенной деятельности. Поэтому можно говорить о том, что мы не традиционный факультет МГУ. И таких факультетов становится все больше и больше. Образование уходит от традиционных классических форм.
Ведь раньше в МГУ готовили кого? Преподавателей и ученых. Даже в дипломе экономического факультета было написано «преподаватель политэкономии». Сейчас парадигма научного творчества расширяется.

Необходимо разделять понятия «фундаментальность» и «фундаментализм». Первое понятие имеет положительную окраску. Второе – негативно окрашено. Когда мы говорим о том, что готовим своих студентов фундаментально, мы говорим именно о степени глубины подготовки. А «фундаментализм» обозначает «набор догм, базирующихся на застывших понятиях». Помните, как было: «Маркс писал», «Ленин говорил». Так вот большая часть факультетов уходит от этого. Пожалуй, эта позиция все еще сохраняется в определенной степени на некоторых гуманитарных факультетах МГУ.

Беседовала Полина Русяева
03.09.2007

<< Назад

Версия для печати

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

Россия, 119234, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 52, тел.: + 7 (495) 939-2202, факс: + 7 (495) 939-2250, e-mail: mail@mgubs.ru

Copyright ї 2003-2016 Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В.Ломоносова.Правила использования и конфиденциальность.
Cделано в TMU Consulting.

Rambler's Top100 Rambler's Top100