Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mgubs.ru/?sc=602&print
Дата изменения: Sun Apr 10 00:03:09 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:03:09 2016
Кодировка: Windows-1251
Выпуск 1/2012 | Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова
Главная > Вестник. Менеджмент > Выпуски журнала > Выпуск 1/2012

Выпуск 1/2012

Вестник Московского университета

Серия 24. МЕНЕДЖМЕНТ



1.2012ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА


А. И. Наумов

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ: ОТ ИНЕРТНОСТИ К ИНИЦИАТИВЕ

Памяти Пола Лоуренса посвящается

В статье рассматриваются вопросы теории и практики решения проблем и принятия решений в бизнесе, и проявляемых при этом специфических обѓразцов поведения: инертность, реактивность, активность и инициативность. В основу статьи положены описанные коллегой автора, преподавателем-практиком бизнес-ситуации, кейсы, в которых приводятся примеры решения проблем в конкретных компаниях.
Статья иллюстрирована матричными схемами и сводными таблицами.

Ключевые слова: решение проблем, принятие решений, инертность, реак-тивность, активность, инициативность, ответственность, обязательства, предѓпринимательство.

Naumov, A. I.

PROBLEM SOLVING: FROM INERTIA TO INITIATIVE

In Memory of Paul Lawrence

Article reviews theory and practice of problem solving and decision making in business organizations. It is also describes specific behavioral patterns such as inertia, reactivity, activity, initiative. The article based on cases presented by author's colleague - practitioner. The cases tell stories on problem solving in different companies. The article is illustrated by matrix schemes and tables.

Key words: problem solving, decision making, inertia, reactiveness, activity, initiative, responsibility, commitment, entrepreneurship.


КУЛЬТУРА И БИЗНЕС

Е. Греннисс, Д. де Паоли


ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ФИЛОСОФИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИДЕРСТВА ЧЕРЕЗ АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ (на примере компании Telenor, Норвегия)


В данной статье раскрывается влияние дизайна офиса компании на философию культуры и лидерства в организации, а также, каким образом исполь-зование унифицированного дизайна для офисов многонациональной компании может обеспечить распространение в организации глобальной корпоративной культуры. Проблема рассматривается на примере норвежской телекоммуникационной компании Telenor, которая является глобальной корпорацией. В компании было принято решение спроектировать офисы во всех своих представительствах независимо от существующей в представленных странах национальной культуры. В статье описано исследование того, как философия дизайна компании, основанная на скандинавских ценностях справедливости, работает в Азии, где культура очень отличается от скандинавской. Интервьюирование менеджеров компании показало, что азиатский персонал практически без проблем или с небольшими проблемами приспособился к новой ситуации. Однако данное кросс-культурное исследование свидетельствует о том, что еще требуется некоторая корректировка в учете особенностей азиатской культуры в целях обеспечения более эффективной работы предстаѓвительских офисов компании. В статье приводятся рекомендации авторов в отношении того, что должна сделать компания в этом направлении.


Ключевые слова: проектирование рабочих мест, открытое офисное/рабочее пространство, организационная и корпоративная культура, кросс-куль-турные теории и исследования, распространение корпоративной культуры в МНК, сравнительный анализ скандинавской и азиатской культур, влияние национальной культуры на организационную культуру.


Т. Grenness, О. de Paoli

BUILDING AND TRANSFERRING CORPORATE CULTURE
AND LEADERSHIP PHILOSOPHY THROUGH ALTERNATIVE WORKPLACE DESIGN (The case of Telenor, Norway)

This study explores the effect of the physical design of offices on corporate culture and leadership philosophy, as well as on how deliberate use of a uniform office design in a multinational corporation can underpin the transfer of a global corporate culture. We have chosen the Norwegian MNC Telenor as our case. Telenor, which is a truly global corporation, has decided on an open office space solution in all its offices regardless of national culture. In present study we are particularly interested in how this design philosophy, which is grounded on Scandinavian values such as equality, works in Asia where the culture is very different from the Scandinavian one. Qualitative interviews with Telenor managers revealed that Asian employees had no/small problems adjusting to this way of working. Still, based on cross-cultural theory, we think that some adjustments in order to better fit the Asian culture, could possibly have proved to be even more effective. Consequently, this is what we will recommend Telenor to do.

Key words: job design, open office/work place, organizational culture and corporate culture, cross-culture theory and research, global corporate culture transfer through MNK, Scandinavian and Asian cultures comparative analysis, national culture impact on organizational culture.

С. У. Краг

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ И ВЗАИМОПОМОЩЬ В АФРИКАНСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ


В данной статье представлен взгляд на культуру и менеджмент стран Африки с точки зрения обусловленности их доиндустриального общественного устройства. Подспорьем в анализе послужила теория Маршалла Салинса о социальной дистанции и взаимопомощи в племенных обществах. В результате был выделен ряд норм поведения, характерных для африканского менеджмента, отличающихся от утилитарных принципов поведения в индустриальных странах.


Ключевые слова: социальная дистанция, взаимопомощь, Африка, менеджмент, доиндустриальное общество.

S. U. Kragh

SOCIAL DISTANCE AND RECIPROCITY IN AFRICAN MANAGEMENT

The paper argues that African business and organizational behavior as described in the culturally oriented management literature is organized along behavioral patterns similar to those found in preindustrial communities. Using Marshall Sahlins' theory of social distance and reciprocity in tribal societies as the analytical perspective, the paper analyses a number of texts showing that the particularistic and altruistic norms which characterize exchange among kinsmen continue to play an important role in African organizations. The result is a set of behaviors that deviate from the utilitarian and universalistic market principles which tend to be taken for granted in industrialized, developed countries.

