Декан - академик АПН Е.А. Климов
Факультет психологии был создан
в 1966 г. В настоящее время он является
основным центром подготовки
квалифицированных специа-листов по всем
направлениям бурно развивающейся
психологической науки.
Главное направление научных
исследований, ведущихся на фа-культете, -
разработка теории деятельности, основы
которой были заложены в советской
психологии в работах Л.С. Выготского и за-тем
развивались С.Л. Рубинштейном и другими
учеными Московско-го университета. Это
направление стало широко известно в
мировой психологии благодаря трудам
лауреата Ленинской премии академи-ка АПН А.Н.
Леонтьева, который был создателем
психологической теории деятельности и внес
большой вклад в ее развитие.
На факультете ведутся
теоретические и экспериментальные ис-следования
по таким основным направлениям, как
структура и раз-витие личности человека,
формирование деятельности и психики ре-бенка,
закономерности взаимодействия коллектива
и личности, на-рушения и коррекции
деятельности и психики. Проводятся работы
по изучению отдельных психических функций:
восприятия, памяти, воли, эмоций. Интенсивно
развиваются исследования закономерно-стей
взаимодействия человека и ЭВМ. В нашей
стране и за рубежом широко известны работы
ученых факультета психологии МГУ по ис-следованию
психики животных (зоопсихология), а также
нейронных механизмов психических
процессов (психофизиология).
Мировое признание получило новое
направление в психологии, созданное
профессором А.Р. Лурия, - нейропсихология.
Она занимает-ся анализом нарушения психики
при локальных поражениях мозга и
коррекцией этих нарушений. Широко известна
теория планомерно-поэтапного формирования
умственных действий, сформулированная
профессором П.Я. Гальпериным. Эта теория,
раскрывающая закономерности обучения,
создает новые возможности для оптимизации
учебного процесса.
Ученые-психологи оказывают
большую помощь народному хозяй-ству,
отраслям культуры и медицины:
разрабатывают инженерно-психологические
рекомендации, пути повышения
производительно-сти труда, методы
усовершенствования процесса обучения
школьни-ков и студентов, способы
диагностики психических нарушений при
локальных поражениях головного мозга и
душевных заболеваниях.
В состав факультета входят
девять кафедр: общей психологии; психологии
личности; психологии труда и инженерной
психологии; социальной психологии;
психофизиологии; нейро- и патопсихологии;
возрастной психологии; педагогической
психологии и педагогики; педагогики,
психологии и методики преподавания в
высшей школе. Имеются также лаборатории
прикладной и экспериментальной пси-хологии,
психологии восприятия, психологии общения,
психологии профессий и конфликта. При
кафедре общей психологии работает группа
зоопсихологии.
Обучение на факультете включает
социально-гуманитарные, естественно-научные,
общепрофессиональные психологические
дисциплины и дисциплины специализации. В
цикле социально-гуманитарных дисциплин
изучаются: история, философия, история
философии, экономика, политология,
социология, логика, иностранные языки (английский,
французский, немецкий). Естественно-научные
дисциплины включают два цикла:
биологические, математические. В цикле
биологических дисциплин изучаются
анатомия и эволюция центральной нервной
системы, антропология, физиология централь-ной
нервной системы, физиология сенсорных
систем, физиология высшей нервной
деятельности, экология. В цикле
математических дисциплин изучаются высшая
математика, применение математики в
психологии, основы информатики, ЭВМ в
психологии.
Общепрофессиональная
психологическая подготовка складыва-ется
из курсов общей психологии, истории
психологии, экспери-ментальной психологии,
курса лекций по методологическим вопро-сам
психологии, психогенетики. Серьезные
навыки эксперименталь-ной работы студенты
получают в общем практикуме по психологии,
где они выполняют задания по разделам: "Наблюдение
и беседа в психологии", "Эксперимент", "Психодиагностика"
и "Измерение в психологии".
Фундаментальная психологическая
подготовка включает также учебные
дисциплины, которые знакомят студентов с
отраслями пси-хологической науки:
клинической психологией, нейропсихологией,
психофизиологией, возрастной и
педагогической психологией, пси-хологией
труда и инженерной психологией, социальной
психологией, зоопсихологией.
В цикле дисциплин специализации
студенты более основательно знакомятся с
избранной отраслью психологии, а также
овладевают методами исследования и
практической работы психолога.
Обучение на факультете ведется
по специальностям "психоло-гия" и "клиническая
психология". На дневное отделение прием
абитуриентов производится по раздельному
конкурсу на специаль-ности, а также
специализации (в рамках специальности "психоло-гия"):
общей психологии и психологии личности;
психофизиологии; социальной психологии;
психологии труда и организационной психо-логии;
психологии развития; педагогической
психологии. В дипломе помимо общей
специальности указывается специализация.
Все выпускники факультета
психологии получают, кроме того,
квалификацию "преподаватель психологии",
т.е. имеют право преподавания в
университетах, вузах различного профиля,
медицинских и педагогических училищах. К
педагогической работе студенты гото-вятся,
изучая курсы педагогики и методики
преподавания психологии, проходят
педагогическую практику. Подготовка к
практической работе осуществляется за счет
спецпрактикумов и практик на местах
будущей работы.
Основное внимание уделяется
вовлечению студентов в научно-исследовательскую
работу. Они широко привлекаются к исследова-ниям
в лабораториях факультета и его базовых
учреждениях.
На V курсе проводится
производственная практика. Базовыми
учреждениями для практики являются научно-исследовательские
институты, высшие учебные заведения,
психологические лаборато-рии клиник и
промышленных предприятий и т.д. Часть
студентов проходит практику в зарубежных
странах.
Выпускники факультета работают в
научно-исследовательских учреждениях, в
системе народного образования, в высшей
школе, на промышленных предприятиях, в
учреждениях культуры, проектных и
конструкторских бюро, в медицинских
учреждениях и др.
На факультете имеется вечернее отделение. Срок
обучения на дневном отделении 5 лет, на
вечернем 6 лет.
С 2000/2001 учебного года открыт
прием в магистратуру для под-готовки по
направлению "Психология" на базе
высшего професси-онального
психологического образования второго
уровня по следующим образовательным
программам: общая психология; психология
личности; социальная психология;
организационная психология; пси-хология
труда и инженерная психология; клиническая
психология; психофизиология; психология
развития; детская и возрастная пси-хология;
педагогическая психология.
Срок обучения - 2 года. Зачисление
в магистратуру осуществля-ется по
результатам конкурсных аттестационных
экзаменов, в ко-торых оценивается уровень
подготовленности поступающих в области
базовой университетской
общепсихологической подготовки: также
оцениваются знания в рамках учебной
дисциплины, соответству-ющей профилю
магистерской программы.
Посмотреть комментарии[1]
|