Традиции барокко в архитектуре
Петербурга середины XIX - начала XX века.
Бурдяло Алексей Викторович
Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата искусствоведения
Кафедра искусствоведения и
методики преподавания изобразительного
искусства РГПУ им. А.И. Герцена
Научный руководитель: доктор
искусствоведения, профессор В.Г. Лисовский
Архитектура России
В данной главе раскрывается характер оценочных
суждений о "втором барокко", о его роли в
развитии отечественного зодчества и о близких к
нему разновидностях архитектуры. Кроме того, в
данной главе затрагиваются вопросы
типологической характеристики художественного
мышления эпохи эклектики, особенностями
которого было определено художественное
своеобразие новой трактовки образов барокко.
Раздел посвящен проблемам сравнительного
анализа произведений архитектуры необарокко и
некоторых других направлений архитектуры
исследуемого периода, а также определению
качественного уровня критической
характеристики архитектурного творчества в
данном направлении. Исследователями обоснованно
затрагивается вопрос о правомерности трактовки
явления, обозначенного термином "эклектика", как
художественного стиля эпохи. Более
обстоятельное и углубленное изучение искусства
XIX и XX вв. неизбежно вносит существенные
коррективы и в определение самой категории
стиля. В одной из новейших интерпретаций стиль
характеризуется в первую очередь как "живой
художественный процесс", а не "постоянная и
неизменная структура" ( В.Г. Власов, 1995 ). Это
позволяет определить стиль как общность
художественных тенденций определенной эпохи
или, в узком смысле, собственно способ творчества
художника, своего рода интегратор всех
компонентов формообразования в творческом
процессе. Такое определение даст возможность
рассматривать эклектику в качестве исходного
формообразующего русла, ответвлениями которого
являются все основанные на конкретных
исторических прототипах стилистические
разновидности, объединенные общим характером
отношения к идейному и образному содержанию
оригиналов, общим творческим методом, основанным
на принципе выбора художественного материала в
соответствии с заданными новой эпохой целями, с
условиями и запросами нового времени. В русле
эклектики выделяется ряд неостилей - новых
модификаций художественных систем конкретных
исторических эпох или определенных регионов. Неостиль основан на
использовании принципов и характерньк форм
стиля, избранного художниками в процессе
исследования памятников искусства прошедших
эпох. Термин "неостиль" служит также
обозначением стилистического направления -
программно оформленного творческого движения,
обусловленного как избранным в художественном
наследии ориентиром формообразования, так и
закономерностями, общими для развития нового
искусства, свойственными новой эпохе
особенностями художественного мышления. В
неостиле, таким образом, фокусируется сложное
взаимодействие традиций и новаций:
обнаруживаются свойства оригинального стиля,
обеспечившие его бытование в прошлом и, с другой
стороны, актуализирующие его дня современности
(применительно к барокко это, в первую очередь,
изящество и комфорт, сочетание
помпезно-монумонтальных форм с удобством и
целесообразностью объемно-пространственной
структуры здания).
Исходя из приведенных выше определений,
направление эклектики, основанное на внедрении
принципов, приемов и форы барочного зодчества в
проектирование и строительство середины XIX -
начала XX в. и являющееся предметом данного
исследования, уместно обозначить термином "необарокко". Конкретный факт
использования художественной системы, уже
сделавшейся достоянием истории, при исполнении
какого-либо произведения в эклектическом
неостиле, а также (в узком смысле)
воспроизведение в отдельных элементах
композиции уже известных форм, определены в
современном искусствознании термином
"стилизация". Но этот термин не раскрывает
различные варианты интерпретации мотивов и форм
барокко в эклектике. Поэтому для качественных
уровней "вторичного воплощения" барокко
диссертантом предложены определения по ряду
специальных наименований, уже используемых
применительно к характеристике неоготики и
"неорусских стилей": реминисценции -
условного воспроизведения ряда черт оригинала в
свободном сочетании мотивов; репликацни -
авторской интерпретации конкретного образца с
возможным изменением деталей; ретроспекция
-системного воспроизведения стиля прототипа без
существенных изменений в комплексе его
выразительных средств ( в архитектуре - с полной
согласованностью конструктивного и
декоративно-композиционного аспектов в решении
всей постройки ). Разведение этих понятий
позволило осуществить классификацию основных
тенденций в русле исследуемого неостиля.
Раздел содержит подробное освещение
теоретических, литературных, публицистических и
документальных первоисточников, раскрывающих
характер отношения зодчих-эклектиков и их
со-временников к архитектурному наследию
Западной Европы и России эпохи барокко; к их
числу относятся труды в области теории
архитектуры, критические очерки,
энциклопедические и журнальные статьи, заметки,
мемуары, письма и дневники. Изучение этих материа
лов предпринято с целью определить уровень
теоретической оформленности необарочного
направления, а также специфику образного
восприятия и проблематику изучения зодчества
конца XVI - первой половины ХУШ в., оценку его
выразительных средств и эмоционального
потенциала. Заметный интерес к барокко знатоки
архитектуры проявляют ужв в 1830 - 1850- х гг.,
подчеркивая значимость нововведений, связанных
с именами Микеланджело и Дж.
