Традиции барокко в архитектуре
Петербурга середины XIX - начала XX века.
Бурдяло Алексей Викторович
Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата искусствоведения
Кафедра искусствоведения и
методики преподавания изобразительного
искусства РГПУ им. А.И. Герцена
Научный руководитель: доктор
искусствоведения, профессор В.Г. Лисовский
Архитектура России
Глава посвящена проблемам трансформации
барочных компонентов в принципиально новые
объемно-пространственные структуры зданий,
возводимых в Петербурге в 1860-1910-е гг. Охарактеризованы
необарочные реминисценции поздней эклектики. Подсчет проведан
актором на основе данных из архивных и музейных
фондов Петербурга ( частью - опубликованных А.А.
Ивановым и Б.М. Кириковым ) - Научно-
исследовательского музея Российской
Академии художеств, Российского
государственного исторического архива, Центрального государственного
исторического архива СПб. В общем перечне
необарочных посчровк 26% составлиот
ведомственные заказы, в том числе 18%-заказы
министерства императорского двора, 27%-частные
заказы представителей родовой знати, придворных
кругов и высшей имперской бюрократии; 29% -
офицеров, гражданских чиновников (14-6 классов по
"Табели о рангах" ) и членов их
семей- Среди "поклонников" необарокко
выделяются предприниматели, промышленники и
купцы -14%; удалось установить, что двое из них были
в прошлом крепостными крестьянами.
В этот период интерес русской публики к барокко
значительно снижается, что обусловлено
активизацией освоения древнерусского
архитектурного наследия, ценности которого
официально объявляются приоритетными, а также
прекращением работы практически всех видных
зодчих, обратившихся к "стилю
Растрелли" - Штакеншнейдера, Монигетти,
Боссе, Бонштедта, Андерсона, Кузьмина.
Архитекторы следующего поколения оказались в
большей зависимости от претензий заказчиков,
далеко не всегда компетентных в вопросах
искусства. Ведущей тенденцией "барочного"
неостиля, что вполне закономерно, теперь
оказывается сочетание мотивов и форм барокко с
эле- ментами других стилистических прототипов,
расцениваемое исследователями нашего времени
как типично эклектическое. В этом отношении
показательны примеры творчества М. А. Макарова ( Ренессанс - барокко ), Б. Стокки и П.Ю.
Сюзора ( барокко - рококо
и ранний классицизм ), Н. Беккера (
барокко - русский классицизм ).
Использовались не только традиционные помпезно-
монументальные итальянские или южно-германские
барочные формы. Так, большая геометрическая
определенность деталей и, вместе о тем, особая
мягкость линий, впечатление расплывчатого
контура, легкость рисунка лепных украшений
обеспечивает особое место среди поздних
необарочных реплик работам архитектора Н. П.
Гребенки, выполненным в 1860-е гг. В новой трактовке
барочных форм у Н. П. Гребенки прослеживаются
своего рода ростки будущего - черты стиля модерн.
В 1870-1880-е гг. элементы барокко ( большей частью -
западноевропейских вариантов стиля ) уверенно
внедряются в структуру многоэтажного жилого
дома, часто совершенно не соответствующую
планировочным и композиционным принципам XVIII в. (
застройка всего участка, даже при неправильной
форме; пять и более этажей, смещение главных осей,
разнообразие внутренних коммуникаций ). Поэтому
барочные формы чаще всего приобретают вид
разрозненных фрагментов наружных декораций.
Наиболее уместной и творчески оригинальной
является их интерпретация в произведениях
архитекторов В.А. Кенеля и П.Ю. Сюзора ( в
частности, объединение нескольких нижних этажей
в один цокольный ярус, акцентировка боковых
осей углового дома); однако к 1890 г. такие
примеры становятся единичными. Неординарное
сочетание мотивов позднего Ренессанса и барокко
демонстрируется в оформлении особняков по
проектам А.И. фон Гогена, В.А. Пруссакова и В.А
Шретера (конец 1880-х- начало 1890-х гг.). В.А. Шретсру
принадлежит также одна из последних необарочных
реминисценций, близких к первым образцам
неостиля. Попытки возврата на ретроспективный
уровень воссоздания барокко предпринимает в
конце XIX в. Л.Н. Бенуа. Целый ряд его проектов, в
большинстве своем неосуществленных,
свидетельствует о тщательном изучении
характерных черт стиля; в каждой работе зодчий
воспроизводит строго определенный вариант
барокко или близкой к нему рокайльной
модификации. Л.Н. Бенуа открывает новые
перспективы развития необарокко в культовом
зодчестве, первым обращает серьезное внимание на
особенности московской архитектуры начала XVIII в.,
не без оснований находя интерпретацию ее форм
отчасти приемлемой и в Петербурге. Его
творческая деятельность во многом
способствовала повторному усилению интереса к
традициям барокко на рубеже XIX и XX столетий.
В данном разделе представлена характеристика
процесса видоизменения необарокко в
соответствии с концепциями стиля модерн
и так называемого "петербургского
ренессанса" 1900-1910-х гг. Обращение к формам
барокко и рококо в поисках "небывалого
ранее" искусства, несомненная близость данным
художественным системам основных принципов,
декларируемых основоположниками "нового
стиля" на рубеже веков (свободная
интерпретация конструктивных элементов и
декоративных мотивов, пластически-живописная
трактовка форм) были отмечены уже современниками
( И.Э. Грабарь, 1908; К.-О. Гартман, 1915). Но в отличие от
Западной Европы, где "процесс
"бароккизации" архитектуры" почти не
обнаруживает непосредственно (Базен
Ж. История истории искусства от Вазари до наших
дней. М.: 1995. С. 133.) и точно воспроизведенных
форм исторического стиля, - в архитектуре России
(ив особенности Петербурга ) для модерна
оказывается возможной стилизация барочного
декора, в ряде случаев даже оставляющая
неизменными его формообразующие основы. Именно
так трактуют детали отделки фасадов и интерьеров
В.В- Шауб, Б.И. Гиршович, В.К. Вейс, В.И. Шене, Г. фон
Голи. Свободная планировка, наращивание массива
здания в высоту, использование элементов
отделки, зрительно объединяющих несколько
ярусов, оконные проемы разной величины и
конфигурации - все это свидетельствует об
активном и плодотворном использовании опыта
эклектиков, уже состоявшегося в необарокко (
например, у Боссе и Монигетти ). В дальнейшем (с
начала 1910-х гг.) "барочная ветвь" модерна
постепенно сливается с направлением,
сложившемся на основе восприятия исторического
стиля как целостного явления и ориентированным
на беспримесную чистоту форм избранных
оригиналов "классических стилей", т.е.
модификаций итальянского Ренессанса,
барокко и классицизма - с неоклассическим
ретроспективизмом. В этом русле изучаются и
реставрируются памятники петербургской старины,
возводятся новью, часто - весьма значительные,
крупномасштабные сооружения, проектируются
грандиозные архитектурные комплексы,
организуются художественные выставки,
выполняются многочисленные ведомственные и
частные заказы.
В связи с подготовкой к празднованию
двухсотлетия со дня основания Петербурга и
выходом "юбилейного" движения за пределы
отмеченной даты ( 1903 г. ) архитекторы обратились к
интерпретации архитектурных образов
петровского времени, а затем ввели в круг
прототипов неостиля различные мотивы и формы русского барокко переходного этапа (
1730-начала 1740-х гг.). Необарочные ретроспекции
создавали (допуская принципиально новые объемно-
пространственные построения, но строго соблюдая
все основные приемы компоновки и орнаментации ) архитекторы А.В. Щусев, А. Дитрих, Л. П.
Шишко, Л.А. Ильин, А.В. Розенберг, О.Р. Мунц, Н.Е. Лансере, АИ. Дмитриев. Оригинальные
варианты реминисценций, сочетающие виртуозный
артистизм и конструктивную неординарность
модерна со стилистической определенностью в
деталях ретроспективизма, продемонстрировали
А.Л. Лишневский, B.C. Шорохов, И.А. Претро С.С.
Серафимов, Л. Хойновский. Активная творческая
работа ретроспективистов, проводившаяся под
эгидой Общества архитекторов-
художников и Археологической
комиссии, осуществлялась непрерывно вплоть до
1917 г., а отдельные произведения ( например, ряд
построек комплекса больницы имени Петра
Великого) были завершены уже в конце 1920-х-начале
1930-х гг. Мотивы архитектуры первых лет
строительства Петербурга прослеживаются в
оформлении некоторых зданий и значительно позже,
в конце 1940-х-начале 1950-х гг. (и в городе, и в
областных культурных центрах, например, в Петергофе и Царском Селе).
Формы, отчасти напоминающие барочные, но
трактуемые с учетом новейших технологий и
материалов, в некоторых случаях используются и в
настоящее время. Это также свидетельствует об
объективной ценности традиций барокко для
архитектурной практики, осуществляемой в
различных социально-исторических условиях. В
заключении изложены основные выводы по теме
диссертации, подчеркивается неоспоримое
историко-художественное значение зодчества
периодов эклектики - модерна - неоклассики и
выделенного в качестве предмета исследования
стилистического направления, утвердившего в
архитектуре середины XIX - начала XX в.
художественные традиции эпохи барокко.
Выводы по теме исследования.
Воссоздание
стиля барокко в петербургской архитектуре
середины XIX в. не было сознательно преследуемой
и планомерно достигаемой целью. До конца XIX
столетия этот стиль не расценивался в качестве
самодостаточной художественной ценности вне
родственных ему стилистических систем -
модифицированного ренессанса и рококо.
Первый этап развития архитектуры эклектики в
направлении, получившем название "второе
барокко", связан с решением проблем
реставрации или реконструкции старинных зданий
столицы в практике петербургской академической
школы 1830-х - 1840-х гг.
Распространение необарокко в сфере
проектирования и строительства новых зданий
было обусловлено в первую очередь постепенны
снятием барьеров сословной регламентации в
плане социального заказа в 1850- е гг., благодаря
чему данное направление привлекает внимание
представителей самых различных слоев населения
и развивается в достаточно широком
архитектурном диапазоне.
В
русле необарокко отмечаются следующие основные
тенденции эклектики: - к строгому соответствию
новых произведений их эпохально-стилистическим
прототипам ( ретроспективная/1840-1860-е и 1910-е гг./); -
к большей свободе в трактовке мотивов, форм,
деталей барочной архитектуры, часто
используемых в сложном соотношении с мотивами
других стилей ( реминисцентная /1860 - 1880-е гг. /); -к
воспроизведению старинных образцов лишь в
пределах отдельных составляющих архитектурной
композиции ( тенденция к фрагментарной
стилизации или собственно эклектическая / 1890-е
гг. /).
В качестве стилистических прототипов
необарочных построек используются самые
различные региональные варианты барокко и
генетически связанные с ними модификации стиля
рококо. Основными ориентирами неостиля служат
образы французской архитектуры первой половины
XVIII в., во многом близкие зрелому русскому
барокко, а также архитектуры Петербурга 1720- 1730-х
гг.
Снижению
интереса к необарокко в конце 1860-х гг. во многом
способствует активизация поиска
"национального стиля", побуждающая
обратиться к наследию древнерусского
зодчества и пренебречь любой, даже
опосредованной опорой на формы искусства Запада.
На рубеже XIX и XX в. воссоздание барокко в
архитектуре Петербурга осуществляется уже в
принципиально ином контексте - в соответствии с
концепциями модерна и ретроспективизма,
имеющими заметное расхождение с эклектикой.
На основе этих концепций и образуются в период 1900
- 1910-х гг. поздние необарочные модификации. В
качестве основных прототипов сооружений
необарокко этого времени зодчие стремятся
использовать произведения петровской эпохи, но в
действительности большинство построенных ими
необарочных зданий имеет много общих черт с
постройками 1730 - 1740-х гг.
Традиции
барокко вновь утверждаются в зодчестве
Петербурга в по рядке закономерного
восстановления в правах многолетнего опыта
создания произведении архитектуры по нормам
художественной системы, сложившейся в первые
десятилетия строительства города. Факт
осмысленного обращения к искусству прошлого,
творческое преобразование архитектурного
наследия в новых произведениях, усвоение
основных закономерностей стилеобразования в
различных художественных системах, чуткость
реакции на изменения в характере визуального
восприятия и образного мышления - все это
позволяет расценивать архитектуру
исследованного периода и ярко выделяющееся
среди всего многообразия ее направлений
необарокко характерными и, несомненно,
значительными явлениями эпохи, отразившими ее
идеалы и воззрения в необычайном множестве
вариантов воплощения авторских замыслов.
1. Особенности нового социального заказа в
русской архитектуре: Петербург середины ХГХ века
/ Художественный образ и педагогический процесс.
Вып. 1. СПб.: РГПУ., 1997. С. 53-60.
2. Необарокко в Петербурге ( к вопросу об изучении
архитектурного наследия 1830- 1910-х гг.) /
Петербургские чтения - 98/99. СПб.: Петербургский
институт печати, 1999. С. 173-177.
3 Интерпретация образов архитектуры барокко в
проектной графике Л-Н.Бенуа/ Петербургские
чтения - 98 / 99. СПб.: Петербургский институт печати,
1999. С. 163 -172.
<--- Назад Содержание
Написать комментарий
|