Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mmonline.ru/forum/read/6/9344/9364/
Дата изменения: Sun Feb 20 06:26:40 2011
Дата индексирования: Sun Feb 20 06:26:40 2011
Кодировка: Windows-1251
MMOnline | Форумы | Абитуриентам | То чего нет в официале

То чего нет в официале

Автор темы Алексей 
25.10.2000 15:09
id
Извините, я в последнем ответе Филадельф
Извините, я в последнем ответе Филадельфию перепутал с Калифорнией. Сути дела не меняет.

Предложение удалить - поддерживаю и сам хотел внести. Но мне казалось, что это не в правилах организаторов данного сайта.
25.10.2000 15:21
obh
Tribandитизм в действии?
Triband, уж Ваши комментарии насчет "гадюшника" являют собой пример
"корректности" в дискуссии... если уж что-нибудь должно быть
"отмодерировано", так это подобные безосновательные суждения
и комментарии (хотя, по-моему, правильнее оставить все как есть,
перенеся всю дискуссию в более подходящий форум - например,
в "разное"). Вообще говоря, чрезвычайно интересно наблюдать, как
всевозможные "борцы за свободу слова и всяческое равноправие",
при первом же неудобном для них случае начинают требовать
модератора и т.д...

По поводу Фоменко. Правильнее было бы добавить "по мнению
автора письма", так как не думаю, чтобы у Вас были доказательства
Вашего утверждения. Вообще говоря, меня удивляет обилие критиков
проекта "Новая хронология", не удосужившихся - судя по их аргументации - даже прочитать "критикуемые" работы.

Да и кстати, неплохо бы свой e-mail указывать по крайней мере, если уж Вы
столь смелы в "критике"...
25.10.2000 16:27
id
Давайте только не провоцироваться и не п
Давайте только не провоцироваться и не приступать к обсуждению новой хронологии здесь. Дискуссия по этому поводу ведется давно, причем порой на страницах солидных изданий, например, газете "Известия", журналов "Природа", УМН и др., у самого Фоменко есть сайт в интернете. На эту тему высказываются академики: математики, астрономы, историки, лингвисты, а также Союз Писателей и Православная Церковь. Приверженцы разных точек зрения бывают крайне несдержаны в оценках друг друга, пример чего был приведен выше. Предлагаю не вступать в эту дискуссию на страницах данного форума.
25.10.2000 16:46
andrei
Согласен, что личные "наезды" в дискус
Согласен, что личные "наезды" в дискуссии недопустимы,
и г-ну id (с которого они и начались) следовало бы более
внимательно выбирать методы ведения публичной полемики.

Что касается известного текста С.П.Новикова, то я его привел
совсем не для обсуждения правильности "Новой хронологии",
а для того, чтобы всем были известны оценки мехмату, которые
дает ему один из его лучших представителей:

"Только после 1992 года мне окончательно стало ясно, что мне
не удастся выполнить данное мной когда-то Колмогорову обещание -
возглавить и возродить Отделение Математики мех/мат'а:
[skip]
мех/мат к 90 году уже сильно продеградировал."

"Ельцинская власть получила в награду дурно пахнущий
наци-коммунистический пропагандистский центр,
центр взращивания дерьма. "

И прошу отнестись к этим словам с должным пониманием.
Действительно заинтересованным в исправлении ситуации
не нужно изображать из себя "квасных патриотов", а подумать
над тем, как общими усилиями возродить высочайшую
репутацию факультета, которую он имел в 50-60-х годах.
25.10.2000 16:49
obh
re: id
Поддерживаю. Речь не про НХ как таковую, а про tribandитизм -
высказывания типа "гадюшник", и "удалить все нафиг" в сочетании
с призывами к модератору навести порядок. Слишком уж много
провокаторов в последнее время развелось на сайте.

Кстати, к модератору (или webmaster-у). Более правильно было бы
- если это возможно - перенести всю дискуссию из форума
"Абитуриентам", например, в "Разное".
25.10.2000 16:56
andrei
> Более правильно было бы > - если эт
> Более правильно было бы
> - если это возможно - перенести всю дискуссию из форума
> "Абитуриентам", например, в "Разное".

Да, это было бы более правильно.

25.10.2000 17:13
obh
Снова о методах...
Не кажется ли Вам, что попытки перевода дискуссии в политическую
плоскость тоже далеко не бесспорны, и уж по крайней мере далеки
от корректности?

Российское общество в достаточной степени поляризовано, и далеко
не все разделяют негативную оценку советского периода истории,
так же как далеко не все хоть сколько-нибудь позитивно относятся
к "ельцинской власти". Мнение, высказанное в полемическом
письме, не всегда является "истиной в последней инстанции",
сколь бы выдающимся не был человек, его высказавший.
И приводить это мнение как аргумент в другой дискуссии
по меньшей мере странно.

По поводу "квасного патриотизма"... есть такое понятие, как
непрерывность развития. Как видно из недавней истории,
попытки реформировать что-нибудь без учета специфики и
традиций (инерции) в большинстве случаев приводит к
катастрофическим последствиям. Эволюционный путь
развития в данном случае является куда более правильным
(к примеру - возможно межфакультетские - _спецсеминары_
по computer science для интересующихся).
25.10.2000 17:20
andrei
Г-н id, я очень огорчен тем, что на мехм
Г-н id, я очень огорчен тем, что на мехмате работают
преподаватели типа вас. Почитавши мнения студентов
о преподавателях, я был очень удивлен тем, что кто-то
из них выразил желание дать одному из них -
И.Д. с кафедры Новикова - хорошего пинка.
Теперь я вполне понимаю причину столь сильного
неуважения. Приписывание оппоненту недостатков,
которых у него нет, но которые вам очень хочется у него видеть,
чрезмерно раздутое самомнение, скатывание на личные наезды -
все это выглядит очень некрасиво.

Работайте над собой, исправляйтесь.
25.10.2000 17:44
andrei
> Не кажется ли Вам, что попытки перевод
> Не кажется ли Вам, что попытки перевода дискуссии в политическую
> плоскость тоже далеко не бесспорны

Я не хотел постить эту статью Новикова, но после того как
меня обвинили в недопустимости плохих комментариев
о мехмате и ВМК, я решил показать всем на примере статьи
Новикова, что моя оценка мехмата и ВМК - это "ангельская речь"
по сравнению с тем, что пишут о мехмате и МГУ в целом
крупнейшие специалисты.

> и уж по крайней мере далеки от корректности?

Корректность - это понятие слабоформализованное.
Корректен ли был А.Н.Колмогоров, публично ударивший
своего научного руководителя Н.Н.Лузина за его подлую выходку?

Я считаю, что публичное обсуждение всех "болячек" мехмата -
корректно. В эпоху интернета ничего ни от кого не скроешь.
Статья Новикова доступна всем в такой же степени,
в какой доступен этот форум. Надо привыкать к тому,
что принципиально не должно быть тем, закрытых
для обсуждения всеми заитересованными лицами
(если только в них нет государственной или коммерческой тайны).

> По поводу "квасного патриотизма"... есть такое понятие, как
> непрерывность развития. Как видно из недавней истории,
> попытки реформировать что-нибудь без учета специфики и
> традиций (инерции) в большинстве случаев приводит к
> катастрофическим последствиям. Эволюционный путь
> развития в данном случае является куда более правильным
> (к примеру - возможно межфакультетские - _спецсеминары_
> по computer science для интересующихся).

С этим я согласен абсолютно.
Кстати, насколько мне известно, когда В.И.Арнольд
делал доклад в Администрации Президента по поводу
связей его теории катастроф с управлением экономическими
процессами, он дал пример, показывающий что некоторые
динамические системы не могут быть переведены из одного
состояния в желаемое другое только путем непрерывной
эволюции - иногда требуется радикальная ломка, "бифуркация".
Я не знаю всех деталей его доклада, но как я понял у всех
сложилось мнение что знаменитый математик дает формальное
обоснование целесообразности именно радикальной,
неэволюционной экономической политики.
Если это действительно так, то это один из ярких примеров
серьезной ущербности образования на мехмате,
заключающейся в отсутствии навыков оценки адекватности
того или иного формального подхода при интерпретации
реальных процессов и управлении ими.

> (к примеру - возможно межфакультетские - _спецсеминары_
> по computer science для интересующихся).

Всех интересующихся прошу писать мне лично на адрес
andreian@mail.ru
26.10.2000 09:53
Алексей
Ау, люди, послушайте!
Да, Господа, видно рано я Вас поблагодарил за участие в дискуссии, Вы настолько самоуверены, что даже сами к своим же словам не прислушиваетесь. Я обращаюсь в господам id и andrei, я поднимал тему не для того, чтобы Вы имели возможность прилюдно поругаться, теша свое самолюбие, тщеславие - ГРЕХ, если Вы хотите подискутировать о том кто прав, кто виноват, то есть e-mail, ICQ, или создайте свою тему на форуме.
К МОДЕРАТОРУ: не надо ничего никуда переносить, пусть абитуриенты (а это не только школьники, но и студенты между прочим, я сам студент 3-его курса одного из информационных факультетов московского ВУЗа) послушают дискуссию выпускников и преподавателей МехМата и поразмышляют о жизни
этого достославного факультета, конечно частности это не правило, но ВСЕ ЖЕ.
К счастью из всего вышесказанного можно выделит крупицы, ценной информации касательно той темы, которой я задавался.
Мне бы очень хотелось чтобы вы высказались по нижеследующим аспектам.
Задумыйтесь о том, что это будут читать не ваши коллеги - преподаватели, а студенты и школьники, так что ряд вопросов может вам показаться наивными и очевидными, но все же хочется надеяться, что вам не в тягость будет на них ответить.
Итак:
1)
Если ни на МехМате, ни на ВМК (несмотря на англ. аббревиатуру CMC aka CS, сайт ВМК: www.cs.msu.su) и "не пахло" Computer Science, то есть ли в стране где-нибудь ВУЗ (например, как обстоят дела в Питере), который хотя бы затрагивает СS, исходя из понятия:
> Computer Science - это наука об исследовании компьютерных
>программ математическими методами.
>Главный объект исследования в Computer Science -
>математическая модель компьютерной программы.
>Проблема анализа программы заключается в построении
>формального доказательства ее корректности.

