Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1156475&uri=glava3.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 13:28:41 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники.
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Посмотрите новые поступления ... Обратите внимание!
 
  Наука >> История >> История искусства | Диссертации
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Популярные статьиПопов А.В. Санкт-Петербург в культуре русского зарубежья: город на берегу Мексиканского залива

Научные статьиСтоляр А. Д., Международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения профессора М. И. Артамонова (Санкт-Петербург, 9-12 декабря 1998 г.)

Научные статьиАрхитектурное наследие русского зарубежья

Научные статьиРусское религиозное искусство конца XIX - начала ХХ века и православные храмы в Русском Зарубежье

Обзорные статьиИздания эпохи Александра I в Нью-Йоркской публичной библиотеке

Научные статьиРоссия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция и православные храмы

Обзорные статьиКультурное наследие российской эмиграции

Научные статьиО русской архитектуре Харбина и проблемах архитектурных исследований Русского Зарубежья на Дальнем Востоке

Научные статьиДергачева И.В., Синодик с литературными предисловиями: история возникновения и бытования на Руси.

НовостиПравославная церковь в Японии

ДиссертацииРусская Православная Миссия в Китае

Научные статьиНационально-теократическая концепция Святой Руси А.В.Карташева

Обзорные статьи...Как драгоценные шкатулки. Русские Церкви в Европе

Научные статьиКасинец Э. Славянские издания в американских коллекциях

Популярные статьиРоссийское Зарубежье в системе общественного сознания и культуры России

Научные статьиКлемешов А. С., II региональная научная конференция

Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники.
Волобаева Т.В.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. C.-Петербург.1999.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения И.Д. Чечот
Архитектура России


Глава III. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна

В главе рассматривается витражное искусство рубежа XIX - XX века на примере петербургских памятников.

В семантике витражного окна с середины XIX века акцент переместился с темы прозрачной живописи (транспаранта) на "мифологию стекла". В русской литературе и поэзии рубежа XIX - XX вв. стекло (витраж) часто обыгрывается как грань двух миров. Стекло выступает как амбивалентный материал оживления и убиения: мертвое оживает и наполняется духом, материальное истончается, гибнет в своей телесной субстанции, превращаясь в дух. Одна из функций витражного окна в архитектуре доходных домов - "изоляция неприглядного внешнего пространства, трансформация его в фантастический мир прекрасного". Происходящую поэтическую метаморфозу лучше всего иллюстрируют произведения поэтов "серебряного века":

На бледно-лазурном стекле

Написаны ярко узоры.

Цветы наклонились к земле,

Скала убегает к скале,

И видно, как дремлют во мгле,

Далекие снежные горы.

Но что за высоким окном

горит нерассказанным сном

И краски сливает в узоры?

Не дышит ли там Красота

в мерцании мира и лени?

Всхожу, - и бледнеем мечта,

К печали ведет высота,

За темным окном пустота, -

Меня обманули ступени.

Все дышит в немой полумгле,

И только на мертвом окне

Играют бездушные тени.

(К.Бальмонт, 1897 г.)

Витраж - синтетическое произведение. С одной стороны, выполняя задачу ограждения пространства, он заменяет стену и одновременно создает иллюзию ее исчезновения, будучи прозрачной живописью или мозаикой. С другой стороны, -- скрывает внешний мир за декорацией из цветного стекла.

Конструктивная основа витража - проволочная сетка, оплетающая стеклянные пластины, одновременно несет и изобразительное начало, так как является контуром, рисунком изображения. Заполнение этой основы пластинами цветного стекла становится аналогом цветового пятна в живописи. Именно поэтому витраж органично существует в архитектуре модерна, главным постулатом которой стал синтез полезного и прекрасного. Окраска стекла (цвет) несет исключительно эмоционально-синестетическую нагрузку, не будучи необходимой для "функционирования" окна. Высшим же воплощением принципа "полезное в прекрасном" стали "зеркальные стекла с фацетом в медной и свинцовой оправе", где художественное впечатление производится исключительно "силами" проволочного контура, при отсутствии цвета. Использование в это время в строительной практике разнофактурных материалов сказалось и в области этого искусства: зеркальные, с разнообразно обработанной поверхностью (узорчатые, кафедральные, трубчатые, рифленые, травленые, гравированные и т.д.), однотонные и полихромно окрашенные в массе, опалесцентные стекла использовались для изготовления витражей.

