Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=4104&print=yes
Дата изменения: Sun Apr 10 16:04:34 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 17:04:34 2016
Кодировка: Windows-1251
Клуб выпускников МГУ: Российское образование в ожидании национальной идеи
Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Российское образование в ожидании национальной идеи

Анатолий Теплов

8 февраля в ИА 'Росбалт' состоялся 'круглый стол' на тему 'Какая система образования нужна России?'

Участники обсуждения очень быстро обозначили главную проблему современного российского образования. Наиболее остро ее сформулировал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков: 'Не имея стратегии развития государства, говорить о стратегии развития образования, по крайней мере, смешно'. Большинство единодушно согласилось с оратором и - продолжило обсуждение.

Наиболее радикально проблему отсутствия у страны стратегии и национальной идеи решил Председатель 'Движения развития' Юрий Крупнов. Возможно, за неимением других предложений, он заявил, что 'России необходимо быть первой образовательной державой мира - страной лучших педагогических практик и технологий, страной педагогов, страной, в которой каждый молодой человек в 22 года становится человеком мира, мировой личностью'. Чтобы стать 'мировой личностью' каждый человек должен быть 'в три раза более глубоко и эффективно образованным, чем сегодня'. Для этого необходимо провести 'эдукатизацию (от латинского 'educatio' или белорусского 'эдукация', т.е. 'образование', просвещение - оппозиция милитаризации) российского бюджета', что означает увеличение расходов на образование в три раза.

Заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов провозгласил новый мировоззренческий лозунг: 'Хочешь жить - умей учиться!' и рассказал о зловещих планах некоторых своих коллег, которые пишут диссертации на тему 'Профориентация профессии шахтера в старших группах детского сада'. По мнению ученого, цель образования -- достижение социального равенства, благосостояния и безопасности.

А вот член фракции "Единая Россия" в Госдуме Валентина Иванова считает, что система образования должна внести вклад в задачу повышения конкурентоспособности страны, в том числе - через развитие личности. Главный элемент в этом процессе, по мнению депутата, -- установление более тесных связей бизнеса и образования.

По мнению члена комитета по образованию и науке Госдумы Алексея Кондаурова, начать необходимо с высших руководителей страны, которые должны выработать качественно новое отношение к образованию. А представитель профильного НИИ Сергей Вершинин, напротив, видит главную причину в устаревшем принципе 'Образование ради образования', которым до сих пор руководствуются в своей деятельности многие руководители образовательных учреждений.

Пожалуй, наиболее конкретно на поставленный в теме дискуссии вопрос ответил известный философ и публицист Сергей Кара-Мурза. Сергей Георгиевич считает, что суть реформы образования, которая проводится сейчас в России сводится к переходу от российской школы к школе западного типа, идеологию которой поддерживают такие политические силы, как СПС и 'Яблоко'. Западное общество, по мнению философа, разделено на две группы, практически, на две разные расы - собственников и остальных, практически нецивилизованных граждан. Для первых существует элитная школа, для вторых - массовая. В России в 1918 году съезд педагогов принял решение о создании общеобразовательной школы, программа которой основана на базе университетской культуры, по сути - элитной школе для всех. Российская школа, в меру сил, продолжает традиции школы советской, а значит, по логике философа, необходимо, в первую очередь, сохранить достижения массовой элитной школы в России - СССР.

Страница сайта http://www.moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=4104