2) Если Вы, andrei, выделяете отдельно понятие Theoretical Computer Science,

а) то какова же вобще структура CS? Входит ли в понятие CS область "software engineering"?
>...software engineering - т.е. к обучению
>принципам разработки и эксплуатации программных систем,
>без построения и анализа соответствующих математических моделей

б) если ВМК готовит специалистов в "software engineering", которых Вы называете "кодировщиками", то что же в Вашем понятии "программист" (а также "...профессиональное программирование, не кодирование..." )?
Откуда они берутся в нашей стране?

>Но есть и исключения - в Москве работают
>несколько сильнейших научных коллективов по разработке
>суперкомпьютеров и сложного программного обеспечения -
>НИИ "Квант", НТЦ "Модуль", группа "Эльбрус", и т.д.
>(я сам когда-то около года работал в одной из них).
>Профессиональный уровень многих работающих в них специалистов
>исключительно высоки, гораздо выше уровня большинства
>преподавателей программистских кафедр ВМК,
>и многие из них хотели бы по совместительству преподавать
>на ВМК и вести научное руководство студентами и аспирантами ВМК,
>но при сложившейся системе это невозможно.

в) каков уровень "кодировщиков" ВМК как по сравнению с российскими "аналогами" других ВУЗов (каких конкретно?), так и с зарубежными

3) Почему Вы считатаете, что выпускник МехМата может стать хорошим специалистам в новых информационных технологиях (кстати, как Вы соотносите это понятие с CS), если МехМат также не учит СS.

4) Можно ли сравнивать выпускников МехМата и ВМК ( а также других ВУЗов) как специалистов в информационых технологиях. Почему как показывает опыт мехматяне чаще выигрывают олимпиады по инфоматике, чем ВМКшники? Что все определяет матподготовка, а как же тогда ваше мнение:
>Студенты, поступающие на ВМК, в своем большинстве
>имеют очень сильную мотивацию к серьезной учебе,
>и многие из них в начале обучения на ВМК гораздо сильнее мехматян
>(знаю это по личному опыту), но бестолковая система преподавания
>на ВМК делает из них к концу обучения обычных кодировщиков.

5) Почему, если наша страна не готовит специалистов по CS, на западе такой спрос на наших "программистов" (которых у нас вроде бы и нет особо!!!, одни кодировщики), что опять все определяет матподготовка: мы думаем лучше, системнее, масштабнее... или мы непревзойденные кодировщики.

Я очень надеюсь, что вы мне поможите в поиске ответов.
Алексей.
26.10.2000 12:27
irina
не надо ничего удалять!..... Господа id
не надо ничего удалять!.....
Господа id и andrei, не считаете ли вы, что подобные споры были бы более уместны в другом разделе форума?
Обсуждение проблем мех-мата столь же интересно, сколь обсуждение его положительных сторон (при условии корректности участников по отношению к друг другу).

модератору: может быть стоит под эту тему выделить отдельный форум?
26.10.2000 12:41
студент
Исповедь пятикурсника
Уж очень не хотелось вмешиваться в эту не самую приятную дискуссию, но гораздо сильнее хочется высказаться. Думаю, что это окажется полезным абитуриентам. Не буду называть себя, хотя это и не в моих правилах: сохраню (пока?) инкогнито. Впрочем, анонимность претит моей душе: поэтому все-таки представлюсь, как студент 5 курса мехмата. Хотя не удивлюсь, если кто-то из моих знакомых меня узнает: намеков я оставил предостаточно.

К сожалению, дискуссия эта далеко ушла от поставленных вопросов, начав жить своей жизнью, но поднятые здесь вопросы действительно важны, как справедливо заметил г-н Andrei. Мы наблюдаем спор двух преподавателей о мехмате, так позвольте же высказать свою точку зрения с другой (студенческой) стороны.

Прежде всего: нужно ли спрашивать студентов об их отношении к факультету и преподавателям? Следует ли проводить evaluation, какую бы форму он не принимал: анкетирования или обсуждения на форуме? На мой взгляд - обязательно. Потому что студент тоже человек, и у него тоже есть свое мнение. И считаться с этим мнением надо. Нужен ли на западе преподаватель, опоздавший на 20 минут на занятие? А у нас преподаватель опоздал не на 20 минут, а почти на два часа, и не на занятие, а на зачет. И студенты его честно ждали, потому что больше им делать было нечего - они целиком во власти преподавателя. Нет, у того преподавателя не сломался будильник и не заболел никто из родственников - он сидел в это время на кафедре и пил чай. Прекрасно зная, что студенты его ждут. И все равно он пил чай, поскольку знал, что ничего ему за это не будет, а студенты для него - никто. Мы написали по этому поводу докладную Лупанову (далеко не все студенты согласились под этой докладной подписаться!) - что-то я не слышал о том, чтобы что-то от этого поменялось.

Теперь о том, будет ли разумным мнение студентов и о том, кого студенты считают хорошим, а кого плохим преподавателем. Да, я сам зачастую предпочитаю 'поймать халяву' на экзамене: так проще. Но экзамен по комплексному анализу я шел сдавать Белошапке, хотя знал, что он мне 5 не поставит, поскольку не знаю я на 5. Но я уважаю Белошапку за то, что он порядочный человек, хороший преподаватель и за то, что он уважает студентов. Он не будет 'валить' студента на экзамене и доказывать студенту, что он ничто.

Преподаватели! Уважайте студентов! Они это замечают и ценят, и будут за это уважать Вас!

Большинство студентов в состоянии отличить преподавателя-'халявщика' на экзамене от преподавателя-хорошего педагога. К сожалению, наша система высшего образования построена так, что в ней ценится только результат, полученный на экзамене, соответственно, для студента прежде всего ценен именно преподаватель-'халявщик'.

Мораль:
К мнению студентов нужно прислушиваться. Они тоже могут сказать что-нибудь толковое.

Ну а теперь о моем взгляде на мехмат. Я (безо всякого труда и подготовки набрав 9+5 баллов) поступил на мехмат, поскольку совершенно не видел какого-либо другого пути для себя после окончания школы: я был неоднократным призером всероссийских математических олимпиад школьников. К тому же в моем родном городе нет нормальных ВУЗов, хоть это и областной центр. Вероятно, сначала меня можно было называть подающим надежды студентом: первые сессии я сдавал на 'отлично' без проблем. Но потом я сломал зубы, которыми до этого успешно грыз гранит науки о 'гипертрофированную непрерывную математику'.

Непрерывная математика оказалась выше моих пределов понимания. А поскольку в районе третьего курса таковая математика безраздельно подавляет все остальное, то довольно длительное время я находился в глубочайшей депрессии как от того, чему меня учат на мехмате, так и от своих способностей, как математика (в области непрерывных наук). Конечно же, моя успеваемость резко покатилась вниз. При этом я соображал не хуже большей части своей группы - мне просто было неинтересно изучать эти предметы (а вот все 'дискретные' дисциплины я всегда сдавал на отлично). На это еще наложился не самый лучший выбор кафедры и научного руководителя (это оказалось далеко не то, что я себе представлял).

К счастью, черные годы прошли, и теперь я гораздо спокойнее смотрю на ситуацию. Кажется, я нашел (после многих лет поисков) ту область математики, в которой мне хотелось бы работать. Но это довольно далеко лежит от того, чему меня учили большую часть четырех последних лет. Моя успеваемость тоже потихоньку пошла вверх.

Итак, каковы результаты моего вскорости заканчивающегося обучения на мехмате?

Минусы: большая часть (по крайней мере, половина) прослушанных мною курсов, как я полагаю, мне совершенно не понадобится никогда более в жизни (и это я понимал еще в процессе обучения). Ученого из меня не получится (по крайней мере, в области 'непрерывной' математики). Я пережил несколько самых черных месяцев в моей жизни, приходящих на пору сессий.

Плюсы: я прослушал несколько интересных и толковых курсов. Я могу зарабатывать себе на жизнь программированием (считаю, что программировать меня научили на мехмате). Надеюсь, что в выбранной узкой области математики я достигну неких результатов. Наконец, скоро я получу диплом лучшего ВУЗа страны.

Мораль:
В конечном счете, я считаю, что сделал после школы правильный выбор. На мехмате оказалось сложно учиться, но здесь собрано множество замечательных людей (как студентов, так и преподавателей). В то время как другой мой знакомый, не поступивший на мехмат и посему прозябающий на физтехе, жалуется на то, что там совершенно отсутствует культурная среда общения. И эта среда общения и есть самое большое достоинство университета.

