Преподаватели заинтересованы в студентах по разным
причинам, и далеко не всегда эти причины выглядят
с моральной точки зрения хорошо. В дополнение к тому,
что уже сказано другими участниками, могу сказать, что
на программистских кафедрах ВМК те преподаватели,
которые участвуют в коммерческих проектах или работают
по договорам с организациями, имеют интерес
к привлечению студентов как правило потому, что
рассматривают студентов просто как дешевую рабочую силу.
На мехмате мне также встречалась и другая мотивация
привлечения студентов: один мой знакомый преподаватель
проявлял бурную активность к привлечению студентов
под свое научное руководство, но при этом не проявлял
абсолютно никакого интереса к серьезной работе со своими
студентами, говоря при этом, что научный руководитель
должен просто не мешать работать своим студентам.
Тем не менее многие преподаватели на мехмате имеют
интерес к тому, чтобы у них были сильные ученики отнюдь
не по соображениям извлечения из них какой-либо выгоды.
Их интерес - в том, чтобы увидеть в деятельности своих
учеников продолжение своей научной эстафеты,
реализацию своих идеалов, воплощение того, что
не удалось сделать им самим. Их мотивацию к поиску
сильных учеников лучше всего понять, читая известный
сонет Шекспира:
===============================
Когда твое чело избороздят
Глубокими следами сорок зим,
Кто будет помнить царственный наряд,
Гнушаясь жалким рубищем твоим?
И на вопрос: "Где прячутся сейчас
Остатки красоты веселых лет?" -
Что скажешь ты? На дне угасших глаз?
Но злой насмешкой будет твой ответ.
Достойней прозвучали бы слова:
"Вы посмотрите на моих детей.
Моя былая свежесть в них жива,
В них оправданье старости моей".
Пускай с годами стынущая кровь
В наследнике твоем пылает вновь!