Витраж в русской культуре:
Санкт-Петербург и его памятники.
Волобаева Т.В.
Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата искусствоведения.
C.-Петербург.1999.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения
И.Д. Чечот
Архитектура России
В главе рассматривается
витражное искусство рубежа XIX - XX века на примере
петербургских памятников.
В семантике витражного окна с
середины XIX века акцент переместился с темы
прозрачной живописи (транспаранта) на
"мифологию стекла". В русской литературе и
поэзии рубежа XIX - XX вв. стекло (витраж) часто
обыгрывается как грань двух миров. Стекло
выступает как амбивалентный материал оживления
и убиения: мертвое оживает и наполняется духом,
материальное истончается, гибнет в своей
телесной субстанции, превращаясь в дух. Одна из
функций витражного окна в архитектуре доходных
домов - "изоляция неприглядного внешнего
пространства, трансформация его в
фантастический мир прекрасного". Происходящую
поэтическую метаморфозу лучше всего
иллюстрируют произведения поэтов "серебряного
века":
На бледно-лазурном стекле
Написаны ярко узоры.
Цветы наклонились к земле,
Скала убегает к скале,
И видно, как дремлют во мгле,
Далекие снежные горы.
Но что за высоким окном
горит нерассказанным сном
И краски сливает в узоры?
Не дышит ли там Красота
в мерцании мира и лени?
Всхожу, - и бледнеем мечта,
К печали ведет высота,
За темным окном пустота, -
Меня обманули ступени.
Все дышит в немой полумгле,
И только на мертвом окне
Играют бездушные тени.
(К.Бальмонт, 1897 г.)
Витраж
- синтетическое произведение. С одной стороны,
выполняя задачу ограждения пространства, он
заменяет стену и одновременно создает иллюзию ее
исчезновения, будучи прозрачной живописью или
мозаикой. С другой стороны, -- скрывает внешний
мир за декорацией из цветного стекла.
Конструктивная основа витража
- проволочная сетка, оплетающая стеклянные
пластины, одновременно несет и изобразительное
начало, так как является контуром, рисунком
изображения. Заполнение этой основы пластинами
цветного стекла становится аналогом цветового
пятна в живописи. Именно поэтому витраж
органично существует в архитектуре модерна,
главным постулатом которой стал синтез
полезного и прекрасного. Окраска стекла (цвет)
несет исключительно
эмоционально-синестетическую нагрузку, не
будучи необходимой для "функционирования"
окна. Высшим же воплощением принципа "полезное в
прекрасном" стали "зеркальные стекла с фацетом
в медной и свинцовой оправе", где художественное
впечатление производится исключительно
"силами" проволочного контура, при отсутствии
цвета. Использование в это время в строительной
практике разнофактурных материалов сказалось и
в области этого искусства: зеркальные, с
разнообразно обработанной поверхностью
(узорчатые, кафедральные, трубчатые, рифленые,
травленые, гравированные и т.д.), однотонные и
полихромно окрашенные в массе, опалесцентные
стекла использовались для изготовления
витражей.
Ведущие русские живописцы
конца XIX - начала XX вв. мало повлияли на развитие
витража в России: работы М.Врубеля, Н.Рериха, В.Васнецова в
этой области носили эпизодический характер. А
основное направление витражному искусству с 1880-х
стали задавать фирмы, организованные
иностранными предпринимателями.
Массовое изготовление
витражей началось в 1890-е, когда наметились
предпосылки для создания крупных предприятий
или концернов, обеспеченных постоянным рынком
сбыта и рабочей силой, и в стекольную
промышленность проник крупный акционерный
капитал. Установлено, что за почти
тридцатилетний период (1890-1917) в Петербурге
работали в общей сложности около 20 мастерских,
которые изготавливали витражи не только для
столицы, но и для многих других городов России.
Определено место художественно-стекольных
мастерских в структуре стекольной
промышленности. В подавляющем большинстве это
были ателье при крупных фабриках,
производственных комплексах. Первоначально они
работали на импортном сырье, часто с
привлечением иностранных мастеров: французских,
бельгийских и австрийских, занятых в сфере
изготовления белого бемского стекла и при
отделке готовых изделий. Ателье, работающих
самостоятельно из покупного материала было мало,
и возникли они только в 1900-е.
В 1900-1910-е в Петербурге
сформировались отечественные кадры
мастеров-витражистов, подготовка которых была
организована в столице - в классах живописи по
стеклу при Императорском Обществе
поощрения художеств и в Центральном училище
технического образования барона Штиглица.
Новые виды стекол, выпускаемые
промышленностью, новая стилистика открыли ранее
неизвестные возможности для композиций на
основе листового стекла. Благодаря
стандартизации элементов строительной
конструкции и их промышленному изготовлению
витражи перестали быть предметом роскоши и стали
доступны большому числу
заказчиков-домовладельцев. В 1890-1910-е витражи
можно было видеть практически во всех видах
архитектурных сооружений, независимо от их
типологии и интерпретации фасадного декора:
исторические реминисценции перестали
определять возможность декоративного
остекления тех или иных помещений. Оно получило в
это время чрезвычайно широкое применение:
стеклянные потолки, лестничные окна, мебельные
дверцы, рекламные вывески и даже ограды домов -
вот область его использования.
Витражи
Петербурга рубежа XIX - XX веков, известные по
иконографическим источникам и натурным
материалам, охарактеризованы с точки зрения
иконографии, технико-технологических
особенностей. Особую группу декоративного
остекления, обычно не упоминаемую в научной
литературе, составляют имитации
витражей. Их появление было вызвано повышенным
спросом на полихромные просвечивающие
произведения в тот момент, когда промышленное
изготовление витражей еще не было налажено.
Среди имитаций - витрофании, диафании,
декалькомании, а также оригинальные по замыслу и
исполнению произведения. Имитации расписных,
мозаичных и комбинированных витражей были
распространены в этот период и в европейских
странах.
Большую часть сохранившихся
витражей в петербургских зданиях невозможно
атрибутировать, так как в большинстве случаев
утрачены фрагменты с подписью или клеймом
мастерской. Повторяемость мотивов, одинаковая
трактовка элементов витражей в разных домах не
всегда указывают на авторство одной мастерской,
так как в условиях массового изготовления
тиражированной продукции различия в работах,
принадлежащих той или другой фирме, стирались.
Иконография витражей эпохи
модерна определялась общим направлением
развития декоративных искусств этого периода.
Среди петербургских памятников преобладают
витражи флорального и геометрического
характера.
Стилистика
витража петербургского модерна вобрала в себя
элементы различных вариантов стиля модерн: и
французского Ар Нуво (Art
Nouveau), и немецкого Югендстиля (Jugendstil), и австрийского Сецессиона
(Sezession). Искусство витража, как и все
петербургское зодчество этого периода, испытало
влияние прежде всего немецкой культуры. Однако
германской школа опосредовано усваивалась на
петербургской почве. Ее влияние сказалось не
только и не столько в области иконографических,
стилистических или технико-технологических
заимствований, сколько в организации
германскими подданными массового витражного
производства.
1917 год обозначил конец эпохи
петербургского витража. Его история осталась
короткой, но яркой и интересной страницей
российской культуры.
<--- Назад Содержание Далее
--->
Написать комментарий
|