Теперь о проблемах мехмата, которые мне видятся. Мехмат (да и вся система мехматов и естественнонаучного образования нашей страны), на мой взгляд, не отвечает современному социальному заказу.

Неужели нашей стране требуется три сотни математиков каждый год? Да, я понимаю, что для того, чтобы найти одного Колмогорова нужно просеять тысячи человек через сито мехмата, но что будет с теми, кто через это сито пройдет и не задержится? Думает ли ученый совет мехмата об этих людях, которых все-таки большинство? Сейчас уже не советские времена и весьма небольшая доля выпускников мехмата может (и хочет) найти работу по специальности (то есть математиками!).

Неужели мне в моей дальнейшей деятельности понадобится то множество предметов, которые меня заставляли изучать все эти годы? Да, я понимаю, что Колмогоров внес неоценимый вклад во многие области математики и он был в состоянии прекрасно разбираться во всем многообразии современной математики, но у меня большая часть математики, которой меня учили, никаких положительных эмоций не вызывала. Между тем, я бы с огромным удовольствием прослушал бы и сдал большое количество математических спецкурсов, далеких от обязательной программы, если бы меня уволили от необходимости изучать 'непрерывные' дисциплины.

В ответ на это я рискую услышать уже прозвучавшие слова о 'самом лучшем образовании', на которые отвечу опять же уже прозвучавшими словами 'о самом лучшем образовании в узкой области и о самом трудном во всем остальном'. Не следует ли оставить прерогативу выращивания Колмогоровых Независимому Университету (или создать аналогичную структуру на самом мехмате, если уж не хочется отдавать пальму первенства Независимому) а мехмату подумать обо всех четырех сотнях студентов, поступающих на него каждый год. Кстати, а сколько студентов мехмат оканчивает?

Я несколько раз упомянул Колмогорова, поскольку ввязываться в дискуссию о Новикове, Фоменко и прочих не желаю ни в малейшей степени, а вот Колмогоров - непререкаемый авторитет. Конечно, я не стою и мизинца Андрея Николаевича, но ведь я тоже человек?

Итак, я ратую за реформу нашего высшего образования в целом и мехмата в частности. Насколько я понимаю, западная модель образования (насколько я могу судить о ней) мне представляется более совершенной, в любом случае - более гибкой и гуманной.

Во-первых, набор дисциплин следует модернизировать. Некоторое обновление происходит, но, кажется, недостаточно быстро. Нужно понять, какими знаниями должен обладать современный выпускник мехмата, чтобы успешно работать после его окончания, а какие знания ему наоборот не понадобятся. И в соответствии с этим и строить учебные планы. Уже обсуждалось, что новые преподаватели сами не появятся, но ведь кто ищет, то найдет!

Во-вторых, учить следует не вглубь, а вширь. Лучше не углу@!#$ться в дебри науки, а показать студенту ее многогранность. В дебри он сам залезет в той области, в которой ему захочется.

В-третьих (хотя это почти то же, что и во-вторых), на мой взгляд следует сократить число обязательных курсов, увеличивая число спецкурсов, которые должен сдать студент. Нельзя же всех стричь под одну гребенку! Пусть студент сам выбирает для себя интересные дисциплины. Не доверяете выбор неразумным студентам? Хорошо, пусть за неразумного студента выбор делает разумный научный руководитель.

Мораль:
Уважаемые преподаватели! Уважаемый Ученый Совет! Подумайте наконец о студентах! И все-таки поинтересуйтесь их мнением! Наконец, перестаньте кричать о лучшем в мире образовании, ругаться между собой и выяснять отношения, как это происходит здесь, в эссе Новикова или на кафедре, когда заведующий кафедрой ругался с ученым секретарем а рядом доцент ругался со своим учителем-профессором (довелось мне однажды наблюдать такую картину:).
26.10.2000 17:00
id
Уважаемый студент! Вы совершенно прав
Уважаемый студент!

Вы совершенно правы, что мы несколько увлеклись ненужной дискуссией. Прошу покорно простить. Смею Вас уверить, что Ваше и других студентов мнение нам очень интересно, иначе мы сюда не заходили бы. Думаю, что и абитуриентам интересно прежде всего мнение студентов. Во всяком случае оно им должно быть понятнее. Поэтому, если сюда заходят студенты ВМК, то призываю их тоже отозваться.

Обсуждение проблем стоит все же перенести в другое место. Может, уважаемый вебмастер "прикрутит" к сайту еще один форум специально для этого? Там можно будет высказываться по каждому вопросу отдельно. И было бы хорошо, если бы по поводу существующих проблем больше высказывались студенты и выпускники, недавно окончившие мехмат. У преподавателей есть много других мест для обсуждения актуальных проблем. Если мы не отвечаем в форуме на критику, это не значит, что мы не принимаем ее во внимание и не делаем выводов. Кстати, интересную дискуссию о проблемах математического образования в целом можно найти на страницах приложения "Наука" к Независимой Газете от 18/10/2000 или на
<A HREF="http://science.ng.ru/policy/2000-10-18/4_mathem.html"> science.ng.ru/policy/2000-10-18/4_mathem.html </A>
26.10.2000 19:20
andrei
Большое спасибо за хорошее письмо. Мно
Большое спасибо за хорошее письмо.
Многие из высказанных впечатлений о мехмате совпадают с моими,
которые я получил в свои студенческие годы.

> Прежде всего: нужно ли спрашивать студентов об их отношении к
> факультету и преподавателям? Следует ли проводить evaluation,
> какую бы форму он не принимал: анкетирования или обсуждения на
> форуме? На мой взгляд - обязательно. Потому что студент тоже
> человек, и у него тоже есть свое мнение. И считаться с этим
> мнением надо.

Полностью согласен. Как бы ни возражали против этого
некоторые "радетели за государственные интересы",
наиболее правильную оценку педагогическим качествам
преподавателя могут дать студенты и только они.
Когда я сам был студентом, мои коллеги очень точно
определяли "кто есть кто", и никто, даже самые слабые
студенты, не пропускали без уважительной причины
занятия хороших преподавателей,
а преподавателей-непрофессионалов не уважали
и стремились пропускать, считая время, проведенное
на их лекциях или семинарах потраченным впустую.
Студенты в основной массе совсем не "глупыши"
и не халявщики, и высокопрофессиональному преподавателю
они своим evaluation жизнь никогда не испортят.

> у того
> преподавателя не сломался будильник и не заболел никто из
> родственников - он сидел в это время на кафедре и пил чай.
> Прекрасно зная, что студенты его ждут. И все равно он пил чай,
> поскольку знал, что ничего ему за это не будет, а студенты для
> него - никто.

Очень грустно читать это. Хотя это всего лишь частное
проявление общей "болезни". Многие преподаватели,
которым в качестве места работы более подошла бы
другая организация, не хотят уходить из МГУ главным
образом по причине возможности ощущать сладостное
чувство безграничной власти над безответными студентами.

Я сам много раз наблюдал как преподаватели унижают
студентов: на экзаменах отвергают их правильные ответы,
придираются к мелочам и не дают возможности поправиться,
спрашивают вещи которые не разбирались на лекциях и семинарах.

Как мне кажется, данную ситуацию можно исправить
путем перевода на письменную форму всех экзаменов
(кроме выпускного) как это принято во всех западных
университетах. Аргументы против нецелесобразности этого
(типа того, что на устном экзамене преподаватель может
более объективно оценить качество усвоения материала)
несостоятельны - нужно просто грамотно составить задания
для письменного экзамена, и тогда результаты экзамена
будут объективны.

> большая часть (по крайней мере, половина) прослушанных
> мною курсов, как я полагаю, мне совершенно не понадобится
> никогда более в жизни (и это я понимал еще в процессе
> обучения).

Мне кажется, что единственный выход из такой ситуации -
отмена понятия "обязательного курса". Студентам
просто называется несколько направлений (например -
теория функций, дискретная математика, и т.д.),
и минимальное количество курсов по каждому направлению,
которые они должны сдать.
Конкретные курсы для прослушивания они должны выбирать сами.

> Во-первых, набор дисциплин следует модернизировать. Некоторое
> обновление происходит, но, кажется, недостаточно быстро. Нужно
> понять, какими знаниями должен обладать современный выпускник
> мехмата, чтобы успешно работать после его окончания, а какие
> знания ему наоборот не понадобятся. И в соответствии с этим и
> строить учебные планы.

Абсолютно правильно. Когда-то, будучи студентом,
я пытался организовать анализ опыта работы выпускников,
мы рассылали многим анкеты, получили много ответов,
обработали их, передали в деканат.

Там приняли эту информацию к сведению - и на этом все кончилось.

Я полагаю, что сейчас ситуация не слишком сильно
отличается от того, что было в мои студенческие годы.

Мне кажется, что сейчас с использованием интернета
можно добиться существенного продвижения в решении
вопроса адаптации учебного процесса на мехмате
к современному состоянию рынка труда для его выпускников.
Можно например сделать специальный сайт, на котором
все выпускники могут помещать свое мнение о том,
как именно должен быть скорректирован учебный процесс.

