УДК
801.3
Н.Ж. ГУМЕРОВА
Башкирский государственный университет
Ключевые слова: научный, филология, тезисы докладов, теория языка, лексика, функциональный подход, словарь, когнитивистика
|
С самого первого момента своего
возникновения как самостоятельной науки,
языкознание занималось изучением
семантики языковых единиц, начиная с
семантики высказывания, семантики
грамматических форм, и, наконец, семантики
предложения и целого текста.
При рассмотрении проблем языковых
универсалий, взаимосвязи языка и мышления,
при сопоставительном исследовании
неродственных языков, лингвисты пришли к
выводу, что всеобщие закономерности,
управляющие развитием мышления и языка,
свойственны не какому-либо одному языку
конкретного общества. Процессы восприятия,
понимания, переработки информации в
речемыслительной деятельности человека
основаны на некоторых общих для всех людей
понятийных категориях.
Знания в памяти человека не являются
аморфными, а организованы в виде, так
называемых, концептов‑ наиболее
абстрактных, обобщенных понятий,
отражающих различные сферы
жизнедеятельности.
Концепты сводят все существующие и
наблюдаемые явления и факты
действительности окружающей человека к
единому понятию.
В деятельностном аспекте концепты
представлены функционально-семантическими
сферами - совокупностью средств
реализации концепта в речи.
Функционально-семантическая сфера -
комплексное образование, состоящее из
блоков лексем, разнообразно связанных
между собой.
Основные функционально-семантические
сферы связаны с жизнедеятельностью
человека. Основой их являются
суперконцепты. Например, "жить", "работать",
"двигаться", "говорить", "видеть".
Поскольку мир действительности
динамичен, правомерно поставить в центр
суперконцепта соответствующий
многозначный глагол, в смысловой структуре
которого начинается конкретизация
суперконцепта.
Функционально-когнитивный подход к
исследованию языка и рассматривающий язык
с точки зрения выполняемых им функций,
когда коммуникативная и когнитивная (познавательная)
функции считаются наиболее важными,
позволяет по новому взглянуть на
взаимосвязь языка и мышления.
Применение подобного подхода к
изучению лексического уровня языка и всей
системы языка привело к необходимости
построения словаря нового типа -
основанного на типах знаний,
зафиксированных в смысловой структуре
слова. И, предположительно, нового типа
грамматики, где языковые единицы будут
рассматриваться, как со стороны
выполняемых ими функций, так и со стороны
отраженных в них различных пластов знаний о
мире.
Именно то общее содержание, заложенное
в языковых единицах, и позволяет эффективно
использовать их в речи - люди понимают
друг друга.
|
[1]. |
Колшанский Г.В. Логика и структура
языка. М., 1965, С.240
|
[2]. |
Гафарова Г.В., Кильдибекова Т.А. Когнитивные
аспекты лексической системы языка. Уфа,
1998, С.182
|
[3]. |
Кубрякова Е.С. Начальные этапы
становления когнитивизма: лингвистика -
психология - когнитивная наука // Вопросы
языкознания, 1994, 34, С.34-47
|
[4]. |
Калимуллина В.М. Когнитивный аспект
глагольной синонимии в английском и
русском языках // Актуальные проблемы
сопоставительного языкознания, 1998, Уфа, С.25-27
|
Написать комментарий
|