Key words: social distance, reciprocity, Africa, management, preindustrial society.


А. А. Урусова

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ


В условиях глобализации незнание деловой культуры партнера часто становится причиной неудач в бизнесе. Для внедрения передовых технологий управления необходимо иметь возможность сравнить объект заимствования с объектом его применения. Для России, страны со многими национальными и региональными культурами и стремящейся модернизировать свою экономику, это особенно важно. Повышение эффективности кросс-культурных отношений становится в таких условиях необходимостью. Одним из недостаточно изученных регионов России в данном аспекте является Северный Кавказ в целом и Кабардино-Балкарская Республика (КБР) в частности. КБР обладает большим природным и ресурсным потенциалом для развития различных сфер экономической деятельности. Однако при этом существует ряд проблем. Так, для снижения уровня безработицы, дотационности, привлечения инвестиций и развития сильного предпринимательского сектора важной является задача изучения особенностей подходов к бизнесу в республике.


В данной работе анализируются вопросы особенностей деловой культуры КБР, формирующих ее факторов и ее влияние на управление бизнесом. В основе работы лежит анализ литературы и авторское эмпирическое исследование, проведенное с использованием широко известной модели голландского ученого Г. Хофстеде.

Ключевые слова: кросс-культурный менеджмент, национальная деловая культура, Кабардино-Балкария.

A. A. Urusova

KABARDINO-BALKAR NATIONAL CULTURE AND ITS IMPACT ON BUSINESS MANAGEMENT

In globalizing society ignorance of the business culture of the partner is often the cause of failure in business. In order to introduce advanced management technologies there is need to be able to compare the object of borrowing and the substrate. For modernizing Russia - country with many national and regional cultures, it is particularly important. In such circumstances improving the efficiency of cross-cultural communications is a vital point. One of the most unexplored regions of Russia in this aspect is the North Caucasus in general, and Kabardino-Balkaria Republic (KBR), in particular. KBR has great nature and resource potentials for development in various areas of economy. However, there are a number of problems. To reduce the level of unemployment, endowment, attract investments and develop a strong business segment it is an important problem to study the characteristics of approaches to business in the region. This paper examines the issues of the features of business culture of KBR, factors forming it and its impact on business management.

Key words: Kabardino-Balkar Republic, cross-cultural management, national business culture.


УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Д. Подольский, А. Ушанов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССЕССМЕНТ- ЦЕНТРА ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Статья обобщает опыт проведения оценки профессиональных (функцио-нальных) компетенций специалистов в области продаж СИБУР. Авторы предлагают, подробно описывают методологические решения, позволяющие сделать ассессмент-центр более 'заточенным' под функциональные компетенции. Среди ключевых изменений - внедрение системы мини-индикаторов, позволяющих повысить объективность и точность результатов центра оценки.

Ключевые слова: центр оценки, индикаторы, навыки продаж

Podolskiy, D.f Ushanov, А.

APPLICATION OF ASSESSMENT CENTER AS A TOOL FOR EVALUATING PROFESSIONAL COMPETENCIES

Authors describe the experience of implementing assessment-center as a tool for evaluating professional competencies (sales skills). Methodological suggestions to increase the quality of results are discussed. The system of mini-indicators is
introduced and described.

Keywords: assessment center, indicators, sales skills.



БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ


Б. Вольфе, В. Ермаков, А. Оглино


ПРОГРАММА DBA (ДОКТОР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ):
НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ НА СТАРОМ КОНТИНЕНТЕ

Данная статья изучает текущее состояние программы DBA в немецкоговорящих странах, таких как Германия и немецкоговорящая часть Швейцарии. В этой работе анализируются предлагаемые в настоящее время программы обучения, их стоимость, а также новые перспективы появляющихся тенденций в области высшего образования.

Ключевые слова: DBA в Германии и Швейцарии, докторская степень, деловое администрирование, управленческое образование, бизнес-школа, высшее образование.

Wolfs, В., Ermakov, V., Oglino, А.

THE DBA IN GERMAN SPEAKING EUROPEAN COUNTRIES: NEW PERSPECTIVES IN THE OLD CONTINENT

This article investigates the current situation of the DBA programs in German speaking European countries, such as Germany and the German speaking part of Switzerland. It analyzes the current offers in terms of programs delivered, costs and new perspective of an emerging new trend in the graduate academic education.

Key words: DBA in Germany and Switzerland, doctoral degrees, business administration, management education, business school, higher education.


В. Е. Болтрукевич


СТАТЬ ДРУГИМИ: ВЫПУСКНИКИ ВШБ МГУ О ПРОГРАММЕ EXECUTIVE МВА

В материале рассказывается о философии, целях и задачах, содержании и технологии обучения на программе ЕМВА ВШБ МГУ, предназначенной для подготовки менеджеров высшего звена организаций, собственников бизнеса и предпринимателей. Приводятся комментарии выпускников 2012 года об обучении на данной программе и полученных результатах.

Ключевые слова: программа ЕМВА, ВШБ МГУ, учебные курсы, методика обучения, обмен опытом, знания и умения, результаты обучения.

Boltrukevich, V. E.

BECOMING DIFFERENT: LOMONOSOV MSU BS GRADUATES ON EMBA PROGRAM

This is description of mission, goals and tasks, content and teaching technologies of Executive MBA program in Lomonosov MSU BS which is intended for development of top managers, the owners of business and entrepreneurs. Comments of 2012 graduates on this program performance and study outcomes are included.


Key words: EMBA program, Lomonosov MSU BS, teaching courses, teaching technologies, knowledge sharing, experiences and skills, study outcomes.