====================

P.S. учитывая негативные аспекты дискуссии с г-ном id,
убедительно прошу его на мое письмо не отвечать.
26.10.2000 21:34
andrei
&gt; 1) &gt; Если ни на МехМате, ни на ВМК (н
> 1)
> Если ни на МехМате, ни на ВМК (несмотря на англ. аббревиатуру
> CMC aka CS, сайт ВМК: www.cs.msu.su) и "не пахло" Computer
> Science, то есть ли в стране где-нибудь ВУЗ (например, как
> обстоят дела в Питере),

Я считаю, что сейчас, в эпоху Интернета, вопрос
о поиске наиболее подходящего учебного заведения
утратил былую актуальность. Многие учебные материалы
в российских и западных университетах выложены
на сервера, и ответ на вопрос "где именно дают
наиболее свежие и актуальные знания" таков -
"в интернете". Что касается мехмата - я считаю, что
хотя ему необходим серьезнейший капитальный ремонт,
по причине того, что, как сказал С.П.Новиков,
"мех/мат МГУ находится на стадии умирания,
он слишком переполнился гнилью",
тем не менее обучить работе с фундаментальными
понятиями там могут лучше, чем в каком-либо другом месте.
Хотя без отношения к излагаемому материалу с должной
критичностью, пониманием того, что мехматовская подготовка -
это лишь "полуфабрикат", и полноценное образование можно
получить только при серьезной самостоятельной работе,
ценность мехматовской подготовки сведется к нулю.

> 2) Если Вы, andrei, выделяете отдельно понятие Theoretical
> Computer Science,
>
> а) то какова же вобще структура CS? Входит ли в понятие CS
> область "software engineering"?

На самом деле термин "CS" имеет несколько смыслов.
Один - это формальная наука о математических методах
исследования компьютерных программ,
со своим кругом понятий и методов. Именно в этом
смысле я имел ввиду CS, говоря что в преподавании на
мехмате и ВМК ее нет.
А другой - это все научные и инженерно-технические области,
которые относится к вопросам, связанным с конструированием
и эксплуатацией вычислительной техники
(сетевые технологии, архитектура микропроцессоров,
человеко-машинный интерфейс, технология программирования,
системы управления базами данных, и т.д.
Хотя никакой "science" в этих инженерно-технических
областях нет.

CS в первом смысле часто называют "Theoretical CS".
Некоторые относят к этой области также теорию сложности,
мат. кибернетику, распознавание зрительных образов,
распознавание речи, теорию машинного обучения,
планирование целенаправленной деятельности,
вычислительную геометрию, нейронные сети,
и т.д. и т.п., хотя на мой взгляд это неправильно -
т.к. все это это - самостоятельные науки, со своими
понятиями и методами. Общепринятых стандартов здесь нет.

> б) если ВМК готовит специалистов в "software engineering",
> которых Вы называете "кодировщиками", то что же в Вашем понятии
> "программист" (а также "...профессиональное программирование,
> не кодирование..." )?

Самая подходящая аналогия процесса программирования -
это процесс строительства.
В этой аналогии профессиональный программист -
это архитектор, а кодировщик - это обычный строитель,
который просто кладет кирпичи куда ему прикажут.

> Откуда они берутся в нашей стране?

IMHO в основном все без исключения высококлассные
программисты в России - самоучки.

Когда я работал на ВМК, я спрашивал многих сильных
студентов, как им помогает программистская подготовка
на ВМК в деле повышения их профессионального мастерства.
Наиболее частый ответ - никак. Все свои наиболее ценные
знания они получили в результате самостоятельной работы -
не чтения учебников, а самостоятельного программирования.

Имела место парадоксальная ситуация.
На 3 курсе ВМК читается курс "Технология программирования".
И чем сильнее студент в программировании, тем ниже у него
оценка за этот курс. Поскольку критерием качества
усвоения материала является способность запомнить
тексты большого размера, смысл и практическая полезность
которых для большинства - довольно туманны.

> в) каков уровень "кодировщиков" ВМК как по сравнению с
> российскими "аналогами" других ВУЗов (каких конкретно?), так и
> с зарубежными

Полной информации об этом у меня нет.

> 3) Почему Вы считатаете, что выпускник МехМата может стать
> хорошим специалистам в новых информационных технологиях
> (кстати, как Вы соотносите это понятие с CS), если МехМат также
> не учит СS.

Здесь надо уточнить: не каждый человек, успешно
закончивший мехмат, может стать хорошим специалистом
в новых информационных технологиях (НИТ).
У тех, кто привык просто "плыть по течению",
механически и некритично пережевывая любой материал,
преподаваемый на мехмате, это не получится.

Но для того, чтобы стать специалистом мирового уровня в НИТ,
способным разбираться в сложнейших абстрактных теориях
связанных с НИТ, нужную культуру абстрактного мышления
можно получить только на мехмате.

> 4) Можно ли сравнивать выпускников МехМата и ВМК ( а также
> других ВУЗов) как специалистов в информационых технологиях.
> Почему как показывает опыт мехматяне чаще выигрывают олимпиады
> по инфоматике, чем ВМКшники?

Я слежу за соревнованиями между мехматов и ВМК
в студенческих программистских олимпиадах
начиная с 1994 года, и насколько я знаю,
успех в этих олимпиадах чередуется попеременно
между мехматом и ВМК примерно с одинаковой частотой:
в одном году выиграли мехматяне, в другом - ВМК, и т.д.

Не надо судить об уровне всех студентах по успехам
некоторых единиц. Кроме того, успех в олимпиаде
в решающей степени зависит не столько от способностей
участника, сколько от правильно организованной
подготовки (не общей подготовки, а именно олимпиадной).

> 5) Почему, если наша страна не готовит специалистов по CS, на
> западе такой спрос на наших "программистов" (которых у нас
> вроде бы и нет особо!!!, одни кодировщики), что опять все
> определяет матподготовка: мы думаем лучше, системнее,
> масштабнее... или мы непревзойденные кодировщики.

Я не имею полной информации о том, чем именно
занимаются наши программисты на западе, но у меня
есть очень сильная уверенность, что большинство из них
занимается там очень рутинной и нетворческой работой.
Везде нужна рабочая сила - поскольку российские
программисты в среднем более выносливы и неприхотливы
чем их западные коллеги, то их берут с большим желанием.
Насколько мне известно (хотя возможно это не так),
есть закономерность: чем в более авторитетной западной
фирме работает программист из России, тем более рутинную
работу он там выполняет - для работы, требующей высочайшей
квалификации и нестандартного подхода, есть большое
количество выпускников элитных университетов (Stanford, MIT, etc.)


Мораль:
для успеха в профессиональной деятельности в области
НИТ очень важна серьезная самостоятельная работа над
постоянным ростом своего профессионального уровня.
Не следует думать, что главное в этой работе - это
довериться какой-то определенной научной школе,
и механически усваивать излагаемые там знания.

К получаемым знаниям нужно относиться с дожным
критицизмом (конечно, не в узко-утилитарном смысле),
в каждый момент спрашивать себя - являются ли
получаемые в данный момент знания наилучшими среди
всего, на что можно потратить время в данный момент?
27.10.2000 01:18
Book Worm
Схема обучения
andrei писал(а):
>
> Как мне кажется, данную ситуацию можно исправить
> путем перевода на письменную форму всех экзаменов
> (кроме выпускного) как это принято во всех западных
> университетах. Аргументы против нецелесобразности этого
> (типа того, что на устном экзамене преподаватель может
> более объективно оценить качество усвоения материала)
> несостоятельны - нужно просто грамотно составить задания
> для письменного экзамена, и тогда результаты экзамена
> будут объективны.

> Мне кажется, что единственный выход из такой ситуации -
> отмена понятия "обязательного курса". Студентам
> просто называется несколько направлений (например -
> теория функций, дискретная математика, и т.д.),
> и минимальное количество курсов по каждому направлению,
> которые они должны сдать.
> Конкретные курсы для прослушивания они должны выбирать сами.

Описанная схема уже реализована. В упоминавшемся г-ном
студент'ом Независимом Университете. Она, на мой взгляд,
обладает только одним недостатком (при том, что в Независимом
учится на порядок меньше народу, чем на мехмате, отчего легче
и преподавателям, и студентам): очень легко схалявить.
Как показывает опыт, тройку получить почти нет
проблем практически по любому курсу, четверку труднее, а пятерку,
в зависимости от лектора, иногда очень трудно. То есть, если есть
желание грызть гранит, то научиться можно очень многому (так и
на мехмате ж то же самое), а вот если нет...
Правда, на спецкурсах, как правило, экзамены домашние,
то есть дается n-ое количество трудных задач, скажем, на неделю.
Это интереснее (но реально легче), чем зубрить теорию.
Но, с другой стороны, всегда ли можно на продвинутых спецкурсах
составить репрезентативную выборку задач, которые можно решить
за несколько часов без дополнительных материалов?

Резюме: система уже функционирует в малых масштабах (на данный
момент в НМУ ходит порядка 100 человек. Всего, на всех курсах)
и уже имеется проблема возможности халявы. Можно ли ее
вводить на мехмате, где народу в 20 раз больше и всем от жизни
нужно разное?
27.10.2000 19:23
andrei
Book Worm писал(а): &gt; обладает только
Book Worm писал(а):

> обладает только одним недостатком: очень легко схалявить.

