Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=13809
Дата изменения: Sun Apr 10 11:48:04 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 12:48:05 2016
Кодировка: Windows-1251
Клуб выпускников МГУ: Смотреть - и никаких гвоздей!
 
Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Смотреть - и никаких гвоздей!

ng

Маниакальные мозговые атаки с использованием электрической активности серого вещества

наука, исследования, мозг, искусство / Марина Абрамович (сидит слева) готова ради науки жертвовать своим 'творческим телом'.
Фото Laboratoria Art&Science Space
Марина Абрамович (сидит слева) готова ради науки жертвовать своим 'творческим телом'.
Фото Laboratoria Art&Science Space

Возможно, именно в этот самый момент Марина Абрамович, сербская художница, живущая в США, проводит свой очередной - научный эксперимент? художественную акцию? сеанс суггестии? - в общем, исследование среди индейцев Амазонии. По крайней мере об этом своем намерении Марина заявила недавно в Москве на Международном научно-художественном симпозиуме 'Brainstorms. Художник в контексте нейронаук'.

Само это мероприятие, проходившее в Политехническом музее, трудно поддается какому-то форматированию. Организаторы, московская LABORATORIA Art&Science Space, предпочли такое объяснение: искусство может помочь понять, как из воды мозга рождается магия души и сознания. Отсюда - и тематика симпозиума, открытого, кстати сказать, для любого человека с улицы (100 руб. вход): 'Природа сознания, его взаимосвязь с творческим процессом', 'Как мозг управляет взглядом: сила взгляда, подлинность и притворство', 'Где находится мое 'Я' и как мозг думает о самом себе?', 'Гении и таланты: вершина эволюции человека или сбой в программе развития?', 'Как мозг рождает произведение искусства и как он воспринимает красоту и гармонию?', 'Перспективы искусственного разума. Будет ли в нем творческое начало?', 'Возможно ли передать субъективный опыт другому человеку?', 'Могут ли два мозга синхронизироваться, если они слушают одну и ту же музыку?':

'Сорок лет я потратила на то, чтобы исследовать энергию своего тела, - пояснила Марина корреспонденту 'НГ'. - Я общалась с аборигенами Австралии; четверть века общаюсь с представителями Тибета. Следующий этап - шаманы Бразилии, еду туда на два месяца, буду изучать их практику работы с энергетикой тела'. Про нее так и пишут: 'Главный объект творчества Марины Абрамович - тело. Более 40 лет она создает произведения, которые являются испытанием для самого художника и для зрителя. Она исследует пограничные состояния сознания через боль и шок, медитацию и взаимодействие'. Исследует по-серьезному, самозабвенно. Недаром, наверное, Марина Абрамович - обладатель нескольких почетных докторских степеней в области искусства.

На московском симпозиуме Марина проводила сессию 'Измеряя магию взгляда'. Но прежде была интересная предыстория. В 2010 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) ровно три месяца длился ее перформанс Artist Is Present ('В присутствии художника'). Каждый посетитель мог смотреть в глаза художнику. У кого-то хватило духу на 5 минут такого смотрения; некоторые 'марафонцы' выдерживали и 12 часов. И ведь это не просто любование друг другом; это два мозга смотрят друг на друга через маленькие дырочки. 716 часов 15 минут в общей сложности продолжалась эта игра в гляделки. Впрочем, сама Марина подчеркивает, что это была не игра. 'После этого эксперимента я была совсем другой - и на психологическом, и на всех других уровнях'.

Кстати, я поинтересовался у Марины Абрамович, как она восстанавливалась после такого эмоционального и морального стресса - записалась на прием к психоаналитику, улетела поваляться на гавайских пляжах, что-то еще?.. 'Психоаналитик мне точно не был нужен, - последовал довольно твердый ответ Марины. - Но: физически мне было очень тяжело. Приходилось сидеть на стуле без подлокотников. Через три дня я поняла, что это была моя ошибка! Боль в спине, в ногах, болит все тело: Во время концентрации внимания боль отступала; но новый визави - новая волна боли'.

А как все-таки восстанавливалась? 'После трех месяцев сидения, когда я встала со стула, - радость переполняла меня. Ради этого мгновения можно было пожертвовать многим, - призналась Марина. - Первая реакция - на природу, потрогать деревья, поплавать, погрузиться в простоту жизни. Но физическая боль несколько месяцев не отпускала'.

В общем, после этого опыта смотрения Абрамович начала сотрудничество с учеными, занимающимися изучением мозга. 'Излучения мозга пронизывают все...' - уверена Марина. Это лишний раз подтвердил перформанс 'Изучая магию взгляда' в ЦСК Гараж, Москва (2011). Там уже была серьезная научная подкладка: люди не просто смотрели в глаза Марине Абрамович - в этот момент у обоих участников 'смотрин' снимались энцефалограммы. То бишь карта электрической активности мозга.

'Даже при контакте со 'взглядом' робота наш мозг преображается, - рассказывает член-корреспондент РАН Константин Анохин, руководитель лаборатории нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН. - Как мозг одного человека воздействует на мозг другого? Что происходит с мозгом в этот момент? В мозге есть области, которые отвечают за восприятие лиц. Эволюционно это очень древние области. Даже вороны и утки распознают людей'.

Сугубо бытовое наблюдение. Могу засвидетельствовать: с тех пор как в лифте моего дома повесили зеркало, как-то самой собой в лифте стало чисто. Просто некогда выкручивать лампочки, если ты кому-нибудь смотришь в глаза, даже своему отражению в зеркале. А ведь это был бы неплохой эксперимент: проследить, как меняется энцефалограмма, когда человек смотрит на себя в зеркале.

'Мы проверяли: есть ли синхронизация электрической активности мозга, - поясняет Александр Каплан, доктор биологических наук, профессор, руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. - После обработки более 300 энцефалограмм оказалось, что коэффициент корреляции не равен нулю. То есть какое-то взаимодействие все-таки есть. Есть связь между энцефалограммами двух смотрящих глаза в глаза людей'. Добавлю, что в 20% случаев этот коэффициент оказался очень высоким - около 0,5; и в 5-6% - очень-очень высоким - 0,6-0,8.

Симпозиум Brainstorms стал своеобразной попыткой подытожить, обсудить собранный экспериментальный материал. Тот же Александр Каплан хорошо, по-моему, обозначил проблемное поле: 'Искусство и наука - два способа формализации реальности. В науке - доказательство; в искусстве - образ. Марина Абрамович открыла третий путь: мозг контактирует с реальностью без какой бы то ни было формализации'.

Но я все же припомнил еще одну ситуацию непосредственного общения - мозг в мозг. Здесь даже глаза 'не работают', а без света - так еще лучше! Из одной умной книжки я узнал, что в нашем мозге есть так называемые бимодальные нейроны, позволяющие найти губы своего партнера даже в темноте. Они отвечают одновременно за тактильные ощущения и визуальное восприятие и остаются активными даже в темноте. Это и позволяет мозгу следить за положением головы по отношению к объекту даже при отсутствии света.

Как помочь проекту "Активное долголетие"


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 13.12.2012  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100