Виньолы. В этот период устанавливается наличие
таких свойств стиля, как драматизм,
"странность", иррациональность. Ведущие
теоретики фактически признают возможность
употребления ряда приемов барокко в современной
им архитектуре. Критики подчеркивают
внушительность силы эмоционального воздействия
образов барокко. Появляются публикации,
содержащие сведения о непосредственном влиянии
итальянского барокко на творчество
архитекторов, работавших в России в ХУШ в.
Главным связующим звеном родственных линий
развития отечественного и западного зодчества
уверенно провозглашается деятельность Ф.-Б.
Растрелли, в характеристиках которой
неизменно преобладает восторженный тон.
Обнаруживается неподдельный интерес к
многолетним традициям петербургской
архитектуры, к характерным особенностям
изначального облика Петербурга. Вместе с тем,
художественная мысль России середины XIX в. часто
демонстрирует весьма критическое восприятие
западноевропейских барочных оригиналов. Многие
авторы воспринимают появление барокко как
художественную аномалию, возникшую вследствие
умышленной "порчи" или "вырождения"
стилистики Ренессанса ( А.П. Попов,
А.Т. Жуковский, А.П. Башуцкий, С.Г. Строганов).
Впечатление сословной ограниченности сферы
влияния барокко, уверенность в том, что
"создатели" стиля не учитывали в должной
мере запросы пользователей и зрителей, искажали
в своих произведениях немаловажные
теоретические основы зодчества - все это
побуждало рассматривать барокко не как стиль, а
как "манеру", т.е. в границах определения
более частного понятия. Двойственный характер
воззрений на барокко сохраняется практически на
всем протяжении прошлого столетия. Но во второй
половине XIX в. архитектурное творчество эпохи
барокко получает и ряд положительных отзывов (
А.П. Брюллов, П.Я. Чаадаев, Н.В. Кукольник );
характерные для него приемы и формы широко
используются в архитектурной практике.
Необходимость теоретического подкрепления
опытов необарочного зодчества становится все
более ощутимой. В 1890-е-1900-е гг. на Западе выходит в
свет ряд выдающихся работ, посвященных барочному
искусству ( Г. Всльфлин, К. Гурлитт, А.
Гильдебранд и др. ). Пересмотр воззрений на
барокко и исторически связанные с ним
модификации архитектуры назревает в это время и
в русской художественной мысли. Уже в 1883 г. Н.В.
Султанов впервые акцентирует особенности
зрительного восприятия, свойственные эпохе
барокко; позже он осуществляет классификацию
основных проявлений стиля. В работах
исследователей искусства начала XX в. опыт
мастеров барокко актуализируется в
сопоставлении с творческими поисками
современных деятелей искусства. В частности, в
изысканиях эклектиков и в последовавших на
рубеже столетий поисках "нового стиля"
усматривается уже не только использование
типичных для барокко мотивов, но и осознанное
соблюдение основных принципов барочного
искусства.
Наиболее обстоятельное и многоплановое
исследование генезиса барокко, его
историко-художественного резонанса, импульсов
западного влияния в допетровской России и
особенностей развития барокко в новом русском
искусстве проводят в 1900 - 1910-е гг. В.Я.
Курбатов и И.Э. Грабарь. Последний
проводит ряд параллелей между барокко и стилем
модерн, прослеживает влияние ранних барочных
форм на искусство России рубежа XVII и XVIII в. О
начале фундаментальной исследовательской
работы по изучению общих закономерностей
стилеобразования в западноевропейском и русском
зодчестве начала Нового времени, а также об
осознании смысла обращения зодчих- эклектиков к
традициям барокко свидетельствуют
искусствоведческие работы А.Н.
Бенуа, Н.Е.
Лансере, Л.А.
Ильина, в которых впервые ставится под
сомнение объективность отрицательных оценок
творчества русских мастеров в русле барокко и
необарокко. Изучение указанных источников
позволило установить, что восприятие оригиналов
барокко на протяжении 1830- 1890-х гг. было
преимущественно бессистемным: как правило,
высказывались суждения об отдельных мастерах
данного стиля и их произведениях. В качестве
стилистических ориентиров необарочного
направления в середине и второй половине XIX в.
чаще всего выступает стиль, непосредственно
предшествующий барокко - поздний
Ренессанс, модификациями которого считались
вплоть до начала XX в. стиль рококо и русское
барокко XVIII столетия, вызывающее в эпоху
эклектики огромный практический интерес. Но
общность принципов "стиля
Растрелли" со сти-леобразующими началами
барокко на Западе не была осмыслена в полной
мере. В качестве специфической системы барокко
рассматривается лишь с 1900- х гг., но и тогда
программа его воссоздания была только намечена в
общих чертах, что обеспечило необарочному
направлению сильную зависимость от условий
исполнения конкретных произведений.
<--- Назад Содержание Далее
--->
Написать комментарий
|