Это не проблема системы письменных экзаменов в целом -
это проблема составителей заданий для них.
При правильно подготовленных письменных заданиях
результат экзамена будет достаточно объективен.

> Правда, на спецкурсах, как правило, экзамены домашние,
> то есть дается n-ое количество трудных задач, скажем, на неделю.

Опять же - зависит от содержания заданий.
Когда-то давно я учился в 18-м интернате, и там каждую неделю
наш преподаватель геометрии В.Н.Дубровский давал 10 задач
для самостоятельного решения. Все задачи были очень трудные,
и процесс самостоятельного решения оставил у меня наибольшее
впечатления от интерната. Я считаю что всю математику я
освоил (не формально, а интуитивно: не выучил какие-то
сложные определения и теоремы, а именно осознал "печенками")
именно в процессе самостоятельного решения домашних заданий.

> Это интереснее (но реально легче), чем зубрить теорию.

Не согласен что легче, и не уверен что это вообще нужно.

Теории нужно создавать самостоятельно - надо брать задачи
из жизни (о некоторых я уже написал в разделе "преподаватели"),
и создавать для их решения подходящие теории.

27.10.2000 19:44
andrei
Во-первых, извиняюсь за многочисленные л
Во-первых, извиняюсь за многочисленные ляпы типа
"... в основном все без исключения ..." и многие другие в других письмах.
Они образуются потому, что все свои письма я пишу не "линейно",
а используя многочисленные вставки-удаления.

Во-вторых, для того чтобы более детально представить себе
структуру современной CS, могу привести список ведущих
международных журналов по CS, по названиям которых
можно составить некоторое представление о структуре CS:

Information and Computation
Journal of Algorithms
Journal of Computer and System Sciences
Journal of Symbolic Computation
Journal of Visual Languages and Computing
International Journal of Human-Computer Studies
Advances in Computers
Communications of the ACM [ACM = Association for Computing Machinery]
ACM Transactions on Computer-Human Interaction
ACM Transactions on Computational Logic
ACM Transactions on Computer Systems
ACM Transactions on Database Systems
ACM Transactions on Information and System Security
ACM Transactions on Information Systems
ACM Transactions on Modeling and Computer Simulation
ACM Transactions on Programming Languages and Systems
ACM Transactions on Software Engineering and Methodology
ACM Transactions on Design Automation of Electronic Systems
Letters on Programming Languages and Systems
Computing Surveys
Journal of the ACM
SIGMOD Record
Operating Systems Review
Data Base Newsletter
ACM TechNews
Annals of Mathematics and Artificial Intelligence
Annals of Software Engineering
Mobile Networks and Applications
Queuing Systems
Telecommunication Systems
Wireless Networks
World Wide Web
Information Systems Journal
Journal of Computer Assisted Learning
Computational Complexity
The Journal of Functional Programming
Mathematical Structures in Computer Science
The Knowledge Engineering Review
Theory and Practice of Logic Programming
Information Systems
Data & Knowledge Engineering
Journal of Logic Programming
Theoretical Computer Science
Artificial Intelligence
Expert Systems With Applications
Computer Networks and ISBN Systems
Information Processing Letters
Computer Languages
Performance Evaluation
Science of Computer Programming
Parallel Computing
Information Fusion
Networking and Information Systems
Journal of Discrete Algorithms
IEEE Transactions on Knowledge and Data Engineering
IEEE Transactions on Software Engineering
IEEE Transactions on Computers
IEEE Transactions on Parallel and Distributed Systems
IEEE Transactions on Pattern Analysis and Machine Intelligence
IEEE Transactions on Networking
Computer
Bulletin of the Technical Committee on Data Engineering
Internet Computing
IEEE Annals of the History of Computing
AI Communications
Applied Intelligence
Artificial Intelligence and Law
Constraints
Data Mining and Knowledge Discovery
Designs, Codes and Cryptography
Distributed and Parallel Databases
GeoInformatica
Information Retrieval
Journal of Automated Reasoning
Journal of Intelligent Information Systems
Journal of Logic, Language and Information
Machine Learning
Multimedia Tools and Applications
Real-Time Systems
Journal of Combinatorial Optimization
Evolutionary Computation
Journal of Functional and Logic Programming
Chicago Journal of Theoretical Computer Science
Computing Systems
Computational Linguistics
The Computer Journal
Journal of Logic and Computation
Journal of Digital Information
SIAM Journal on Computing
Acta Informatica
AI & Society
Algorithmica
Computing
Distributed Computing
Formal Aspects of Computing
Informatik Spektrum
International Journal on Digital Libraries
International Journal on Software Tools for Technology Transfer
Journal of Cryptology
The Journal of Universal Computer Science
Multimedia Systems
New Generation Computing
Knowledge and Information Systems
Requirements Engineering Journal
Theory of Computing Systems / Mathematical Systems Theory
The Very Large Data Bases Journal
Software - Practice and Experience
Theory and Practice of Object Systems
Journal of the American Society of Information Science
Journal of Software Maintenance
Software Testing, Verification & Reliability
Random Structures & Algorithms
International Journal of Cooperative Information Systems
Parallel Processing Letters

Кроме этих журналов, гораздо большее количество статей по CS
публикуется в трудах многочисленных конференций, наиболее
авторитетные из которых издаются в серии "Lecture Notes in Computer Science".
Многие тома из этой серии есть в ГПНТБ и Библиотеке
естественных наук РАН. Каждый год в этой серии выходит
примерно по 200 сборников размером в среднем в 500-700 страниц.
По их названиям (см. http://www.springer.de/comp/lncs/index.html)
также можно составить представление о том, чем занимается современная CS:



VOL. 1969: Lee, D.T.; Teng, S.-H., (Eds.)
Algorithms and Computation

VOL. 1968: Arimura, H.; Jain, S.; Sharma, A., (Eds.)
Algorithmic Learning Theory

VOL. 1967: Arikawa, S.; Morishita, S., (Eds.)
Discovery Science

VOL. 1966: Bhalla, S., (Ed.)
Databases in Networked Information Systems

VOL. 1963: Hlavac, V.; Jeffery, K.G.; Wiedermann, J., (Eds.)
SOFSEM 2000: Theory and Practice of Informatics

VOL. 1955: Parigot, M.; Voronkov, A., (Eds.)
Logic for Programming and Automated Reasoning

VOL. 1954: Hunt, W.A.Jr.; Johnson, S.D., (Eds.)
Formal Methods in Computer-Aided Design

VOL. 1952: Monard, M.C.; Sichman, J.S., (Eds.)
Advances in Artificial Intelligence

VOL. 1948: Tan, T.; Shi, Y.; Gao, W., (Eds.)
Advances in Multimodal Interfaces - ICMI 2000

VOL. 1945: Grieskamp, W.; Santen, T.; Stoddart, B., (Eds.)
Integrated Formal Methods

VOL. 1943: Koornneef, F.; Meulen, M.van der, (Eds.)
Computer Safety, Reliability, and Security

VOL. 1942: Yasuda, H., (Ed.)
Active Networks

VOL. 1941: Chhabra, A.K.; Dori, D., (Eds.)
Graphics Recognition: Recent Advances

VOL. 1940: Valero, M.; Joe, K.; Kitsuregawa, M.; Tanaka, H., (Eds.)
High Performance Computing

VOL. 1939: Evans, A.; Kent, S.; Selic, B., (Eds.)
UML 2000 - The Unified Modeling Language. Advancing the Standard

VOL. 1937: Dieng, R.; Corby, O., (Eds.)
Knowledge Engineering and Knowledge Management. Methods,
Models, and Tools

VOL. 1935: Delp, S.L.; DiGoia, A.M.; Jaramaz, B., (Eds.)
Medical Image Computing and Computer-Assisted Intervention - MICCAI
2000

VOL. 1934: White, J.S., (Ed.)
Envisioning Machine Translation in the Information Future

VOL. 1933: Brause, R.W.; Hanisch, E., (Eds.)
Medical Data Analysis

VOL. 1932: Ras, Z.W.; Ohsuga, S., (Eds.)
Foundations of Intelligent Systems

VOL. 1931: Horlait, E., (Ed.)
Mobile Agents for Telecommunication Applications

VOL. 1929: Laurini, R., (Ed.)
Advances in Visual Information Systems

VOL. 1928: Brandes, U.; Wagner, D., (Eds.)
Graph Theoretic Concepts in Computer Science

VOL. 1927: Thomas, P.; Gellersen, H.-W., (Eds.)
Handheld and Ubiquitous Computing

VOL. 1926: Joseph, M., (Ed.)
Formal Techniques in Real-Time and Fault-Tolerant Systems

VOL. 1925: Cussens, J.; Dzeroski, S., (Eds.)
Learning Language in Logic

VOL. 1924: Taha, W., (Ed.)
Semantics, Applications, and Implementation of Program Generation

VOL. 1923: Borbinha, J.; Baker, T., (Eds.)
Research and Advanced Technology for Digital Libraries

VOL. 1922: Crowcroft, J.; Roberts, J.; Smirnov, M.I., (Eds.)
Quality of Future Internet Services

VOL. 1921: Liddle, S.W.; Mayr, H.C.; Thalheim, B., (Eds.)
Conceptual Modeling for E-Business and the Web

VOL. 1920: Laender, A.H.F.; Liddle, S.W.; Storey, V., (Eds.)
Conceptual Modeling - ER 2000