Ведущие русские живописцы конца XIX - начала XX вв. мало повлияли на развитие витража в России: работы М.Врубеля, Н.Рериха, В.Васнецова в этой области носили эпизодический характер. А основное направление витражному искусству с 1880-х стали задавать фирмы, организованные иностранными предпринимателями.

Массовое изготовление витражей началось в 1890-е, когда наметились предпосылки для создания крупных предприятий или концернов, обеспеченных постоянным рынком сбыта и рабочей силой, и в стекольную промышленность проник крупный акционерный капитал. Установлено, что за почти тридцатилетний период (1890-1917) в Петербурге работали в общей сложности около 20 мастерских, которые изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Определено место художественно-стекольных мастерских в структуре стекольной промышленности. В подавляющем большинстве это были ателье при крупных фабриках, производственных комплексах. Первоначально они работали на импортном сырье, часто с привлечением иностранных мастеров: французских, бельгийских и австрийских, занятых в сфере изготовления белого бемского стекла и при отделке готовых изделий. Ателье, работающих самостоятельно из покупного материала было мало, и возникли они только в 1900-е.

В 1900-1910-е в Петербурге сформировались отечественные кадры мастеров-витражистов, подготовка которых была организована в столице - в классах живописи по стеклу при Императорском Обществе поощрения художеств и в Центральном училище технического образования барона Штиглица.

Новые виды стекол, выпускаемые промышленностью, новая стилистика открыли ранее неизвестные возможности для композиций на основе листового стекла. Благодаря стандартизации элементов строительной конструкции и их промышленному изготовлению витражи перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков-домовладельцев. В 1890-1910-е витражи можно было видеть практически во всех видах архитектурных сооружений, независимо от их типологии и интерпретации фасадного декора: исторические реминисценции перестали определять возможность декоративного остекления тех или иных помещений. Оно получило в это время чрезвычайно широкое применение: стеклянные потолки, лестничные окна, мебельные дверцы, рекламные вывески и даже ограды домов - вот область его использования.

Витражи Петербурга рубежа XIX - XX веков, известные по иконографическим источникам и натурным материалам, охарактеризованы с точки зрения иконографии, технико-технологических особенностей. Особую группу декоративного остекления, обычно не упоминаемую в научной литературе, составляют имитации витражей. Их появление было вызвано повышенным спросом на полихромные просвечивающие произведения в тот момент, когда промышленное изготовление витражей еще не было налажено. Среди имитаций - витрофании, диафании, декалькомании, а также оригинальные по замыслу и исполнению произведения. Имитации расписных, мозаичных и комбинированных витражей были распространены в этот период и в европейских странах.

Большую часть сохранившихся витражей в петербургских зданиях невозможно атрибутировать, так как в большинстве случаев утрачены фрагменты с подписью или клеймом мастерской. Повторяемость мотивов, одинаковая трактовка элементов витражей в разных домах не всегда указывают на авторство одной мастерской, так как в условиях массового изготовления тиражированной продукции различия в работах, принадлежащих той или другой фирме, стирались.

Иконография витражей эпохи модерна определялась общим направлением развития декоративных искусств этого периода. Среди петербургских памятников преобладают витражи флорального и геометрического характера.

Стилистика витража петербургского модерна вобрала в себя элементы различных вариантов стиля модерн: и французского Ар Нуво (Art Nouveau), и немецкого Югендстиля (Jugendstil), и австрийского Сецессиона (Sezession). Искусство витража, как и все петербургское зодчество этого периода, испытало влияние прежде всего немецкой культуры. Однако германской школа опосредовано усваивалась на петербургской почве. Ее влияние сказалось не только и не столько в области иконографических, стилистических или технико-технологических заимствований, сколько в организации германскими подданными массового витражного производства.

1917 год обозначил конец эпохи петербургского витража. Его история осталась короткой, но яркой и интересной страницей российской культуры.

<--- Назад    Содержание    Далее --->


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования