Витраж в русской культуре:
Санкт-Петербург и его памятники.
Волобаева Т.В.
Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата искусствоведения.
C.-Петербург.1999.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения
И.Д. Чечот
Архитектура России
Витражное искусство имеет в
России сравнительно недолгую историю. В
средневековых русских постройках и в
архитектуре XVIII века витражи не были
распространены. Обнаруженные факты об их
использовании в это время крайне незначительны,
образцы цветного декоративного остекления не
сохранились.
История
русского витража началась в 1820-е гг., когда
отечественными фабрикантами были предприняты
первые опыты в этой области стеклоделия. В
1900-1910-е гг. витражное искусство в России
достигло расцвета. Революция 1917 г. оборвала
развитие русского витража, история которого,
таким образом, насчитывает около ста лет.
Тема "Витраж в
русской культуре" в целом мало изучена в
российской науке. Существует ряд публикаций об
отдельных произведениях и группах памятников, о
некоторых производственных центрах, однако
полная картина развития русского витража 1820-1917
гг. - эпохи модерна и эклектики - отсутствует.
Толчком для развития
отечественного производства витража в XIX в. стали
не только и не столько достижения в области
стеклоделия. Скорее, промышленность
откликнулась на определенный, сильно выраженный
потребительский спрос на "транспарантные
картины". Об этом свидетельствуют и первые опыты
российских фабрикантов по изготовлению
разноцветных окон, первоначально очень простого
характера, и большое количество имитаций
живописи на стекле.
В 1820-1840-е гг. витражи
стали распространенным украшением в интерьерах
русских дворянских особняков. Мода на
разноцветные окна пришла в Россию из Западной
Европы, вместе с комплексом романтических идей и
представлений. В России второй четвери XIX в., как и
в Европе, увлечение витражами было неразрывно
связано с мировоззрением романтической эпохи и
поддерживалось многими факторами как в
архитектуре, так и в живописи, и в поэзии. На
протяжении 1820-1910-х гг. русское витражное
искусство прошло определенный путь развития:
изменялись техника, иконография, размещение в
пространстве жилого дома. На протяжении
XIX-начала XX вв. эволюционировало и восприятие
цветного окна, что нашло отражение в
терминологии: если в эпоху романтизма
полихромное декоративное остекление называли "транспарантной
живописью", то в конце ХIХ в. - "узорным
окном", и только в 1900-е гг. появилось современное
название "витраж", заимствованное из
французского языка.
Витраж, в
отличие от многих других видов искусств, выходит
за границы отведенного ему места в иерархии
художеств. Он имеет тесную связь с
изобразительным и прикладным искусством,
архитектурой и стеклоделием. Научно-технический
прогресс и развитие эстетической мысли
обогатили семантику витража нового времени.
В настоящем исследовании
представлены результаты изучения русского
витражного искусства от первых следов его
появления в древнерусской архитектуре до 1917
года. Развитие русского витража XIX - начала XX вв.
анализируется на примере петербургских
памятников. Витраж рассматривается
художественном и историко-культурном аспектах.
Сохранившийся в петербургских
зданиях натурный материал - декоративное
остекление и его фрагменты - требует
безотлагательного изучения, так как потери
витражей в застройке XIX- начала XX вв. умножаются
с каждым днем. Актуальность исследования не в
последнюю очередь определяется интересом
специалистов и горожан к исчезающему наследию
дореволюционной массовой культуры.
Определить место витражного
искусства в русской культуре, охарактеризовать
основные этапы его развития.
1. Исследовать предысторию
витража в России: древнерусский период и XVIII век,
- как этапы, предшествовавшие появлению
российского витражного производства. Выявить
факты применения витража в архитектуре,
объяснить их с точки зрения особенностей русской
культуры этого времени.
Определить комплекс причин, положивших
начало истории русского витража в 1820-1840-е гг., а
также его отечественного производства. Изучить
увлечение "транспарантными картинами" в
контексте культурной жизни обозначенного
периода: выявить связь с архитектурной теорией и
практикой, живописью и литературой, рассмотреть
символику витража романтической эпохи.
Выявить предпосылки и причины
появления витража в системе убранства
православного храма.
4. Определить роль полихромных
окон в интерьерах эпохи эклектики и модерна,
выявить закономерности применения витражей в
зависимости от стилистики и типологии помещения.
5. Охарактеризовать российскую
стекольную промышленность с точки зрения
возможностей и масштабов изготовления
художественной продукции на основе листового
стекла в 1830-1890-е и 1890-1910-е гг.
6. Выявить предпосылки
стремительного развития витражного искусства в
Петербурге в конце XIX - начале XX века.
7. Определить основные
петербургские центры изготовления витражей
(имена мастеров, названия мастерских,
предприятий) в XIX- начале ХХ вв.
На основе документальных и
изобразительных материалов, стилистического
анализа произвести атрибуцию ряда памятников.
Определить основные иконографические
мотивы и выявить изменения художественной формы
и техники витража в периоды эклектики и модерна.
В работе использован
комплексный метод изучения натурного,
иконографического материала и
историко-документальных источников в сочетании
со стилистическим анализом памятников
витражного искусства Петербурга.
Исследование развития
витражного искусства в широком
историко-культурном контексте позволило выявить
многообразные взаимосвязи и общность в
процессах, происходящих в различных видах
искусств.
Впервые в отечественном
искусствознании дается обобщающая
характеристика витражного искусства в России.
Выявлены масштабы применения цветного
полихромного остекления в русском зодчестве XIX-
начала XX вв. Определены этапы развития витража в
России. Выявлены основные закономерности
размещения витражей в пространстве жилого дома и
интерьерах различной стилистической
направленности. Обозначены взаимосвязи
искусства витража с процессами, происходившими в
области архитектуры, изобразительного
искусства, литературы и философии.
Материалы диссертации
содержат важные сведения для исследователей
истории, культуры, изобразительного и
декоративного искусства. Данная работа
представляет интерес не только для специалистов,
изучающих проблемы русской художественной
культуры. Она может быть использована в музейной
практике при атрибуции витражных произведений,
имеющихся или поступающих в собрания, при
организации экспозиций и составлении каталогов,
в лекционной и экскурсионной работе. Материал
диссертации может быть полезен реставраторам,
которые часто не только "ремонтируют"
сохранившиеся витражные композиции, но и
реконструируют утраченные элементы по
собственным проектам.
Основные положения
диссертации были представлены в виде докладов и
сообщений на конференциях в Российском
институте истории искусств, в Государственном
музее истории Санкт-Петербурга. Отдельные темы
были разработаны и опубликованы в виде статей в
различных научных изданиях.
В диссертации 229 страниц
машинописного текста. Работа состоит из
введения, трех глав и заключения. В приложениях
содержатся краткая справка об алтарном образе Исаакиевского собора и два
монографических очерка: о мастерской
В.Д.Сверчкова и о деятельности семьи стеклопромышленников
Франк и их вкладе в развитие витражного
производства в Петербурге в начале ХХ века.
В научный аппарат включен
список литературы.
Содержание Далее --->
Написать комментарий
|