VOL. 1919: Ojeda-Aciego, M.; Guzman, I.P.de; Brewka, G.; Pereira, L.M.,
(Eds.)
Logics in Artificial Intelligence

VOL. 1918: Soudris, D.; Pirsch, P.; Barke, E., (Eds.)
Integrated Circuit Design: Power and Timing Modeling, Optimization
and Simulation

VOL. 1917: Schoenauer, M.; Deb, K.; Rudolph, G.; Yao, X.; Lutton, E.;
Merelo, J.J.; Schwefel, H.-P., (Eds.)
Parallel Problem Solving from Nature-PPSN VI

VOL. 1916: Dignum, F.; Greaves, M., (Eds.)
Issues in Agent Communication

VOL. 1915: Dwarkadas, S., (Ed.)
Languages, Compilers, and Run-Time Systems for Scalable Computers

VOL. 1914: Herlihy, M., (Ed.)
Distributed Computing

VOL. 1913: Jansen, K.; Khuller, S., (Eds.)
Approximation Algorithms for Combinatorial Optimization

VOL. 1912: Gurevich, Y.; Kutter, P.W.; Odersky, M.; Thiele, L., (Eds.)
Abstract State Machines - Theory and Applications

VOL. 1911: Feitelson, D.G.; Rudolph, L., (Eds.)
Job Scheduling Strategies for Parallel Processing

VOL. 1910: Zighed, D.A.; Komorowski, J.; Zytkow, J., (Eds.)
Principles of Data Mining and Knowledge Discovery

VOL. 1909: Yakhno, T., (Ed.)
Advances in Information Systems

VOL. 1908: Dongarra, J.; Kacsuk, P.; Podhorszki, N., (Eds.)
Recent Advances in Parallel Virtual Machine and Message Passing
Interface

VOL. 1907: Debar, H.; Me, L.; Wu, S.F., (Eds.)
Recent Advances in Intrusion Detection

VOL. 1906: Porto, A.; Roman, G.-C., (Eds.)
Coordination Languages and Models

VOL. 1905: Scholten, H.; Sinderen, M.J.van, (Eds.)
Interactive Distributed Multimedia Systems and Telecommunication
Services

VOL. 1904: Cerri, S.A.; Dochev, D., (Eds.)
Artificial Intelligence: Methodology, Systems, and Applications

VOL. 1903: Reich, S.; Anderson, K.M., (Eds.)
Open Hypermedia Systems and Structural Computing

VOL. 1902: Sojka, P.; Kopecek, I.; Pala, K., (Eds.)
Text, Speech and Dialogue

VOL. 1901: Etzion, O.; Scheuermann, P., (Eds.)
Cooperative Information Systems

VOL. 1900: Bode, A.; Ludwig, T.; Karl, W.; Wism?ller, R., (Eds.)
Euro-Par 2000 Parallel Processing

VOL. 1899: Nagel, H.-H.; Perales Lopez, F.J., (Eds.)
Articulated Motion and Deformable Objects

VOL. 1898: Blanzieri, E.; Portinale, L., (Eds.)
Advances in Case-Based Reasoning

VOL. 1897: Gutknecht, J.; Weck, W., (Eds.)
Modular Programming Languages

VOL. 1896: Hartenstein, R.W.; Gr?nbacher, H., (Eds.)
Field-Programmable Logic and Applications. The Roadmap to
Reconfigurable Computing

VOL. 1895: Cuppens, F.; Deswarte, Y.; Gollmann, D.; Waidner, M., (Eds.)
Computer Security - ESORICS 2000

VOL. 1894: Dechter, R., (Ed.)
Principles and Practice of Constraint Programming - CP 2000

VOL. 1893: Nielsen, M.; Rovan, B., (Eds.)
Mathematical Foundations of Computer Science 2000

VOL. 1892: Brusilovsky, P.; Stock, O.; Strapparava, C., (Eds.)
Adaptive Hypermedia and Adaptive Web-Based Systems

VOL. 1891: Oliveira, A.L., (Ed.)
Grammatical Inference: Algorithms and Applications

VOL. 1890: Linnhoff-Popien, C.; Hegering, H.-G., (Eds.)
Trends in Distributed Systems: Towards a Universal Service Market

VOL. 1889: Anderson, M.; Cheng, P.; Haarslev, V., (Eds.)
Theory and Application of Diagrams

VOL. 1888: Sommer, G.; Zeevi, Y.Y., (Eds.)
Algebraic Frames for the Perception-Action Cycle

VOL. 1886: Mizoguchi, R.; Slaney, J., (Eds.)
PRICAI 2000 Topics in Artificial Intelligence

VOL. 1885: Havelund, K.; Penix, J.; Visser, W., (Eds.)
SPIN Model Checking and Software Verification

VOL. 1884: Stuller, J.; Pokorny, J.; Thalheim, B.; Masunaga, Y., (Eds.)
Current Issues in Databases and Information Systems

VOL. 1883: Triggs, B.; Zisserman, A.; Szeliski, R., (Eds.)
Vision Algorithms: Theory and Practice

VOL. 1882: Kotz, D.; Mattern, F., (Eds.)
Agent Systems, Mobile Agents, and Applications

VOL. 1881: Zhang, C.; Soo, V.-W., (Eds.)
Design and Applications of Intelligent Agents

VOL. 1880: Bellare, M., (Ed.)
Advances in Cryptology - CRYPTO 2000

VOL. 1879: Paterson, M., (Ed.)
Algorithms - ESA 2000

VOL. 1878: Bowen, J.P.; Dunne, S.; Galloway, A.; King, S., (Eds.)
ZB 2000: Formal Specification and Development in Z and B

VOL. 1877: Palamidessi, C., (Ed.)
CONCUR 2000 - Concurrency Theory

VOL. 1876: Ferri, F.J.; Inesta, J.M.; Amin, A.; Pudil, P., (Eds.)
Advances in Pattern Recognition

VOL. 1875: Bauknecht, K.; Madria, S.K.; Pernul, G., (Eds.)
Electronic Commerce and Web Technologies

VOL. 1874: Kambayashi, Y.; Mohania, M.; Tjoa, AM., (Eds.)
Data Warehousing and Knowledge Discovery

VOL. 1873: Ibrahim, M.; K?ng, J.; Revell, N., (Eds.)
Database and Expert Systems Applications

VOL. 1872: Leeuwen, J.van; Watanabe, O.; Hagiya, M.; Mosses, P.D.; Ito,
T., (Eds.)
Theoretical Computer Science: Exploring New Frontiers of Theoretical
Informatics

VOL. 1870: Deransart, P.; Hermenegildo, M.V.; Maluszynski, J., (Eds.)
Analysis and Visualization Tools for Constraint Programming

VOL. 1869: Aagaard, M.; Harrison, J., (Eds.)
Theorem Proving in Higher Order Logics

VOL. 1868: Koopman, P.; Clack, C., (Eds.)
Implementation of Functional Languages

VOL. 1867: Ganter, B.; Mineau, G.W., (Eds.)
Conceptual Structures: Logical, Linguistic, and Computational Issues

VOL. 1866: Cussens, J.; Frisch, A., (Eds.)
Inductive Logic Programming

VOL. 1865: Apt, K.R.; Kakas, A.; Monfroy, E.; Rossi, F., (Eds.)
New Trends in Constraints

VOL. 1864: Choueiry, B.Y.; Walsh, T., (Eds.)
Abstraction, Reformulation, and Approximation

VOL. 1863: Carter, L.; Ferrante, J., (Eds.)
Languages and Compilers for Parallel Computing

VOL. 1862: Clote, P.G.; Schwichtenberg, H., (Eds.)
Computer Science Logic

VOL. 1861: Lloyd, J.; Dahl, V.; Furbach, U.; Kerber, M.; Lau, K.-K.;
Palamidessi, C.; Pereira, L.M.; Sagiv, Y.; Stuckey, P.J., (Eds.)
Computational Logic - CL 2000

VOL. 1860: Klusch, M.; Kerschberg, L., (Eds.)
Cooperative Information Agents IV - The Future of Information Agents
in Cyberspace

VOL. 1858: Du, D.-Z.; Eades, P.; Estivill-Castro, V.; Lin, X.; Sharma, A.,
(Eds.)
Computing and Combinatorics

VOL. 1857: Kittler, J.; Roli, F., (Eds.)
Multiple Classifier Systems

VOL. 1856: Veloso, M.; Pagello, E.; Kitano, H., (Eds.)
RoboCup-99: Robot Soccer World Cup III

VOL. 1855: Emerson, E.A.; Sistla, A.P., (Eds.)
Computer Aided Verification

VOL. 1854: Lacoste, G.; Pfitzmann, B.; Steiner, M.; Waidner, M., (Eds.)
SEMPER - Secure Electronic Marketplace for Europe

VOL. 1853: Montanari, U.; Rolim, J.D.P.; Welzl, E., (Eds.)
Automata, Languages and Programming

VOL. 1852: Thierauf, T.
The Computational Complexity of Equivalence and Isomorphism
Problems

VOL. 1851: Halldorsson, M.M., (Ed.)
Algorithm Theory - SWAT 2000

VOL. 1850: Bertino, E., (Ed.)
ECOOP 2000 - Object-Oriented Programming

VOL. 1849: Freska, C.; Brauer, W.; Habel, C.; Wender, K.F., (Eds.)
Spatial Cognition II

