В сфере образования российские органы власти допускают серьезные ошибки. Такое мнение высказал корреспонденту "Росбалта" известный педагог, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Асмолов. Вопрос возник в связи с многочисленным жалобами на пренебрежение гуманитарным образованием в современной России, в том числе с последним открытым
письмом ученого совета филфака Московского государственного университета.
"Сегодня ни на уровне правительства, ни на уровне отдельных личностей нет того человека, который бы выдвинул замысел или умысел разрушить образование, - заметил эксперт. - Ситуация гораздо более грустная, чем наличие того или иного конкретного врага. Она заключается в том, что многие наши действия, в том числе управленческие, напоминают действия "чеховского злоумышленника", которые откручивает гайки с рельсов на грузила".
"Ответственно говорю, что никто словесности в школе ни на час не сокращает, - подчеркнул Асмолов. - Наоборот количество часов в старшей школе увеличивается. И при этом увеличивается возможность вариативного развивающего образования. Вопрос стоит о качестве подготовки учителей в педвузах, где у нас огромная беда, и о качестве учебников, где у нас огромная проблема".
В то же время, на уровне конкретных вузов, действительно, допускается масса ошибок. Александр Асмолов назвал трагической ситуацию, сложившуюся в Санкт-Петербургском государственном университете, где прием на филфак сократился до 25 бюджетных мест. "Бюджетный набор каждый раз обсуждается, и контрольные цифры приема согласуются с разными властными уровнями. И это зависит от позиции, которую отстаивают ректора, - подчеркнул эксперт. - Это дело достижения консенсуса. Надо серьезно разбираться и понять мотивацию всех сторон".
"Когда мы начинаем сокращать прием на классическую психологию или вдруг забываем о необходимости романо-германского, греческого и других отделений, мы проигрываем в культуре, - отметил Александр Асмолов. - Я считал и продолжаю считать, что гуманитарная культура - ключевой фактор конкурентоспособности России. И если через призму технократической оценки по недомыслию срезаются и попадают под удар гуманитарные вузы - это ошибка в стиле чеховского злоумышленника, и ее необходимо в самое ближайшее время жестко отрефлектировать и исправлять. Нужны совершенно другие оценки эффективности вузов. Критерии, где качество и талант преподавателя должны быть оценены, а не площади и число иностранных студентов".
Росбалт