Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=10491&print=yes
Дата изменения: Sun Apr 10 23:28:50 2016 Дата индексирования: Mon Apr 11 00:28:49 2016 Кодировка: Windows-1251 |
Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
'В этом сезоне модно жечь свечи в парафиновом сосуде'
Маленький свечной заводик стал бизнесом Ирины Крамаренко - компанией 'Свечной двор'
Но главным достижением тех времен сама Ирина считает работу со своим руководителем Святославом Райковым. От него она усвоила главный урок: бизнес возможен без огромных капиталовложений, но в основе должна лежать уникальная идея. Райков приехал в Россию из США в 1985 году с чемоданчиком автопринадлежностей на $20, и буквально в гараже начал создавать свой бизнес по ремонту автостекол, которые тогда никто не умел чинить, и на этом построил империю. 'Раньше я думала, что для своего бизнеса нужно очень много денег. А тут увидела реальный случай, как постепенно, с нуля можно построить бизнес, причем разнопрофильный', - восхищается бывшим руководителем Крамаренко. Райков всегда выбирал только уникальные идеи, какие раньше не было, а когда бизнес начинал приносить доход, он обучал этому других, продавая стартовые комплекты в регионы. Дальше в судьбу Крамаренко вмешался случай. Проработав год, в 1995-м она поехала на очередную автомобильную выставку в Америку, получив полугодовую визу. В то время это была удача, к тому же в Сиэтле у компании была своя квартира, денег на жизнь хватало, и Ирина решила не упускать момент: в Америке писала диплом, вплотную занялась английским, потратив первые три месяца на интенсивное изучение языка. Однажды ее соседка принесла домой килограмм парафина и в кастрюле, добавив чуть-чуть красителей, за час изготовила красивую свечку - подарок родителям бойфренда. 'Я любовалась ее работой, это было так красиво и необычно', - говорит Ирина. Это был, вспоминает она, 'настоящий переворот в сознании': раньше свечи представлялись ей либо как тоненькие церковные, либо как небольшие огарки, которые хранят в доме на случай, если отключат электричество. В Америке она обнаружила множество специализированных магазинов свечей. Оказалось, свечи у американцев использовались во всех домах и считались вполне удачным подарком. 'А что у нас можно было подарить в то время? Женщине - парфюм и колготки, мужчине - ремень. Вот и весь набор подарков', - вспоминает она. Все сошлось: уникальность идеи - свеча как подарок для российского потребителя - и простота изготовления. Шеф с одобрением отнесся к инициативе своей помощницы, и оставшиеся три месяца в Штатах она занималась подготовкой своего будущего свечного производства: изучала рынок, прошла курс обучения и стажировку на одном из свечных предприятий во Флориде, где научилась лепить даже самые сложные 'резные' свечи и вступила в американскую ассоциацию производителей свечей. В Москву она вернулась с чемоданом, полным формочек, каталогов и прочих реквизитов для открытия свечного цеха. 'Тогда в нашей стране разве что с парафином проблем не было', - вспоминает Ирина. Райков выделил инициативной помощнице 20-метровый гараж, где она за один день слепила первую партию резных свечей - 20 штук. А потом обзвонила множество магазинов с предложением взять их на реализацию. Товар ушел влет. 'Это был грандиозный успех, и я продала их дорого, за основу беря американские расценки, $7 за свечу, а на рынке тогда сравнивать было не с чем', - вспоминает Ирина. Через полгода штат 'свечного заводика' составлял уже 5-6 мастеров, и Ирина решила отделиться: в мае 1998 года она стала хозяйкой собственной компании. 'Я уже могла себе это позволить - и аренду помещения, и оплату бухгалтерии', - говорит Крамаренко, оценив свои инвестиции в 'самостоятельно плавание' в $1000. Дефолт 1998 года не сильно подорвал бизнес: он случился аккурат накануне начала сезона, а за два года работы Ирина уже знала, что с апреля до сентябрь - 'мертвый сезон', во время которого работникам тоже нужно платить зарплату, так что деньги на поддержание производства у нее были. Урон от того дефолта Крамаренко оценивает как 'переход от сверхприбылей к просто прибылям'. Кризис 2008-го оказался более жестким - рухнул банк, в котором был открыт счет, уменьшилось количество корпоративных заказов (свечи в качестве корпоративного сувенира или подарка). Приходилось очень много работать, чтобы остаться на плаву. Ну а правилам своего первого начальника она следует до сих пор, обучая организации свечного производство тех, кто хотел бы начать такой бизнес. Есть результаты: более 70 компаний по всей стране построили свои 'свечные заводики'. Продукция 'Свечного двора' высоко ценится корпоративными клиентами, частными покупателями, сетевыми магазинами (производимые компанией свечи можно купить в супермаркетах 'Перекресток' и 'Седьмой континент'). Производство растет. Сейчас у Крамаренко три цеха и 45 человек в штате, из них 25 непосредственно отливают свечки. Причем вся работа и по отливу, и по росписи до сих пор ведется только вручную. Что не мешает 'Свечному двору' выпускать около 150 тысяч свечей всех цветов и размеров в год. А ведь начинали с 2,5 тысяч. Правда, рост не слишком отразился на доходах: теперь вместо стартовой маржи в 150% рентабельность производства упала до 30-40%. Причина проста: индустрия подарков заработала в полный рост, и конкуренция - особенно со стороны китайской продукции - увеличивается с каждым днем. Это не мешает Ирине развивать бизнес. Уже несколько лет подряд она создает новые коллекции четыре раза в год: есть тематические (например, свадебная, восточная коллекции), а есть и функциональные - например, большие свечи, которые дают высокий огонь для загородных домов. В этом сезоне, по словам Крамаренко, модно жечь свечи в парафиновом сосуде, наполненном восковым песком. |