VOL. 1848: Giancarlo, R.; Sankoff, D., (Eds.)
Combinatorial Pattern Matching

VOL. 1847: Dyckhoff, R., (Ed.)
Automated Reasoning with Analytic Tableaux and Related Methods

VOL. 1846: Lu, H.; Zhou, A., (Eds.)
Web-Age Information Management

VOL. 1845: Keller, H.B.; Pl?dereder, E., (Eds.)
Reliable Software Technologies Ada-Europe 2000

VOL. 1844: Frakes, W.B., (Ed.)
Software Reuse: Advances in Software Reusability

VOL. 1843: Vernon, D., (Ed.)
Computer Vision - ECCV 2000

VOL. 1842: Vernon, D., (Ed.)
Computer Vision - ECCV 2000

VOL. 1841: Dawson, E.; Clark, A.; Boyd, C., (Eds.)
Information Security and Privacy

VOL. 1840: Bomarius, F.; Oivo, M., (Eds.)
Product Focused Software Process Improvement

VOL. 1839: Gauthier, G.; Frasson, C.; VanLehn, K., (Eds.)
Intelligent Tutoring Systems

VOL. 1838: Bosma, W., (Ed.)
Algorithmic Number Theory

VOL. 1837: Backhouse, R.; Nuno Oliveira, J., (Eds.)
Mathematics of Program Construction

VOL. 1836: Masand, B.; Spiliopoulou, M., (Eds.)
Web Usage Analysis and User Profiling

VOL. 1835: Christodoulakis, D.N., (Ed.)
Natural Language Processing - NLP 2000

VOL. 1834: Heudin, J.-C., (Ed.)
Virtual Worlds

VOL. 1833: Bachmair, L., (Ed.)
Rewriting Techniques and Applications

VOL. 1832: Lings, B.; Jeffery, K., (Eds.)
Advances in Databases

VOL. 1831: McAllester, D., (Ed.)
Automated Deduction - CADE-17

VOL. 1830: Kropf, P.; Babin, G.; Plaice, J.; Unger, H., (Eds.)
Distributed Communities on the Web

VOL. 1829: Fonlupt, C.; Hao, J.-K.; Lutton, E.; Ronald, E.; Schoenauer,
M., (Eds.)
Artificial Evolution

VOL. 1827: Bert, D.; Choppy, C.; Mosses, P., (Eds.)
Recent Trends in Algebraic Development Techniques

VOL. 1826: Cazzola, W.; Stroud, R.J.; Tisato, F., (Eds.)
Reflection and Software Engineering

VOL. 1825: Nielsen, M.; Simpson, D., (Eds.)
Application and Theory of Petri Nets 2000

VOL. 1824: Palsberg, J., (Ed.)
Static Analysis

VOL. 1823: Bubak, M.; Williams, R.; Afsarmanesh, H.; Hertzberger, B.,
(Eds.)
High-Performance Computing and Networking

VOL. 1822: Hamilton, H.J.
Advances in Artificial Intelligence

VOL. 1821: Logananthara, R.; Palm, G.; Ali, M., (Eds.)
Intelligent Problem Solving. Methodologies and Approaches

VOL. 1820: Quisquater, J.-J.; Schneier, B., (Eds.)
Smart Card. Research and Applications

VOL. 1819: Jonker, W., (Ed.)
Databases in Telecommunications

VOL. 1818: Omidyar, C.G., (Ed.)
Mobile and Wireless Communication Networks

VOL. 1817: Bossi, A., (Ed.)
Logic-Based Program Synthesis and Transformation

VOL. 1816: Rus, T., (Ed.)
Algebraic Methodology and Software Technology

VOL. 1815: Pujolle, G.; Perros, H.; Fdida, S.; K?rner, U.; Stavrakakis, I.,
(Eds.)
NETWORKING 2000 Broadband Communications, High Performance
Networking, and Performance of Communication Networks

VOL. 1813: Lanzi, P.L.; Stolzmann, W.; Wilson, S.W., (Eds.)
Learning Classifier Systems

VOL. 1812: Wyatt, J.; Demiris, J., (Eds.)
Advances in Robot Learning

VOL. 1811: Lee, S.-W.; B?lthoff, H.H.; Poggio, T., (Eds.)
Biologically Motivated Computer Vision

VOL. 1810: Lopez de Mantaras, R.; Plaza, E., (Eds.)
Machine Learning: ECML 2000

VOL. 1809: Biundo, S.; Fox, M., (Eds.)
Recent Advances in AI Planning

VOL. 1807: Preneel, B., (Ed.)
Advances in Cryptology - EUROCRYPT 2000

VOL. 1806: Aalst, W.,van der; Desel, J.; Oberweis, A., (Eds.)
Business Process Management

VOL. 1805: Terano, T.; Liu, H.; Chen, A.L.P., (Eds.)
Knowledge Discovery and Data Mining. Current Issues and New
Applications

VOL. 1804: Azvine, B.; Azarmi, N.; Nauck, D.D., (Eds.)
Intelligent Systems and Soft Computing

VOL. 1803: Cagnoni, S.; Poli, R.; Smith, G.D.; Corne, D.; Oates, M.; Hart,
E.; Lanzi, P.L.; Willem, E.J.; Li, Y.; Paechter, B.; Fogarty, T.C., (Eds.)
Real-World Applications of Evolutionary Computing

VOL. 1802: Poli, R.; Banzhaf, W.; Langdon, W.B.; Miller, J.; Nordin, P.;
Fogarty, T.C., (Eds.)
Genetic Programming

VOL. 1801: Miller, J.; Thompson, A.; Thomson, P.; Fogarty, T.C., (Eds.)
Evolvable Systems: From Biology to Hardware

VOL. 1800: Rolim, J., (Ed.)
Parallel and Distributed Processing

VOL. 1799: Czarnecki, K.; Eisenecker, U.W., (Eds.)
Generative and Component-Based Software Engineering

VOL. 1797: Falsafi, B.; Lauria, M., (Eds.)
Network-Based Parallel Computing - Communication, Architecture, and
Applications

VOL. 1796: Christianson, B.; Crispo, B.; Malcolm, J.A.; Roe, M., (Eds.)
Security Protocols

VOL. 1795: Sventek, J.; Coulson, G., (Eds.)
Middleware 2000

VOL. 1794: Kirchner, H.; Ringeissen, C., (Eds.)
Frontiers of Combining Systems

VOL. 1793: Cairo, O.; Sucar, E.L.; Cantu, F.J., (Eds.)
MICAI 2000: Advances in Artificial Intelligence

VOL. 1792: Lamma, E.; Mello, P., (Eds.)
AI*IA 99:Advances in Artificial Intelligence

VOL. 1791: Fensel, D., (Ed.)
Problem-Solving Methods

VOL. 1790: Lynch, N.; Krogh, B., (Eds.)
Hybrid Systems: Computation and Control

VOL. 1789: Wangler, B.; Bergman, L., (Eds.)
Advanced Information Systems Engineering

VOL. 1788: Moukas, A.; Sierra, C.; Ygge, F., (Eds.)
Agent Mediated Electronic Commerce II

VOL. 1787: Song, J.S., (Ed.)
Information Security and Cryptology - ICISC'99

VOL. 1786: Haverkort, B.R.; Bohnenkamp, H.C.; Smith, C.U., (Eds.)
Computer Performance Evaluation. Modelling Techniques and Tools

VOL. 1785: Graf, S.; Schwartzbach, M., (Eds.)
Tools and Algorithms for the Construction and Analysis of Systems

VOL. 1784: Tiuryn, J., (Ed.)
Foundation of Software Science and Computation Structures

VOL. 1783: Maibaum, T., (Ed.)
Fundamental Approaches to Software Engineering

VOL. 1782: Smolka, G., (Ed.)
Programming Languages and Systems

VOL. 1781: Watt, D.A., (Ed.)
Compiler Construction

VOL. 1780: Conradi, R., (Ed.)
Software Process Technology

VOL. 1779: Nagl, M.; Sch?rr, A.; M?nch, M., (Eds.)
Applications of Graph Transformations with Industrial Relevance

VOL. 1778: Wermter, S.; Sun, R., (Eds.)
Hybrid Neural Systems

VOL. 1777: Zaniolo, C.; Lockemann, P.C.; Scholl, M.H.; Grust, T., (Eds.)
Advances in Database Technology - EDBT 2000

VOL. 1776: Gonnet, G.H.; Panario, D.; Viola, A., (Eds.)
LATIN 2000: Theoretical Informatics

VOL. 1775: Thielscher, M.
Challenges for Action Theories

VOL. 1774: Delgado, J.; Stamoulis, G.D.; Mullery, A.; Prevedourou, D.;
Start, K., (Eds.)
Telecommunications and IT Convergence. Towards Service E-volution

VOL. 1773: Saake, G.; Schwarz, K.; T?rker, C., (Eds.)
Transactions and Database Dynamics

VOL. 1772: Beetz, M.
Concurrent Reactive Plans

VOL. 1771: Lambrix, P.
Part-Whole Reasoning in an Object-Centered Framework

VOL. 1770: Reichel, H.; Tison, S., (Eds.)
STACS 2000

VOL. 1769: Haring, G.; Lindemann, C.; Reiser, M., (Eds.)
Performance Evaluation: Origins and Directions

VOL. 1768: Pfitzmann, A., (Ed.)
Information Hiding

VOL. 1767: Bongiovanni, G.; Gambosi, G.; Petreschi, R., (Eds.)
Algorithms and Complexity

VOL. 1766: Jazayeri, M.; Loos, R.G.K.; Musser, D.R., (Eds.)
Generic Programming

VOL. 1765: Ishida, T.; Isbister, K., (Eds.)
Digital Cities

VOL. 1764: Ehrig, H.; Engels, G.; Kreowski, H.-J.; Rozenberg, G., (Eds.)
Theory and Application to Graph Transformations

VOL. 1763: Akiyama, J.; Kano, M.; Urabe, M., (Eds.)
Discrete and Computational Geometry

VOL. 1762: Schewe, K.-D.; Thalheim, B., (Eds.)
Foundations of Information and Knowledge Systems

VOL. 1761: Caferra, R.; Salzer, G., (Eds.)
Automated Deduction in Classical and Non-Classical Logics

VOL. 1760: Meyer, J.-J.C.; Schobbens, P.-Y., (Eds.)
Formal Models of Agents

VOL. 1759: Zaki, M.J.; Ho, C.-T., (Eds.)
Large-Scale Parallel Data Mining

VOL. 1758: Heys, H.; Adams, C., (Eds.)
Selected Areas in Cryptography

VOL. 1757: Jennings, N.R.; Lesperance, Y., (Eds.)
Intelligent Agents VI. Agent Theories, Architectures, and Languages

VOL. 1755: Bjorner, D.; Broy, M.; Zamulin, A.V., (Eds.)
Perspectives of System Informatics

VOL. 1754: V??n?nen, J., (Ed.)
Generalized Quantifiers and Computation

VOL. 1753: Pontelli, E.; Vitor, S.C., (Eds.)
Practical Aspects of Declarative Languages

VOL. 1752: Krakowiak, S.; Shrivastava, S., (Eds.)
Advances in Distributed Systems

VOL. 1751: Imai, H.; Zheng, Y., (Eds.)
Public Key Cryptography

VOL. 1750: Knuth, D.E.
MMIXware

VOL. 1749: Hui, L.C.-K.; Lee, D.L., (Eds.)
Internet Applications

VOL. 1748: Leong, H.V.; Lee, W.-C.; Li, B.; Yin, L., (Eds.)
Mobile Data Access

VOL. 1747: Foo, N., (Ed.)
Advanced Topics in Artificial Intelligence

VOL. 1746: Walker, M., (Ed.)
Cryptography and Coding

VOL. 1745: Banerjee, P.; Prasanna, V.K.; Sinha, B.P., (Eds.)
High Performance Computing - HiPC'99

VOL. 1744: Staab, S.
Grading Knowledge

VOL. 1743: Moreira, A.; Demeyer, S., (Eds.)
Object-Oriented Technology

VOL. 1742: Thiagarajan, P.S.; Yap, R., (Eds.)
Advances in Computing Science - ASIAN'99

VOL. 1741: Aggarwal, A.; Pandu Rangan, C., (Eds.)
Algorithms and Computations

VOL. 1740: Baumgart, R., (Ed.)
Secure Networking - CQRE (Secure) '99

VOL. 1739: Braffort, A.; Gherbi, R.; Gibet, S.; Richardson, J.; Teil, D.,
(Eds.)
Gesture-Based Communication in Human-Computer Interaction

VOL. 1738: Pandu Rangan, C.; Raman, V.; Ramanujam, R., (Eds.)
Foundations of Software Technology and Theoretical Computer
Science

VOL. 1737: Agouris, P.; Stefanidis, A., (Eds.)
Integrated Spatial Databases: Digital Images and GIS

VOL. 1736: Rizzo, L.; Fdida, S., (Eds.)
Networked Group Communication

VOL. 1735: Amtrup, J.W.
Incremental Speech Translation

VOL. 1734: Hellwagner, H.; Reinefeld, A., (Eds.)
SCI: Scalable Coherent Interface

VOL. 1733: Nakashima, H.; Zhang, C., (Eds.)
Approaches to Intelligent Agents

VOL. 1732: Matsuoka, S.; Oldehoeft, R.R.; Tholburn, M., (Eds.)
Computing in Object-Oriented Parallel Environments

VOL. 1731: Kratochvil, J., (Ed.)
Graph Drawing

VOL. 1730: Gelfond, M.; Leone, N.; Pfeifer, G., (Eds.)
Logic Programming and Nonmonotonic Reasoning

VOL. 1729: Mambo, M.; Zheng, Y., (Eds.)
Information Security

VOL. 1728: Akoka, J.; Bouzeghoub, M.; Comyn-Wattiau, I.; Metais, E.,
(Eds.)
Conceptual Modeling ER'99

VOL. 1727: Chen, P.P.; Embley, D.W.; Kouloumdjian, J.; Liddle, S.W.;
Roddick, J.F., (Eds.)
Advances in Conceptual Modeling

VOL. 1726: Varadharajan, V.; Mu, Y., (Eds.)
Information and Communication Security

VOL. 1725: Pavelka, J.; Tel, G.; Bartosek, M., (Eds.)
SOFSEM'99: Theory and Practice of Informatics

VOL. 1724: Christensen, H.I; Bunke, H.; Noltemeier, H., (Eds.)
Sensor Based Intelligent Robots

VOL. 1723: France, R.; Rumpe, B., (Eds.)
UML'99 - The Unified Modeling Language Beyond the Standard

VOL. 1722: Middeldorp, A.; Sato, T., (Eds.)
Functional and Logic Programming

VOL. 1721: Arikawa, S.; Furukawa, K., (Eds.)
Discovery Science

VOL. 1720: Watanabe, O.; Yokomori, T., (Eds.)
Algorithmic Learning Theory

VOL. 1719: Fossorier, M.; Imai, H.; Lin, S.; Poli, A., (Eds.)
Applied Algebra, Algebraic Algorithms and Error-Correcting Codes

VOL. 1718: Diaz, M.; Owezarski, P.; Senac, P., (Eds.)
Interactive Distributed Multimedia Systems and Telecommunication
Services

VOL. 1717: Koc, C.K.; Paar, C., (Eds.)
Cryptographic Hardware and Embedded Systems

VOL. 1716: Lam, K.Y.; Okamoto, E.; Xing, C., (Eds.)
Advances in Cryptology - ASIACRYPT'99

VOL. 1715: Perner, P.; Petrou, M., (Eds.)
Machine Learning and Data Mining in Pattern Recognition

VOL. 1714: Pazienza, M.T., (Ed.)
Information Extraction

VOL. 1713: Jaffar, J., (Ed.)
Principles and Practice of Constraint Programming - CP'99

VOL. 1712: Boley, H.
A Tight, Practical Integration of Relations and Functions

VOL. 1711: Zhong, N.; Skowron, A.; Ohsuga, S., (Eds.)
New Directions in Rough Sets, Data Mining, and Granular-Soft
Computing

VOL. 1710: Olderog, E.-R.; Steffen, B., (Eds.)
Correct System Design

VOL. 1709: Wing, J.M.; Woodcook, J.; Davies, J., (Eds.)
FM'99 - Formal Methods

VOL. 1708: Wing, J.M.; Woodcook, J.; Davies, J., (Eds.)
FM'99 - Formal Methods

VOL. 1707: Gellersen, H.-W., (Ed.)
Handheld and Ubiquitous Computing

VOL. 1706: Hatcliff, J.; Mogensen, T.; Thiemann, P., (Eds.)
Partial Evaluation. Practice and Theory

VOL. 1705: Ganzinger, H.; McAllester, D.; Voronkov, A., (Eds.)
Logic Programming and Automated Reasoning

VOL. 1704: Zytkow, J.M.; Rauch, J., (Eds.)
Principles of Data Mining and Knowledge Discovery

VOL. 1703: Pierre, L.; Kropf, T., (Eds.)
Correct Hardware Design and Verification Methods

VOL. 1702: Nadathur, G., (Ed.)
Principles and Practice of Declarative Programming

VOL. 1701: Burgard, W.; Christaller, T.; Cremers, A.B., (Eds.)
KI-99: Advances in Artificia


27.10.2000 23:17
И.И.Перепелкин
Огромное спасибо за такую полезную инфор
Огромное спасибо за такую полезную информацию.
А нельзя ли о каждом журнале по паре слов?
28.10.2000 20:25
andrei
Про все журналы писать не буду, по причи
Про все журналы писать не буду, по причине возможности для любого
желающего найти нужную информацию самостоятельно
(используя www.altavista.com)

Самый высокий математический уровень имеет журнал
"Information and Computation".

Его тематика:

Categories in programming
Compiler optimization and verification
Computational complexity
Computer theorem-proving
Concurrent processes
Cryptology
Data bases
Design and analysis of algorithms
Discrete optimization and mathematical programming
Distributed and parallel computation
Inductive inference and learning theory
Lambda calculus
Logic and verification of computer programs
Logic programming
Probabilistic computation
Randomness, pseudorandomness, and Kolmogorov complexity
Semantics of programming languages
Symbolic computation and rewriting systems
Types and typechecking in programming
Извините, вы не можете публиковать ответы в этой теме, поскольку она закрыта.